17 сент. 2013 г.

The X-Files - 6-ой сезон

Если для почти любого сериала шестой сезон - начало конца, он, как правило, самый неудачный, то "Секретные материалы" эту отметку проскочили почти без потерь. Главная арка осталась такой же дурацкой и невразумительной, зато отдельные серии по-прежнему хороши.

МЗС опять сделали кувырок: оказывается, они давно в сговоре с инопланетянами, которые рвутся уничтожить человечество и захватить Землю, но хотят сами остаться работать "в конторе" на захватчиков. Для этого они пытаются создать некий человеко-инопланетный гибрид, который потом будет обслуживать пришельцев в качестве рабов. Каким образом подобный пакт был заключен и как вообще осуществляется контакт, неизвестно. А тут возникло инопланетное сопротивление. МЗС новый альянс прошляпили и теперь в межпланетных отношениях царит бардак.

Гибрид у МЗС до недавнего времени не получался, тут надо сказать, что в качестве подопытных  МЗС использовали своих родственников, в частности сестру Малдера, потому что отец Малдера тоже числился в "Синдикате". Но в шестом сезоне удалось вывести жизнеспособную особь - ею стала Кассандра Спендер, бывшая жена Курильщика и мать агента Спендера. Кассандра хочет умереть, иначе колонизация неизбежна, но в результате сбегает куда-то (кажется, её похитили инопланетные повстанцы).

Тем временем подвальный кабинет Малдера сожжен еще в прошлом сезоне, Малдер и Скалли отстранены от "Секретных материалов" и сосланы в общий офис, где сидят, как офисные мышата, за соседними столами и переговариваются поверх мониторов. А их место в проекте заняли агенты Спендер и Фоули (Мими Роджерс), чтобы что-то мутить в пользу Синдиката.

Крайчек заразил Скиннера нанороботами и доводит его до клинической смерти с помощью модного планшета или смартфона, чтобы тот боялся и слушался.

Планы Курильщика провалились, он убивает Спендера, а Малдер и Скалли возвращаются в свой подвал к делам своим необъяснимым. В конце концов Малдер даже получает в подарок свой старый плакат "I Want To Believe". Жизнь налаживается. Но только на какое-то время. Где-то в Африке найден загадочный артефакт, а с ним в комплекте целый космический корабль. Опять кого-то убивают, Малдер сходит с катушек, а Скалли уезжает в Африку, чтобы найти лекарство от его безумия. Тут я перестала что-либо понимать. Главное, чего я не понимаю, так это где настоящие инопланетяне? Те злобные колонизаторы.

Большая арка никогда не была сильным местом "Секреток", так что лучше махнуть на неё рукой. Лучше сразу переходить к маленьким историям и Монстрам Недели.

Самой неожиданной серией для меня стал Drive, который я уже упоминала в обзоре прошлого сезона. Хотя сюжетная линия Drive скорей всего инспирирована фильмом "Скорость", но в остальном это, наверное, первый набросок Винса Гиллигана к "Breaking Bad". Он читается с первых кадров: по пустынной дороге где-то в южном штате несётся машина на полной скорости, за рулем которой сидит Уолтер Уайт (то есть, Брайан Крэнстон, конечно). На заднем сидении лежит его больная жена, которая умоляет его не останавливаться, иначе ей становится хуже. Жена таки умирает, а мистер Крамп, сбежав из-под ареста, начинает собственную гонку, потому что теперь он сам зависим от скорости и терять ему совершенно нечего, а место водителя занимает Малдер.

Крамп - обычный человек толпы, но отчаяние делает его беглецом и мелким преступником. Он антисемит и бытовой конспиролог, верит в еврейский заговор, но он в большей мере жертва обстоятельств и другого заговора. Его разговоры с Малдером в машине - это будущие отношения Уайта с Пинкмэном, и даже в том, как Крамп требует, чтобы к нему обращались "мистер Крамп", а сам он называет Малдера исключительно "мистер Малдер", угадывается герой главного сериала Винса Гиллигана.

В шестом сезоне команда "Секреток" отошла от канонической тональности и стала всё больше эксперементировать с жанрами и культурными отсылками. Сатирическая "Arcadia", в которой обывательский рай оказывается царством страха перед наказанием за перегоревшую лампочку или пошлую садовую скульптуру, а Малдер и Скалли репетируют семейную жизнь. "How the Ghosts Stole Christmas" - поэтическая метафора, замешанная на черной комедии (Малдер и Скалли приходят в зачарованный дом в канун Рождества, потому что у них нет семьи и ёлки, и сталкиваются с собственным одиночеством). Trevor - семейная драма, в которой преступный отец хочет отобрать у двух беспутных сестер своего сына. "Dreamland" и "Dreamland II" - комедийные серии, очередной посторонний человек занял место Малдера, думая, что его жизнь лучше и веселее (похожая коллизия была в Small Potatoes), а Малдер оказался мужем сварливой женщины и отцом двух вечно недовольных подростков. "Terms of Endearment" - мрачная вариация на тему "Ребенка Розмари" с неожиданным, почти комичным финалом. "The Rain King" - этакая "Керри", если бы её снимали братья Коэны. "Tithonus" - посвящение Артуру Феллигу, знаменитому фотографу криминальной хроники, Гиллиган считал, что это история аморальности. "Monday" - один день, который бесконечно проживает подружка грабителя, каждый раз наблюдая, как умирает Малдер, Скалли и её приятель. Любопытно, что похожая история в "Сверхъестественном" происходила во вторник. "Field Trip" - бесконечный трип Малдера (и Скалли, потому что один сложно отделить от другого) под действием гигантского хищного гриба. В СПН функцию ядовитого хищника исполнял джин, правда, он галлюцинации вызывал не такие мрачные.

Инопланетяне настолько выпадают из этой мозаики, что их приходится втискивать в общую канву чуть ли не насильно с помощью Крайчика, тайных ученых, Курильщика и остальных членов Синдиката. "Секретные материалы" и по драматургии, и по форме всё же очень камерный сериал. Двое встречают Неведомую Тварь. Как правило история самой Твари печальна, а если это не тварь, то печальна вдвойне. Для многих персонажей "Секретных материалов" паранормальные способности - наказание, делающее их изгоями. Любая попытка влезть в эту череду очень личных и не очень веселых историй с какими-то масштабными событиями, вселенскими заговорами и межпланетными войнами кажется искусственным вмешательством в частную жизнь. Да и сценаристов, похоже, гораздо больше увлекали маленькие драмы, чем построение огромной конструкции вроде Лоста или Flash Forward. Поэтому с большой аркой ничего и не вышло.

2 комментария:

  1. Я вообще не понимаю зачем таким сериалам некий проходящий через все серии сценарий. На ладно еще арочки на 2-3 серии, как в Dr Who, но длиннее то зачем? Вот, из Warehouse 13 тоже что-то городят.

    И лишь Special Unit 2 удержался на своих монстрах недели, вплоть до эпического закрытия за нарушение копирайта.

    ОтветитьУдалить
  2. Настя, оффтопом про сериалы - вы часом не смотрели чудесный Broadchurch? Не оторваться все 8 серий.

    ОтветитьУдалить

Включена премодерация!