18 июн. 2012 г.

"Баффи" целиком и полностью (5-й сезон)

Пятый сезон самый лучший в цикле и самый драматичный.

В прошлогоднем финале перед Баффи встал вопрос, кто она такая и какова её место в этом мире. Сейчас в первой серии она встретилась с Дракулой, который заехал в Саннидейл посмотреть на Истребительницу, и он сказал ей, что они оба существа одной природы, порождения Тьмы. Но главной темой станет не осмысление Баффи своего тёмного начала (хотя к этому она потом вернется), а столкновение со смертью, её ужасом и притягательностью, а в конце концов и в качестве освобождения.

А пока что жизнь прекрасна: "Инициативу" разогнали, наступили летние каникулы, у Баффи продолжается роман с Райли, Зендер работает плотником на стройке, хотя по-прежнему живет в подвале родительского дома по соседству со стиральной машиной и сушилкой для белья, Виллоу и Тэра практикуют магию, Аня официальная подружка Зендера и всё так же не может усвоить правила человеческой жизни, у Джайлса кризис среднего возраста и он купил красную машину с открытым верхом. Спайк оборудовал себе склеп, смотрит телевизор и лелеет планы убить Баффи. А у Баффи появляется младшая сестра 14-ти лет.

Нет, она не приехала откуда-то, она просто есть и все герои уверены, что она всегда была. Зрители в полном недоумении, объяснения всё нет, так что остается свыкнуться с её существованием.


Дон, как положено 14-летнему подростку, строчит в дневнике, ссорится с сестрой, требует к себе внимания и постоянно влипает в неприятности.

Джайлс покупает магазинчик магических принадлежностей, чтобы хоть чем-то заняться. "Мэджик Бокс" станет теперь штабом команды Скуби и местом работы Ани, которая, как оказалось, неплохо ведет бизнес и очень любит деньги.

Но в счастливом мире покой не долго длится. Райли чувствует, что Баффи его не любит, не говоря уже о том, что она сильнее его физически, она лидер и супергерой, а он просто крепкий парень с хорошей военной подготовкой. Но главное, она не считает, что ей нужен партнер в бою. Райли нет места в этой части её действительности. Он находит для себя странное удовольствие добровольно давать вампирам пить у себя кровь.   Рано или поздно Райли принимает решение поступить в армию, куда его зазывают бывшие товарищи по "Инициативе", и уезжает. Баффи очередной раз в отчаянии, всё было хорошо и тут её опять бросают. Опять сердце разбито. Почему она всегда одна? В конце концов, она придет к выводу, что если она одна, значит сейчас так надо, просто ей сейчас никто не нужен и не надо форсировать события.

Зато Спайку во сне открывается истинная природа его желания убить Баффи (он в любом случае не может это сделать из-за чипа в голове). Он понимает, что одержимость Истребительницей вызвана сексуальным влечением. Тут целый букет - секс, насилие и рок-н-ролл, из этих компонентов у него складывается любовь. Спайк сам от открытия в ужасе, нет, насилие, жажда смерти, это всё пожалуйста, секс - тем более, но романтические чувства к врагу - этого никак не может быть, это делает его слабым и уязвимым. Мало ему чипа в башке, так теперь еще нехорошее чувство к Баффи. Пока что он борется со своими эротическими фантазиями, в которых он и Баффи пытаются уничтожить друг друга.


На самом деле, его отношения с Истребительницами имеют давнюю историю - он в своё время убил двоих. Первую из интереса, вторую уже осознанно, движимый жаждой смерти, для него это dance macabre, он сам сравнивает свой бесконечный поиск главной своей противницы с танцем, в котором главное никогда не останавливаться. Не так, чтобы Спайк мечтал умереть, но его близость смерти возбуждает, особенно если в этом танце он останется в живых. Ровно то же самое он предполагает в Баффи. Но его агрессия продолжается только пока Баффи сильна и способна дать отпор. В тот момент, когда он застает её плачущей и беззащитной, Спайк, который явился с ружьем её убивать (про чип он сказал, что потерпит два часа боли, зато она будет мертва), жалеет её чисто по-человечески. он ни о чем не спрашивает, просто сидит с ней на крыльце, отложив ружьё.


Но главные события в жизни Баффи лежат совсем в другой плоскости. Она узнает тайну Дон. Её сестра не совсем человек по сути, а мистический артефакт. Она Ключ к другим измерениям, чистый сгусток энергии, который какие-то монахи-волшебники облекли в человеческую форму и спрятали в безопасное место - в семье Баффи. Все воспоминания о Дон и самой Дон - ненастоящие, ей от силы полгода, что бы не помнили окружающие. Ключ разыскивает Большой Злодей Сезона, и в этот раз это женщина, богиня Глори. Её выгнали из её измерения, в мире людей она по-прежнему могущественна, но не имеет той силы, какая у неё была. Глори хочет вернуться обратно, для этого и нужен Ключ, но каков он и где, она не знает.  Неприятность заключается в том, что Ключ откроет все измерения сразу, границы исчезнут, мир просто разрушится. Баффи знает только, что Ключ - это Дон, и что она важна и нуждается в защите. Но прежде всего, настоящая она или нет, это её сестра. Она человек, в них течет одна кровь, они - семья.

