9 окт. 2012 г.

Bron|Broen - "Мост"

Смотреть шведско-датский сериал с английскими субтитрами - это была не самая лучшая идея с моей стороны, но мне всё равно попалась бибисишная версия, где субтитры были по умолчанию. К счастью для меня, шведы и датчане немногословны и выражаются простыми предложениями.

Посреди Эресуннского моста, соединяющего шведский Мальмё и датский Копенгаген, находят женский труп. Поскольку покойница сразу же опознана как шведка, то дело берет полиция Мальмё. Но при при попытке увезти тело, оказывается, что оно разрезано на две половины, а в морге говорят, что половины эти разные - от разных женщин, причем, нижняя часть где-то пролежала замороженной больше года. Дальше - больше, если верхняя часть тела шведская, то нижняя по всей видимости датская. Верх от политика и председателя городского совета, низ - от уличной проститутки. Полицийские Мальмё и Копенгагена объединяются в расследовании. Они говорят на разных языках, но шведский и датский похожи, так что в любом случше шведы и датчане понимают друг друга.


От полиции Мальмё расследование ведет блондинка с шрамом под носом в кожаных штанах - Сога Нориен, её датские колеги произносят её имя "Сэга", а в русском переводе, насколько я знаю, она Сага, так что можете выбрать любой вариант. Сога - это доктор Темперанс Бреннан в тяжелой форме. Она не понимает человеческих эмоций и не испытывает их сама, у неё нет привязанностей, она руководствуется только логикой и говорит ровно то, что думает, то есть, правду. Всегда. Если она хочет трахаться, она так и скажет это вслух, можно даже при всех. Её просят сообщить семье о смерти матери помягче, она спрашивает "В каком смысле? Есть только один способ это сделать". Даже приходя в гости, она тычет сыну хозяина дома полицейский значок и представляется "Сога-Нориен-полиция-округа-Мальмё". За всё это её не любят сослуживцы, а прочие считают чокнутой. Но у неё отлично развиты аналитические способности, поэтому она хороший полицейский. Как подсказали недавно в комментах, это типичный синдром Аспергера.


Её партнер с датской стороны полная её противоположность. Добрый толстяк Мартин, чью фамилию не могу произнести ни я, ни шведы (жители Дании, подскажите, что там за последний звук - Rohde - Ройль? Роэ?), Сога в результате произносит её неправильно, что Мартину не нравится, а в русском он просто Роде. Мартин человечный, всем сочувствует. У него пятеро детей от трех разных женщин, и жена опять беременна, хотя он сделал вазэктомию. Он приносит датскую выпечку шведским коллегам, и может терпеть Согу со всеми её странностями, просто он не обижается на неё, почти никогда. Сначала он вообще находит её забавной, кроме того обстоятельства, что она сходу написала на него рапорт (он поступил не по правилам).


Тело (два тела) на мосту становятся отправной точкой для целой серии разнообразных изобретательных преступлений, которые символизируют социальные проблемы - бездомность, детский труд, психиатрия и так далее. Скандинавы садятся на своего конька - причудливое до полного безумия убийство, след от которого тянется куда-нибудь в политику или бизнес, или во всё сразу. Что "Волландер", что "Девушка с татуировкой дракона", что "Убийство" -  в той или иной степени они следуют этому шаблону. За что скандинавский нуар так и любят британцы, во всяком случае, в том, что касается каких-нибудь извращенных преступлений, тут они, правда, и  сами мастера - "Вайтчепел", "Лютер" да и собственно "Шерлок", а вот социальная часть им уже не так интересна.

Вообще трудно представить, что в благополучной Швеции твориться такое безобразие. Рациональная, скучноватая страна: окна без занавесок, геометрические формы, всюду дизайн и технологии, голые стены, красивые виды, транспорт ходит по расписанию, покой и порядок. При всей скандинавской любви к простоте формы в своих детективах они накручивают такого, что и в голову не придет в здравом уме. В "Мосте" они еще и усугубляют депрессивность чисто визуально - беспросветная хмарь и мрачные индустриальные, совершенно безлюдные пейзажи. Жить не хочется. Прибавьте еще и климат - ветер, влажность, частые дожди.


