1 окт. 2013 г.

Breaking Bad - 5-ый сезон

Вряд ли мне есть что добавить к уже сказанному, но не потому, что пятый сезон хуже, а потому, что Гиллиган написал цельную историю ровно на пять лет, и последний сезон просто поставил логическую точку там, где и она и должна была быть. Пять лет - такова продолжительность жизни нормального сериала, и это в лучшем случае. Гиллиган не новичок и знал, когда надо заканчивать, знал с самого начала.

В первых четырех сезонах об Уолтере Уайте уже было сказано всё, об остальном можно было догадаться - он будет проваливаться в свой личный Ад, не замечая, что обратной дороги нет и не будет. И поэтому мистер Уайт должен в конце концов умереть. Мы знали, что он умрет и даже надеялись на это.

Он вошел в последний, пятый, круг своего Ада со словами "I won", думая, что достаточно победить отдельного плохого парня, хотя как-то неловко называть Гаса Фринга "парнем". Но дело оказалось не в одном плохише, сама жизнь проклятая пошла хуже некуда, это она breaking bad. Вот её-то уже не обхитрить. Весь последний сезон старые грехи обретают четкую, даже материальную, форму - предательство, детоубийство, алчность, зависть, гордыня, уныние в конце концов. В новых демонах уже нет ничего человеческого: Дядя Джек со своей братией просто сборище чертей у котла с кипящей серой, Тодд - хладнокровная рептилия, Лидия - механическая кукла, работающая на соевом молоке и стевии (спорим, что она сидит на безглютеновой диете?). Поневоле вспомнишь мексиканских бандитов и Гаса с нежностью. Они были похожи на людей, эти же новые просто тёмные тени, сгустки зла.

Так ведь и силы условного Добра не лучше - спятившая Мари  из бабьего эгоистичного желания заполучить детей пытется отобрать их не столько у Уолта, сколько у собственной сестры. Хэнк как гончий пёс почуял запах добычи и уже не слышит ничего, только пульсацию крови. Джесси в его глазах мечущийся раненый кролик, с помощью которого можно приманить зверя покрупней. Скайлер, пилившая мужа столько лет, стала окончательно невыносимой в своей тихой ненависти.

Мистер Уайт остался один против всех - своих и чужих.

Последняя серия даёт наконец ответ на вопрос ради чего он проделал этот путь в царство Тьмы. Не ради денег - он готов был отдать их все, чтобы спасти жизнь Хэнку, потому что Хэнк - семья. Он застрелил Дядю Джека несмотря на то, что тот предложил вернуть украденное в обмен на свою жизнь. Безусловно, как и раньше, им двигало желание обеспечить будущее и безопасность жены и детей (и даже Хэнка). Семья для него всё, это вообще краеугольный камень американского общества, если судить по кинематографу и сериалам - от "Сопрано" и "Шесть футов под землей" до "Сверхъестественного" и "Баффи".  Но главный мотив Уолт раскрыл в разговоре со Скайлер, когда сказал, что варил мет, потому что ему это нравилось, он чувствовал себя живым. Производство метамфетамина  - вот дело его жизни, в котором он был лучшим и преуспел. Когда-то он совершил ошибку и бросил науку, бросил работу, которая была для него важна. Теперь он взял реванш. Поэтому он с нежностью осматривает лабораторию перед смертью, здесь он умрет. Он пришел туда проститься со смыслом своей жизни.


История мистера Уайта, как ни странно, завершилась хэппиэндом. Всё, чего он хотел, ему удалось. Став практически призраком Уолтера Уайта - он бродит по городу почти невидимый для окружающих, ровно так же, незамечаемый никем, он входит в дом Шварцев, - он возвращается к жизни, чтобы закончить земные дела.

Он нашел способ обеспечить детей (вот о чем он подумал, посмотрев интервью Шварцев об их благотворительном фонде!) и даже смог застраховать их от возможного обмана, отомстив таким образом Шварцам за старую обиду - теперь они ставшуюся жизнь проживут в страхе.

Он дал Скайлер в руки козырь, который позволит ей заключить сделку со следствием и избежать тюрьмы.

Он отомстил Джеку, Лидии и Тодду.

Он спас Джесси Пинкмэна.