Второе и самое важное событие - заболевает, а потом умирает Джойс, мать Баффи и Дон. Серия, в которой Баффи приходит домой и находит её мертвой, самая страшная и самая сильная психологически во всем сериале. Джойс умерла по естественным причинам, аневризма, и это делает её смерть еще более неотвратимой и ужасной для Баффи и остальных. Всё происходит без закадровой музыки, иногда в полной тишине, в которую вторгаются звуки улицы. Все события и реакции настолько точные и знакомые для тех, кто переживал такую ситуацию, что становится не по себе. Где-то на другом краю земли незнакомый мужчина ("Body" основана на личном опыте Джосса Видона) испытывал тоже самое, что и ты, вплоть до деталей. Для девочек Саммерс эта и следующая серия - переломные. Они вместе переживают потерю, Дон, как ребенок, вообще не может с ней смириться и пытается вернуть мать с помощью магии, хотя её предпреждают, что неизвестно, какой именно оживет Джойс. В последний момент Дон отменяет действие заклинания, они с Баффи остаются один на один с горем.


К тому времени Спайк уже попытался поговорить с Баффи о своих чувствах, правда, для этого пришлось приковать её цепями, иначе она его выслушать отказывалась категорически. После этого ему отказали от дома (у него было разрешение входить, вампиры не могут без разрешения). Чтобы избавиться от своего наваждения, он заказал себе у злобного гика Уоррена говорящую куклу, робо-Баффи, которую использовал в качестве секс-игрушки.

С роботом связан еще один трогательный эпизод про другую электронную девушку, которую сделал тот самый Уоррен для себя. Она должна была заменить ему подружку, но когда она ему надоела, он просто "забыл" её в общежитии. Весь её прощальный монолог это еще одна песнь  покинутой девушки, которая не понимает, за что с ней так поступили. Этого вообще никто не понимает, потому что это жестокий и бессмысленный поступок (мужчины, которые обижают женщин, злодеи, как мы уже знаем, и поплатятся за это).

Злодейка Глори тем временем продвинулась в исполнении своего плана, чем поставила под угрозу жизнь Спайка, Тэры, Виллоу, самой Баффи и Дон, не говоря уже о том, что судьба мира на грани. Баффи понимает, в чем был смысл откровения духа Первой Истребительницы "твой дар - это смерть". Она принесет себя в жертву и погибнет. Спайк, которого к тому времени почти простили за все его шалости, в отчаянии зарыдает над телом.

Эмоционально очень напряженный сезон. Чем Баффи взрослее, тем мрачнее события, тем больше на ней ответственности. Дон теперь связующее звено между подростковой аудиторией и повозрослевшей Баффи с её уже не детскими проблемами. В героях - Баффи, Виллоу, Джайлсе - проявятся темные черты. Джайлс убъет человека. Виллоу чуть не сойдет с катушек. Но мир опять будет спасен.

Следующий сезон будет еще мрачнее.

12 комментариев:

  1. мне тоже этот сезон больше всего нравится. Гайли так раздражал своей правильностью и "Инициативой".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инициатива была совсем дурацкая, хотя Адам в принципе ничего такой мужик.
      Райли скучен, как все безусловно полодительные персонажи, он пресный. Даже Ангел был интереснее. Да и вообще колледж был каким-то чужеродным местом действия. А здесь Баффи вынуждена вернуться домой, какое-то более привычное место действия.

      Удалить
    2. ага, Адам неожиданно хоть как-то оправдал всю линию Инициативы.

      Удалить
    3. Инициатива разве что вносила здоровую долю абсурда, как появление рыцарей в 6-ом сезоне.

      Удалить
  2. очень сильно и очень страшно.

    ОтветитьУдалить
  3. ой, Райли, конечно.
    и мрачность эта отличная. плюс, с одной стороны, сериал имеет уже историю,, а с другой - еще полон жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В молодежном сериале, как я теперь догадываюсь, обязательно должно быть отчаяние и безотчетная тревога, angst, в 4-ом сезоне этого не было, зато в 5-ом и 6-ом хоть отбавляй. Зато там Спайк со своим телевизором и сарказмом. Аня, опять же, довольно милая. печальная линия с Озом.

      Удалить
  4. Про "Body" даже вспоминать не хочется, слишком уж...
    Завтра будет про Once more!!! (с песнями, с видео? :)

    ОтветитьУдалить
  5. Я смотрел целиком этот сериал, мне нравился. Моё мнение - второй и третий сезон очень хороши, четвёртый ещё ничего, а 5 и 6 - душная муть. Именно потому, что до того они развивали сюжет по заявленной концепции, со школой и вампирами, а потом ударились в мрак, душевные искания и психоанализы. Взятый отдельно, эпизод из 5-го сезона смотрится так, как будто это всё душевнобольные, которым глючатся снаружи какие-то их внутренние бесы. Но, конечно, я в целом люблю такую телепродукцию, где поменьше пафоса, можно отдохнуть и похихикать.

    ОтветитьУдалить
  6. в этом сезоне мне, конечно, больше всего хотелось, чтобы Дон все-таки убили, а Райли никогда не возвращался, и Энджел тоже. ведь теперь есть Спайк. я так подозреваю, что в шестом Райли все-таки вернется. какая досада...

    ОтветитьУдалить

ВНИМАНИЕ!!! ГУГЛ ОТКЛЮЧИЛ OPEN ID, с ЖЖ эккаунтов теперь комменты не проходят.