Вот на этом жизнерадостном фоне и развиваются события. Cоциально-обличительная драма к концу оборачивается историей о личной мести, а финал прямо отсылает к финчеровскому "Семь", так что и вся история в целом начинает восприниматься как вариация на ту же тему, только семь смертных грехов изменены на семь социальных пороков, хотя и в довольно путанном изложении. Замените дождливый город из "Семи" на унылый Мальмё и окраины Копенгагена, Моргана Фримена на аутичную блондинку, а Брэда Питта на крупного датчанина, и вы примерно и получите "Мост". Правда, часть линий ведут вообще в никуда, а некоторые персонажи исчезнут из сюжета так, что мы не узнаем, зачем они вообще были нужны, но сама интрига сохранится от начала и до конца.


Железная Сога оказывается во многом права, хотя в ней забрезжила человечность и она даже солгала про важное, это была ложь во спасение. А Сога никогда не врет, хотя Мартин и её начальник говорили ей, что в некторых случаях надо это делать. Ну нельзя матери пропавшей девочки говорить, что та наверняка уже мертва, например. Мартин со своим сочувствием окажется причиной многих бед. Собственно, излишняя любовь к людям и особенно к женщинам доведет дело до трагедии.

По большому счету, "Мост" вторичен и по отношению к фильму Финчера, и к собственным детективным историям, шведским или датским. Но даже при всех недостатках (выпавшие ненужные герои раздражают больше всего), он очень прилично снят. И хотя Сога как персонаж написана лучше, чем сыграна, она тем не менее вызывает джае больше сочувствия, чем Мартин, хотя актерская работа тут как раз лучше. А вообще, мне подумалось, что примерно таким же мог быть наш "Тайны следствия", если бы его писали толковые сценаристы, а снимал бы хороший оператор. "Мост" вполне себе проходной сериал для скандинавов, но вот они нашли и тональность свою, и картинку, и персонажей придумали. Если американцы обычно без зазрения совести делают ремейки, то здесь шведы и датчане вполне успешно перекроили амереканский фильм в самостоятельный сериал.

33 комментария:

  1. Очень люблю датское кино, но вот сейчас поняла, что не смотрела ни одного детектива. У них странное и замечательное кино получается, если это драма.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну да, скандинавский фильм. Подробен, социален. Ну так сейчас во всей Северной Европе и разговаривают только о социальности, справедливости распределения социальных благ и т.п. Летом были ы Швеции и Дании, впечатление, что работают шведы а отдыхают негры.

    ОтветитьУдалить
  3. Бросьте смотреть эту унылую скандинавскую лабуду. Просто прочтите "The City & The City" Мевилля:

    http://www.amazon.com/City-Random-House-Readers-Circle/dp/034549752X/

    Что характерно, очень похожий сюжет, но на грибах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я как раз недавно ругалась на любовь соотечественников к непрошенным советам. Я разве спрашивала, что мне почитать? Я интересовалась детективами "на грибах"? Вам-то зачем, чтобы я это читала (не буду в любом случае)?

      Удалить
    2. да незачем в общем, но я уже понял что ни один добрый поступок не остается безнаказанным, спасибо за напоминание.

      Удалить
    3. Вот! Вижу наконец вы обретаете мудрость! А благими намерениями знаете сами, куда дорога устлана

      Удалить
  4. Не сразу въехал в женского персонажа, один раз бросал, развязка немного разочаровала, но в целом понравилось, сделано добротно.
    Делаем ставки, как быстро появится американский ремейк :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уже собрались снимать с Дианой Крюгер в роли Соги.

      Удалить
  5. Шведы компенсируют унылость и скуку своей сытой жизни (удивительно красивая, с точки зрения природы, и удивительно провинциальная, с точки зрения нравов, страна) - суровыми детективами с извращениями. Надо будет глянуть, хотя я Финчера недолюбливаю, а его "Семь" за фильм не считаю.

    ОтветитьУдалить
  6. Корпускула, о каком фильме Финчера вы говорите ( о вторичности)?

