5 мар. 2013 г.

"Анна Каренина" Соловьева - 1-ая и 2-ая серия

Наверное, есть смысл писать рекапы по соловьевскому фильму, раз уж Первому каналу вздумалось сделать из него сериал, а отечественную продукцию, прости господи, я всё это время обходила стороной. Ну а что там писать-то обычно? Бесконечно ругать, в силу того, что хвалить не за что ("Обратная сторона Луны" обнадеживала только в первой серии, а дальше скатилась туда же, куда и всегда), мне не интересно, как и смотреть эти тщетные попытки соорудить хоть что-то. Но "Анна Каренина" для нас, как для англичан "Гордость и предубеждение", наверное, самый читаемый классический роман по сей день. Или как для гиков "Властелин колец". То есть, произведение, про которое каждый второй, а тут скорей каждая вторая, обязательно напишет "Анна Каренина не такая!" и "я совсем иначе себе представляла". Ну и экранизация классики - это последний гвоздик, на котором держалось отечественное сериалостроение, тут у нас были удачи хоть какие-то. Потому что литературная основа более-менее вытягивала все прочие недостатки. Соловьеву она не помогла. Хотя мне вообще не понятно, на чем его мифическая репутация режиссера основывалась последние двадцать лет.

Обескураженная увиденным, я посмотрела "Каренину" Райта. К ней можно относится по-разному, но двух вещей у англичан не отнять - это собственной трактовки сюжета, не очень оригинальной, но всё же, и кинематографического решения. По первым кадрам понятно, что они снимают, зачем и каким образом воплощают задуманное. Что снимал Соловьев, известно только ему самому. Остальная съемочная группа этого не понимала, поэтому все дудели в свою дуду кто во что горазд.

Тут еще надо понимать, что однозначное прочтение романа Толстого было вколочено целым поколениям с помощью советской школьной хрестоматии и фильма Зархи. Анна - женщина хорошая, но пострадала из-за любви, Каренин - старый муж-мучитель, Вронский - хлыщ с усиками, Кити - пустышка в сложном платье, Левин - почвенник и сермяжник, остальные - светское общество, которое Анну сгубило ни за что. И вообще при царизме чувствительной женщине одна дорога - под паровоз. А при социализме она бы карьеру в профкоме сделала! Все духовные искания Льва Николаевича были обработаны рубанком и с получившимся поленом в качестве эталона интеллигентые девушки подходят к любой экранизации романа уже сколько лет. У Соловьева тоже полено, но пару сучков он приладил от себя.

Из всего творческого замысла "Карениной" с самого начала очевиден лишь один авторский ход - всем действующим лицам накинули лет 25-30. Этакая "Анна Каренина: геронтологическая версия". Мало того. что люди эти очень и очень немолоды, но и принадлежат к советской эпохе - явно через одного налегали на спиртное, страдают от хронических заболеваний и не привыкли следить за собой. Их помятые лица, сутулые спины и волосы, не знавшие ножниц хорошего парикмахера, никак не ассоциируются с аристократией двух столиц, а жестикуляция выдает манеры, обретенные в городском транспорте. А уж когда они в кадре едят... Не будем о грустном.

На фоне этого дома пристарелых резко выделяется Евгения Крюкова (Бетси Тверская). И не потому, что она играет лучше или иначе, просто она человек другого поколения - у неё ухоженное лицо, а на осанке сказались занятия фитнесом. Чего о других не скажешь. Татьяна Друбич, конечно, отлично выглядит для своего возраста, но это её единственное достоинство. Играла и играет она всегда одно и то же - сонную духовно-богатую деву, а теперь уже пожилую деву. И вот эта анемичная женщина полюбила человека с внешностью охранника бизнес-центра - грузный, с намечающимся пузом и бессмысленным выражением лица. Туповатый крупный мужчина. У неё, наверное, офис в этом здании, вот и познакомились на проходной. У него мать-старуха, по всему пьяница. У неё муж - Янковский. Экая коллизия. Все они театральничают, декламируют текст, часто в пустоту, как будто за кадром не только нет его партнера по сцене, но и вообще никого.