Казалось бы, последнее желание осталось невыполненым - Уайт хотел умереть, он надеялся, что его убьет Джесси, которого он сам предал не один раз. Но Джесси, убив Тодда, больше уже не хочет никого убивать, даже Уайта, который по большому счету загубил ему жизнь. И тут включается поэтическое правосудие - Уайт получил свою собственную пулю. Он умрет счастливым. Всё исполнено. Как поётся в финальной песне - 'guess I got what I deserve'.

После всех мрачных метаморфоз Уолтера Уайта Гиллиган вернул нашу к нему симпатию. Мистер Уайт не такое уж чудовище. Просто жизнь пошла наперекосяк. Но последние два года по крайней мере это была жизнь. Если после первых четырёх сезонов я писала, что это история о семейных ценностях, то теперь я скажу, что это история о самореализации - о том, как трудно стать человеком. Даже очень плохим человеком.


72 комментария:

  1. спасибо, замечательный рекап.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Стало быть, 5-й сезон для вас лучший? Или всё-таки первые два?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лучшие - первые два. Пятый просто неотъемлемая часть истории. он самый жесткий и динамичный, наверное, но воспринимается уже как часть целого.

      Удалить
  3. Достойному сериалу - достойный рекап )

    ОтветитьУдалить
  4. отдельно стоит отметить, что все убиты или растоптаны. трагедия

    ОтветитьУдалить
  5. Я считаю, что Breaking Bad - это история о человеке, который пытается заниматься не своим делом. Да, он в итоге поднимается до заоблачных высот, но на каждом шагу он делает такие ошибки, что они сводят к нулю все результаты. И в итоге он одинок, семья, ради которой он всё это делал, разрушена, горы трупов вокруг. Да, он говорит Скайлер, что ему нравилось то, чем он занимался, но это ретроспективны взгляд. Он был неудачником всю жизнь, остался неудачником и в криминальном мире.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за отличный рекап!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо! Как вы считаете, когда и почему мистер Уайт решил спасти Джесси? Как только того ввели в комнату или в последнюю секунду он понял, что Джесси все-таки "свой", тоже часть семьи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Джесси был частью семьи, хотя и криминальной, по отношению к которой Уайт позволял себе то, что вряд ли бы позволил по отношению к сыну. Но в финальной сцене ситуация сложнее - он хотел убить Джесси до того и заказал его Джеку. На первый взгляд, когда он догадался, что Джесси продолжает варить и делает это для Джека, он хотел убить его вместе со всеми. И поэтому потребовал привести его. Если дело было только в спасении Джесси, то и требовать его пристутсвия не зачем было, его нет в комнате, значит, он в безопасности. А увидев Джесси, Уолтер понял, что тот жертва, что он не предавал Уайта, став сотрудничать с Джеком, а измученный заложник. И поэтому он его спас. Но Джесси и сам Уолт понимают, что они оба уже не хотят жить, так что предложение Уолтера убить его - это уже импровизация. Но это же и момент истины.

      Удалить
    2. Да, полностью с вами согласна, что спасти он его решил, когда увидел, что он заложник. Но вот мне и было интересно, что в пустыне он был готов его убить (руками Джека и его банды), несмотря на все, через что они прошли, а увидев пару месяцев спустя измученного и окончательно сломленного Джесси, смягчился. Наверное, потом что в тот момент мстить ему было уже не за чем, Уолт понимал, что это конец, и "родственные" чувства снова взяли верх.

      Удалить
    3. Мне кажется, у Джесси теперь все будет хорошо. У него наконец-то появилась в глазах жажда жизни. Будет делать шкатулочки, например )

      Удалить
    4. Вот, непонятно, почему Джесси не убили кстати.

      Потому что по факту весь конфликт с Гасом произошел из-за Джесси.

      Удалить
    5. Уайт заговорил о Джесси только чтобы выиграть время, завладеть брелоком с кнопкой от пулемёта.

      Удалить
  8. Браво! Спасибо за отличный рекап.

    ОтветитьУдалить
  9. Как же здорово жить в период выхода таких шедевров.

    Спасибо за рекап.

    ОтветитьУдалить
  10. Сорри за оффтоп: новую порцию бреда от хоумлэнда будете рекапить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. что-то не могу даже первую серию осилить

      Удалить
    2. и еще один оффтоп - редакция собирается смотреть "The Blacklist"?

      Удалить
    3. Посмотрела пилот - скучный процедурал. Более того, с 18 что ли октября он выходит на канале СЕТ.