    мне "Мост" кажется прекрасным. особенно Сагой, потому что ее честность вызывает лучи любви.

    ОтветитьУдалить
  7. Я понимаю, почему англичанам социальные проблемы не очень интересны, но почему скандинавам, с их в натуре победивщим социальным равенством, так эта тема интересна, даже представить не могу.

    Интересно было бы послушать кого-нибудь там пожившего...

    ОтветитьУдалить
  8. спасибо, обязательно посмотрю. шведский нуар и аспергер - это ж праздник фэйворитс.

    ОтветитьУдалить
  9. Есть еще очень интересный норвежский сериал Borgen, м.б. вам понравится. Мост - мило депрессивный и Сага с Мартином там прекрасны. Смотрела в основном из-за их химии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне там только журналистка понравилась (одна живая), в остальном бесконечное торжество толерастии и пряничный мир, аж скулы сводит :)

      Удалить
    2. Какие пряники, если первый сезон закончился на такой ноте? Я вот 2 дня переживала, пока не узнала что уже 3 снимают, а значит есть надежда на спасение))

      Удалить
  10. Надо будет мне поискать тогда этот сериал.
    O Швеции и шведах очень интересно в комментариях к би-би-сишному Wallander-у, и там сам у Henning Mankell много чего объясняет. Если по памяти, на том диске кто-то сказал, что как раз шведы очень политкорректны, а датчане прямолинейнее и чаще выдают правду-матку. Интересно, что в "Мосте" эти паттерны перевернуты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В "Мосте", как я поняла, много раз обыгрывается разница между датчанами и шведами, но я не знаю культурного контекста и не понимаю этих нюансов. Кстати, Мартин, упрекая Согу в бесчувствии в шутку, говорит, вот поэтому Ингмар Бергман и Ларс Нориен были шведами. Последнего Сога просто не знает.
      Но тут не так чтобы перевернуто с политкорректоностью, просто Сога такая. Но скажем, Мартин сидит у себя в датском управлении и женщина, его колега, спрашивает его про вазэктомию, и они обсуждают его операцию и не станет ли он теперь как кастрат. Мартин потом приходит в шведскую полицию и объясняет Соге, что не может сидеть ,потому что совсем недавно сделал вазэктомию, у него яйца болят. И про пять детей от трех жен тоже. То есть, он как раз тоже по простому говорит, всё что думает. Просто он чувствителньый, а Сога - нет.

      Удалить
  11. Настя, а почему вам кажется что персонаж Саги написан лучше чем сыгран?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. она такой однообразный робот, при том, что её реплики, часто сказанные невпопад или неожиданные (когда она представляется Августу дома у Мартина, предъявив ему значок, или за ужином, когда говорит, что было невкусно), сами по себе смешные, в её рассуждениях всегда есть логика и смысл, и в самых жестоких своих заявлениях она часто бывает права (Аня действительно погибла). Сога забавна тем, что она говорит ,а не как. А ведь по идее у неё диагноз, должны быть ососбенности поведения больного синдромом Аспергера, какая-то пластика своя. На физическом уровне это не решено никак. Просто такая безэмоциональная девушка с невозмутимым лицом. Отберите у неё текст и она никакая. Мартин в этом смысле более выразительный.

      Удалить
    2. Простите, резануло слово "больного". Это не болезнь, просто один из вариантов расстройства аутического спектра, просто тут в довольно яркой форме. Задумалась насчет того, как можно выразительно сыграть такое... В том то и дело, что с аспергером мимика бедная, жестикуляции нет совсем, в глаза человек смотреть избегает, получается негде актеру разгуляться.

      Удалить
    3. 2 kotmiron: Я не принадлежу к политкорректным движениям, которые настаивают, что расстройства личности не явялются болезнями.
      В "Пролетая над гнездом кукушки" почти все герои - душевнобольные и это один из лучших фильмов по актерским работам, в том числе ролям второго плана.