И всё это еще и сделано тяп-ляп - сцена скачек в этом смысле показательна. Ни малейших усилий не приложили ни чтобы снять, ни чтобы смотнитровать это хоть как-то. Такое ощущение, что режиссерские инструкции звучали так "ну он там скачет и потом падает". Так и сняли с одной точки - вот он скачет, тут мы лошадь подсекли, она рухнула. Готова сцена!

Визуального решения тоже никакого - нет картинки, нет декораций (снимали, где локейшен позволил), нет работы художника и реквизитора, но на костюмы, особенно женские, потратились - пошили их со всем тщанием в салоне штор, чувствуется рука, набитая на ламбрекенах. Скарлет О'Хара могла бы фасончик срисовать.

И так во всем - никто не хотел просто качественно сделать свою работу: актеры не удосужились привести себя в форму перед съемкой, гримеры и костюмеры не сподобились их подстричь и нормально одеть, оператор снимал, зевая, актеры эпизодов тупо кое-как произносят текст, не пытаясь ничего с ним сделать - сказал реплику, получил в кассе, свободен. Торжество апатии и халтуры.

Можно сегодня watch party устроить.



43 комментария:

  1. Совершенно не понравилась соловьевская версия. А вот версия 1967 года с Самойловой в главной ролик - очень. В том числе и потому, что главная героиня там не матьстрадалицанесчастнаянепонятая, а вполне себе дама на веществах (в конце).

    ОтветитьУдалить
  2. Ваш текст - это просто праздник какой-то (чего не скажешь о сериале)!
    Да, watch party тут была бы очень к месту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот, а все пишут, что фильм не стоящий; да его только ради этого текста стоило снимать.

      Удалить
  3. "И так во всем - никто не хотел просто качественно сделать свою работу. ... Торжество апатии и халтуры."

    Дык теперь везде так, особенно среди молодежи. Приоритеты сменились. :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Беда в том, что они не менялись. Ровно такие же, как были 30 лет назад - кое-как сделаем и ладно, зачем, как грицца, "зацикливаться на мелочах".

      Удалить
    2. 30 лет назад платили мало и всем примерно одинаково. Поэтому, наряду с вязальщицами чулков и стояльцами в очередях, были все же люди которые делали свою работу хорошо, просто в качестве хобби, если хотите.

      Сейчас выяснилось что делать свою работу хорошо - себе дороже. И времени больше уходит (а начальство требует быстрее), и окружающие смотрят косо, бо Ваша деятельность бросает тень на их работу. Изаверте...

      PS: Там актеры ни причем, они делают то, что им скажет режиссер. Такой режиссер.

      Удалить
    3. Вообще-то фильм по "Анне Карениной" - это костюмная историческая драма. А по этому тексту можно подумать, что у Соловьева получилась неудачаня телепередача или вообще рекламный клип. Жанровой специфики в упор не видно.

      Удалить
    4. 2 occuserpens: Ась? Чегось не видно?

      Удалить
    5. Ну, это типа костюмные ист.драмы и экраниазации классики к тому же: http://www.rottentomatoes.com/m/daisy_miller/ http://www.rottentomatoes.com/m/the-dead/

      Удалить
    6. Да вы интеллектуал.

      Удалить
    7. Ой, не приведи господи

      Удалить
    8. Кстати, вот чего пишут о другой нетленке английского тов. Вригхта: http://www.thestar.com/entertainment/movies/2007/12/07/atonement_words_without_passion.html
      director Joe Wright's prettified award-season melodrama is about another form of literary danger altogether. Specifically, how movies can render even the most provocative of books into a kind of bland, microwaveable alphabet soup.

      Удалить
  4. Меня всегда восхищал тот факт, что там, где Друбич снимается, она всё время показывает сиськи. Но вот в Анне Каренине не могу припомнить мизансцены, где такое могло бы быть возможно. Как же Соловьёв выкрутился? Ввёл эпизод с игрой в фанты на раздевание в светской гостинной? Сцена на сеновале с вклинившимся из другого романа порутчиком Ржевским? Загадки, загадки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Плохо, плохо знаете классику! Сцена "падения Анны", но вместо сисек показали голую задницу артиста Бойко. Друбич показали голой со спины, но это была дублерша, потому что в 52 года спина всё же выдает, лучше не показывать. Сиськи оставили за кадром, хотя намекали.

