10 апр. 2013 г.

Mad Men - 1-ая и 2-ая серии (6) - рекап

Для любого сериала шестой сезон - это проверка на прочность. Не знаю почему, но обычно даже самое удачное телешоу развивается по нарастающей пять лет, а на шестой год резко теряет напряжение. Удасться ли Mad Men проскочить роковую отметку без потерь - в этом главная интрига сезона. Потому что сдвоенная премьера (впрочем, как и в прошлом году) заставила вспомнить о недоброй магии числа "шесть" в сериальной истории.

Очередной виток в жизни Стерлинг-Купер-Дрейпер-Прайс начинается в канун нового 1968-ого года. Дрейпер с женой проводит рождественские каникулы на Гавайях по приглашению клиента. Солнце, пляж, молодая жена, а Дон читает Данте и продолжает думать о смерти. Мало того, что он столкнулся с ней в конце прошлого сезона (самоубийство Прайса), так еще и перед отъездом в отпуск стал свидетелем сердечного приступа консьержа в доме.

Цитата из Данте "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу", которая звучит эпиграфом, кажется слишком очевидным объяснением того, что происходит с Доном вот уже второй сезон. Да, черт побери, у него кризис среднего возраста! Простите за банальность.


Меган снимается в мыльных операх и её даже узнают прохожие. И это не приносит Дону особой радости. Мне кажется, что он продолжает себя чувствовать старым рядом с ней. При том, что внешне Дон неизменен, хотя его коллеги по агентству обросли волосами, бородами и бакенбардами. Не все, конечно. Старая гвардия - Купер и Стерлинг - слава богу, выглядит всё так же. Но Роджер теперь ходит к психоаналитику без особой пользы для себя. Кроме жалоб на экзистенциальный кризис, он по привычке пытается отпускать шутки, которые не вызывают у его терапевта ожидаемой реакции.

И Дон, и Роджер находятся в тупике. Это вполне закономерно для мужчин их возраста, но вместе с ними застряли и мы: ничего не изменилось со времен прошлого сезона и складывается впечатление, что не изменится.

Бетти всё такая же толстая и ест по ночам. У неё дома появилась гостья, кажется, это школьная подруга Сэлли, Сэнди.

Сэнди собиралась поступать в Джуллиард, но не прошла, хотя об этом никто не знает, кроме Бетти. Она мечтает сбежать в сквоты Гринич Виллидж, где, как она думает, царит дух настоящей свободы. Сама того не желая, она напоминает Бетти о бессмысленности её собственной жизни.

Пегги Олсен теперь существует оторванно от Дрейпера и СКДП, и как долго удасться держать эту параллельную основному сюжету линию, неизвестно. Достаточно уже того, что и линия Бетти держится на тонкой ниточке - но её с бывшим мужем связывают хотя бы дети. У Пегги нет и этого. Сколько бы не была занимательной история про рекламу наушников и некстати возникшую аналогию с чернушным развлечением солдат во Вьетнаме (еще одно указание на время действия, а первая удачная пересадка сердца была произведена 3 декабря 1967-ого года), Пегги повисла вне замкнутого пространства Mad Men. Ничего нового с ней не произошло - она всё такой же трудоголик и достойная ученица Дрейпера. Не вижу смысла напоминать нам об этом еще раз.

Всё это по сути прелюдия к основным событиям, которые условно приходятся на "вторую" серию.

У Роджера умирает мать. Сначала он относится к этому как и всегда - иронично. Ей было за девяносто, известие о её смерти ни для кого не было неожиданностью.


Но поминки матери Стерлинга становятся кульминацией серии. Дон явился на церемонию пьяным. Не знаю, какой уже раз за всю историю, он опять оказался перед проблемой потери своего истинного лица. Случайная встреча в баре на Гавайях с солдатом вьетнамской войны заставила его вспомнить о том, как он стал Доном Дрейпером. Но позже, уже во время фотосессии в агентстве Дон обнаруживает, что поменялся с ним зажигалками. Он видит на зажигалке чужое имя буквально в тот момент, когда фотограф просит его "просто быть собой".

Может быть, это было сколько-нибудь интересно, если бы Дрейпера не заставляли регулярно вспоминать, что он человек без лица, имени и биографии. Ну да, бедняга Дон, ты лишился последнего символа своей идентичности, даже зажигалка принадлежала кому-то другому. Воспользовавшись отъездом Меган, он напился и его вырвало во время поминальной речи у Стерлингов ровно на словах "my son is my sunshine".

Дону и без этого Пит с компанией напомнили о его матери, а тут воспоминания о чужой вызывали непроизвольный протест. Но не только собственное ускользающее прошлое тревожит его - похоже, в большей степени Дона волнует неизбежное будущее. Он спрашивает консьержа, что тот видел, когда умер. Ведь он был практически мертв после приступа. Видел ли он солнечный свет и океан? Смерть видится Дону избавлением, как побег на Гавайи.

Чужая зажигалка, от которой он попытался избавиться, всё равно вернулась к нему.

Если Дон не выдержал на физиологическом уровне, Роджера прорвало на эмоциональном. Наконец-то. Для начала он выгнал с поминок всех, включая скорбящих старух, своих бывших жен и собственную дочь. Его смущает, что он не чувствует ничего, кроме желания выпить и, возможно, заняться сексом. Но всё же он делает попытку скрепить родственные связи - отдает дочери банку с водой из реки Иордан, которой крестили самого Роджера, а потом и её. А дочери от него нужны деньги на бизнес мужа и она забывает банку на диване.