      Удалить
  12. А мы с женой устроили марафон и в ночь на воскресенье до 5 утра смотрели этот сериал, хоть первую серию и смотрели давно, как-то руки не доходили. Аналогии с "Семь" в голове конечно всплывали часто, но сериал удался именно тем, что к нему подошли с головой и сердцем. Еще было как-то странно что все сведется к личной месте, но ведь тогда бы нас так тщательно не знакомили со всеми участниками. Интересует то какие герои выпали из сюжета и почему вас это задело? Вполне органично там все происходило на мой не искушенный взгляд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выпали - Вероника с детьми, которой в первых сериях было уделено много времени. Жена миллионера-сердечника почти всё время существовала параллельно сюжету, родители Ани, которые нужны были только для того, чтобы показать, почему она ушла из дома, но их было слишком много на экране. Полицейские деятели, задействованные в судебном разбирательстве по делу о гибели араба, сами арабы.

      Удалить
  13. Я смотрела этот сериал летом. Мне очень понравилось и Сага такая классная и в то же время асоциальная. И конец очень европейский. На этой же волне посмотрела потом Убийство и Правительство, но Мост все же лучше! Вроде как они будут дальше снимать, ура.

    ОтветитьУдалить
  14. Посмотрел. Сериал - супер, несмотря на некоторые натяжки. Например, слабо верится в "перевоспитание" Саги, хотя, если предположить, что мозг человека страдающего Аспергером похож на процессор самообучающегося робота - тогда, да, она может просто запомнить "как надо" и использовать эти навыки в повседневной жизни. Как человек неоднократно бывавший в Швеции могу только улыбнуться истории с несчастными иммигрантами. Если они уже получили статус - попробуй их тронь, сразу столько защитников выскочит из разных контор, сам не рад будешь. Ну и любвеобильность главного героя карикатурная, какая-то, он только что, пардон, чуть яиц не лишился, операцию делали - и тут же лезет в постель к Шарлотте. Терминатор сексуальный! Но в целом, я поражен качеством работы. Гораздо выше по уровню многих британских и американских сериалов. О российских - как о покойнике, лучше промолчим.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за наводку! А мне нравится, как Сога играет, думаете у нее должны быть какие-то признаки психического расстройства видны?
    Помните, в Юристах Бостона был юрист, которого все звали Руки? Почему-то про него вспомнила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, образ мог быть богаче засчет какой-то пластики и реакций (или их отсутствия), а тут больше текст работает, чем сама актриса.

      Удалить
    2. А мне понравилась, как она говорила:"О..., О,...., Най" - или как там у них произносят, с паузами такими.

      Удалить
  16. А вы "Лиллехаммер" смотрели? Очень интересно узнать ваше мнение об этом сериале )

    ОтветитьУдалить
  17. Как-то на нашем ТВ показывали чудесный датский фильм "Ночной сторож" (Nattevagten) 94-го года, в котором собралась отличная компания: Николай Костер-Вальдау, который сейчас Джейми Ланнистер, играл главную роль - Мартина, Софи Гробёль, сыгравшая в "Убийстве" Сару Лунд, снялась в роли его подружки и Ким Бодниа (который Мартин Роде) в роли лучшего друга. Фильм с тех пор один из любимых, причём настолько, что, даже зная развязку, от пересмотра удовольствие не уменьшается) И, как мне кажется, Бодниа местами там переигрывает всех.

    ОтветитьУдалить
  18. Извините, можно пояснить
    "Если американцы обычно без зазрения совести делают ремейки, то здесь шведы и датчане вполне успешно перекроили амереканский фильм в самостоятельный сериал."
    Я кк-кто неверно поняла, или шведы с датчанами сделали этот сериал по какому-то американскому фильму? Просто нигде не нашла упоминания об этом, а интересно. Если да, то не могли бы вы сказать по какому?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Американский фильм назван прямым текстом.

      Удалить
  19. Про идущие в никуда параллельные сюжетные линии полностью согласен. Но я упустил одну деталь. Когда они выяснили кто на самом деле преступник и стали находить связи между ним и жертвами, то кем в этом списке оказалась проститутка. Чем она провинилась перед ним?

    ОтветитьУдалить

Включена премодерация!