      Удалить
    2. Я действительно этот роман знаю неважно, но что-то не могу припомнить - "... рёвя как дикий зверь, он разорвал на ней полупрозрачный пеньюар и нетерпеливо вошёл в неё, исторгая из неё сладостные вздохи и стоны ..."

      Удалить
    3. Удачи вам в ваших фантазиях.

      Удалить
    4. Вот, кстати, Марио Сальери так бы и снял. И был бы прав.

      Удалить
    5. Вроде фильм 2008 года (судя по кинопоиску), значит ей 48 было

      Удалить
    6. 2 kpymo: Это существенно меняет дело (сарказм)

      Удалить
    7. Что вы!!! Сиськи были! Сразу после спины, сама видела. Печально, но Друбич тоже что-то сделала с лицом, и когда ее берут крупным планом (постоянно), мне делается грустно.

      Удалить
  5. Бгг, что касается сабжа (увы, не смотрел, мне хватает ваших рекапов) вы конечно же читали эссе Воронцовой-Юрьевой "Не божья тварь" - где она, со свойственным ей остроумием доказывает, что Каренина была законченной морфийной наркоманкой, что и послужило детонатором всех событий. Насчет Соловьева - его же подняли на знамя после "Ассы". Мы, тогда, были настолько непритязательны, что бесхитростный показ банального коитуса под одеялом ("Маленькая Вера"), или, как в данном случае, включение в картину музыки полуподпольной музыкальной группы - казалось нам оглушительным откровением. А на самом деле - ничего заслуживающего внимания там нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читала, конечно. Очень было увлекательное эссе, жаль, что таких вообще мало.
      "Вера"-то кстати по прошествии времени не плохое кино, а Асса действительно держалась только на том, что там "Цоя показали" и есть песня Аквариума. Но я Ассу и тогда не приняла. Это вообще не кино.

      Удалить
  6. ИнтЕллигенция. ПрЕстарелых. ГостиНой. ПоруЧиком. И т.д. А так, диччонке, хороший отжег )

    ОтветитьУдалить
  7. Смотреть эту Анну после английской - просто тоска несусветная. Порой кажется, что актеры даже не играют, просто проговаривают текст. И все - дико уставшие, даже Вронский. Как будто только и ждут, что бы поскорее все закончилось. Одним словом - тоска.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И как вы правильно заметили - одутловатые, словно бухают каждый день. Смотреть на это просто невозможно.

      Удалить
  8. Имхо, для нас все же "Мастер и Маргарита", а не "Анна Каренина" - это "Гордость и предубеждение". У толстовского романа слишком печальный конец для того, чтобы быть культовым наравне с названными вами произведениями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну у нас есть из чего выбирать на роль Главного Русского Романа, у британцев тоже не одна только "Гордость" в любимцах, но я бы остановилась на Карениной, она близка сердцу любой русской женщины, а "М и М" только юным ДБД. "Каренину" перечитывают во взрослом возрасте (я не избежала этого), а "М и М" уже вряд ли.

      Удалить
    2. Перечитывают и любят "МиМ" и ДБД, и нифмы в возрасте за 30! Я не просто так этот роман привела в пример. Совсем недавно видела где-то результаты опроса на тему "книга, которую надо прочитать обязательно". Так вот "МиМ" там лидировала. Опрошенные там были в основном барышни в возрасте +/- 30 лет. После опросила еще и своих знакомых и подруг (разброс возраста в среднем 25-40 лет). Так вот. Любят и перчитывают. Про "Каренину" тоже вспоминали. Все опрошенные фыркают. Де конец плохой, Анна - дура, Толстой слишком монументален. Возможно, эпоха "позитива" и американский кинематогарф испортили наших барышень. Всех хочется хорошего финала.