Роджер рассказывает о своем опыте на сеансе у психоаналитика. Он понял, что ждет его дальше: только потери, и так до самой смерти.

Дон, как и обычно, свои переживания продает клиентам. В описании Дона, рекламируемый отель - это Рай, не в пошлом смысле - сад с пальмами и павлинами, где все ходят в белых ночных рубашках и играют на арфах, а место, где душа существует вне тела, не испытывает тоски или чувства потери, только покой. Увы, визуальная метафора прямо указывает на самоубийство (привет, Реестр! Я сказала "самоубийство"!), как в фильме 54-ого года с Джуди Гарленд и Джеймсом Мейсоном.


Клиенты не в восторге. Зато Стэну идея, особенно её суицидальный подтекст, очень понравилась.

Дону кажется, что исчезновение с лица земли и есть решение проблем. Человек ушел в океан, растворился где-то в синей глади.

Для Бетти исчезновение выглядит не так оптимистично: Сэнди сбежала из дома, Бетти отправляется в сквот, знакомится с местными обитателями, учит их готовить гуляш, но так и не находит Сэнди, только её футляр со скрипкой. Ровно по песне Битлз "She's leaving home". Узнав, что беглянка отправилась в Калифорнию, Бетти бросает поиски и возвращается домой. Но что-то надо менять... И она меняет, как всякая женщина, - цвет волос. Мне кажется, Вайнеру доставляет особое удовольствие издеваться над Дженьюари Джонс.


Роджер наконец испытывает запоздалый катарсис. Ему передают ящик умершего недавно чистильщика обуви, потому что больше никто о покойном не вспомнил. Стерлинг, приняв неожиданное наследство, разрыдался у себя в кабинете.

Дон отмечает новый год дома с Меган и компанией новых знакомых, куда входят его соседи - доктор Розен с женой Сильвией. И снова рифмы - Дон показывает им гавайские слайды, а мы вспоминаем про "Карусель". Но доктор вынуджен отправиться на срочный вызов. На лыжах! Потому что в Нью-Йорке неожиданно обильный снегопад. На прощанье он отвечает на все вопросы Дона универсальной мудростью о жизни и смерти, и еще о том, за что им обоим платят. Пока доктор неумело шлепает на лыжах спасать чью-то жизнь, Дон стучится в его квартиру, потому что у него интрижка с его женой. И Данте дала Дрейперу именно она.

Мне показалось, что Вайнеру не удалось удержать полуторчасовой формат - это всё же слишком много для телесериала. Действие стало дробиться на отдельные сцены, которые не очень хорошо складывались в общую композицию. Особенно в начале.  

Вторая проблема - вялая динамика характеров. Бесконечное кружение вокруг одних и тех же проблем наскучило: опять ложь, опять пустота за чужой маской, опять неуверенность. Четыре года Дрейпер был не очень хорошим человеком под личиной хорошего парня, в прошлом году он попытался побыть тем, кем кажется, сейчас опять вернулся к началу.

А новичок в истории Боб Бентон показался мне каким-то нарочитым. Хотя он и послужил поводом для Косгроува проявить характер и сказать что-нибудь плохое.

Скажем так - с моей точки зрения это было не идеальное начало сезона. 

6 комментариев:

  1. Роджер на похоронах после слов "Out!" бежит по лестнице наверх и хлопает дверью - как маленький.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, затянули как-то две серии. Пегги, я надеюсь, все же вернется к Дону, или хотя бы начнет с ним общаться более тесно по поводу работы. А то в отрыве от остальных мед мен ее не так интересно смотреть.

    Непонятно зачем показали в "previously" то как Джони добилась партнерства, я думала будут в этой серии что-то делать с этой линией, а в итоге ничего, пшик.

    Внезапные бороды и бакенбарды удивили, неужто и вправду раньше так резко все вдруг начинали следовать моде. Вот прямо за три месяца бац и все обросли. Странно.

    ОтветитьУдалить
  3. >Бесконечное кружение вокруг одних и тех же проблем наскучило: опять ложь, опять пустота за чужой маской, опять неуверенность.

    По словам Вейнера - в этом то и есть вся соль. Мы все стараемся измениться, сделаться более хипповыми, идти в ногу со временем. И несмотря на все наши старания, мы чаще все остаемся примерно там же где и раньше, ходим по кругу ... И как с этим жить?

    Вообще, в ММ первая серия - это всегда зарисовка общего настроения всех героев. Потом начинается действие. Мне тоже первые серии всех сезонов (кроме первого) не особо нравятся.

    Вейнае сказал что ему навязали формат сдвоенного эпизода. Он сам не очень хотел т.к. это очень тяжело драматургически. В прошлом году сделали двойной эпизод изза длинного перерыва. В этом году - видимо изза каких то других соображений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Концептуально понятно - если уж у мужчины начался кризис, то он длится не один год, если есть проблема с идентичностью - она никуда не денется. Но в сериале отсутствие поступательного движения - недостаток. Зритель начинает скучать. Поправлюсь - я начинаю скучать.

      Удалить
  4. Я не понял дикую сцену с разговором про изнасилование.

    Как-то раньше тоньше всё подавалось, мне кажется. Вот сцена, где Дон спит, как в гробу лежит. Все увидели, все поняли. Но тут приходит Меган и характерным движением руки закрывает ему глаза. Ну зачем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там много прямолинейных метафор, та же цитата из Данте, остановившиеся часы, зажигалка, банка с водой. Все это несколько настораживает.

      Удалить

Включена премодерация!