      Удалить
    3. Но всё ж таки "Каренина" по значению поважнее будет (я-то вообще "Мастера и Маргариту" считаю слабым романом, но я плохая тетенька).

      Удалить
    4. Безусловно, "Анна Каренина" заметно сильнее "МиМ" в худ.плане. Однако сюжет и герои там для нас, современников, кажутся не такими близкими, местами раздражающими. Сам роман, отношения Мастера и Марагариты куда как ближе и понятнее ныншеним дамам, чем роман и страдания Карениной. Это в юности многие барышни жалели Каренину (как выяснилось из того же моего лит.опроса), а повзрослев и перечитав, она их стала раздражать и почти все с уверенностью заявляют, что никогда, никогда бы так не поступили. В общем, нынешним барышням сложнее ассоциировать себя сейчас с Карениной, гораздо проще с Маргаритой. Имхо, ближе те книги, с героями которых себя проще ассоциировать. Посему "Гордость и предубеждение", к примеру, любить гораздо легче, чем "Преображение" Кафки.

      Удалить
    5. А почему "Мастер и Маргарита" слабый роман?

      Удалить
    6. 2 Vasya: Это долгий рассказ. Но я сделаю поправку - слабый для Булгакова.

      Удалить
  9. какое счастье, боже. все почему-то так носятся с соловьевской "карениной", как будто это откровение века. я пыталась смотреть фильм. дошла до сцены на катке и на ней и закончила. скучно. картинка - как будто на "свему" снимали. все какие-то затравленные и, ну да, старые. впрочем, это уж точно беда последних лет 15. у нас есть лишь один список артистов, и они должны переиграть всех. можно непоследовательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. - Пьеса понравилась до того, что вызвала даже панику, - начал говорить Бомбардов, - отчего все и стряслось. Лишь только с нею познакомились, а старейшины узнали про нее, тотчас наметили даже распределение ролей. На Бахтина назначили Ипполита Павловича. Петрова задумали дать Валентину Конрадовичу.
      - Какому... Вал... это, который...
      - Ну да... он.
      - Но позвольте! - даже не закричал, а заорал я. - Ведь...
      - Ну да, ну да... - проговорил, очевидно, понимавший меня с полуслова Бомбардов, - Ипполиту Павловичу - шестьдесят один год, Валентину Конрадовичу
      - шестьдесят два года... Самому старшему вашему герою Бахтину сколько лет?
      - Двадцать восемь!
      - Вот, вот. Нуте-с, как только старейшинам разослали экземпляры пьесы, то и передать вам нельзя, что произошло. Не бывало у нас этого в театре за все пятьдесят лет его существования. Они просто все обиделись.
      - На кого? На распределителя ролей?
      - Нет. На автора.

      Удалить
    2. а уж как над этим автором поизмывались.

      Удалить
  10. Я дальше сцены на катке тоже не смогла смотреть. Актеры никакого
    отношения к персонажам не имеют.Костюмы один сплошной кошмар.
    Фильм одна сплошная нарезка отдельных сцен.

    И вроде же говорили, что Соловьев этот фильм чуть ли не десять лет
    снимал. Хочется знать, чем именно они все это время занимались?

    ОтветитьУдалить
  11. Лучше бы показали британский мини-сериал 2000 года, прекрасная работа, во многих отношениях превосходит версию Райта

    ОтветитьУдалить
  12. Настя, а как вам вообще Каренина Джо Райта. не смотря на то что не люблю Найтли, мне неожиданно понравилось.. Прям сама себе удивилась. Он снял Каренина совершенно по-своему, но смотрится весьма интересно.

    ОтветитьУдалить
  13. Фильм Соловьева - отстой, Ваша рецензия - блеск!!!!!!!!
    Толстой, думаю, оценил бы:)

    ОтветитьУдалить
  14. Перед показом сериала было интервью с Соловьевым, где он выразился в том смысле что у иностранцев не получится по определению экранизировать нашу классику, не понимают они нашей русской души. Ну да, где уж им...

    ОтветитьУдалить
  15. А "Станционный смотритель" у Соловьева был прелестный...

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за отличный рекап! Я хохоталась.

    ОтветитьУдалить