      Удалить
  11. я уже писала в фб - мне нравится рассматривать ВВ как рассказ о том, что работа должна быть любимой =)

    ОтветитьУдалить
  12. В моем восприятии, два закончившихся гиганта (Dexter и Breaking Bad), чем-то похожи. Оба сериала про сильных, не от мира сего, со своими тараканами мужиков, склонными к серийным убийствам (каждый по своему) :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мой взгляд, BB имеет общую идею с Weeds - "по заказу госнаркоконтроля" - хотите заниматься наркобизнесом - отрастите себе такие же железные яйца, как у главных героев. И даже в этом случае все все равно кончится хреново.

      Удалить
    2. "Декстер" - фантастика от начала до конца (хотя и весьма занимательная, я смотрел не отрываясь все серии), хотя бы по той причине, что в мире не существует маньяков - серийных убийц, не повернутых на сексе. Это извращенное либидо побуждает их убивать. А Breaking Bad - весьма реалистичная драма, даже с учетом мексиканских марьячос)

      Удалить
  13. а можно из корыстных побуждении посоветовать посмотреть Ray Donovan? первыи сезон уже закончился

    ОтветитьУдалить
  14. >Последняя серия доёт наконец ответ на вопрос...

    ой :)

    ОтветитьУдалить
  15. Вы в своём рекапе упустили очень важную вещь. Этот сериал, конечно, не ограничивается моралите, а проводит её как одну из смысловых линий. Вторая же, не менее важная линия – приключения и подвиги, такие далёкие от образа жизни lower middle class person. Сценаристы верно угадали томления и тайные желания клерка, запертого в кубикле, как хомячок в глиняном горшке, которого древний римлянин выращивает, чтобы позднее подать к столу запечённым. Эй, ты! – как бы говорят нам создатели сериала, - оторви свою толстую задницу, сделай же что-нибудь, нельзя идти на поводу у социума, надо реализовывать себя. Мужчина не может быть приложением к семье, это ещё и крупный, опасный хищник. Талантливый учёный не может работать учителем химии за нищенскую зарплату, лучше просто пойти и повеситься. А моральные издержки, да, они есть. Но это как упрекать Одиссея за то, что он выколол Циклопу глазик. И Уолтер Уайт подаёт нам пример настоящего мужчины, человека, доросшего до своей шляпы.
    Ну и таким образом воображаемый закадровый голос сериала балансирует на этих двух линиях, переключаясь то на одну, то на другую, и не занимая окончательно ни одну из позиций.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. как и всякое талантливое художественное произведение, BB отражает и вытягивает на поверхность из зрителей их глубинные комплексы.

      Удалить
    2. Скорее запускает механизмы вытеснения и рационализации.

      Удалить
    3. Все это правильно, но вы говорите очевидные вещи. Понятно же, что мы смотрим авантюрные драмы, чтобы на момент почувствовать себя на месте героя. Это не относится именно к данному сериалу.

      Удалить
    4. ->teller Я об этом не писал. Попробую другими словами: Breaking Bad - это боевик, но механически смешанный с мыльной оперой. Но правила игры, принятые в мыльной опере не совпадают с правилами игры в боевике. И игра идёт на вот этой смене парадигм, смене точек зрения на происходящее. То мы переживаем за Хейзенберга - сумеет ли он расправится с Гасом Фрингом, то мы вдруг вспоминаем, что убивать вообще-то нехорошо. Ну итд и много чего ещё.

      Удалить
  16. Спасибо! Я че-то правда не в восторге от концовки в драматургическом плане. Меня пожалуй во всем сериале больше всего впечатлило качество драмы в театральном смысле. Паузы. Диалоги. Построение сюжета. А тут джанго-стайл такой - все негодяи уничтожины, мафия обескровлена, преступников не осталось в альбукерке :). И завис в конце - хотя мы вроде как понимаем, что он умер, но все же такое ощущение что не исключен приквел и сиквел. Мне бы как я уже говорил было бы интереснее узнать всю историю Грэй Мэттер: что они изобрели, почему именно расстались и т.п. Джесси тоже получается так и не повзрослел - остался ребенком, не смог убить родительскую фигуру. В общем, я не скажу что ожидал большего, - сериал-то что уж великолепный, один из лучших возможно - но немного жаль, что Гиллиган решил именно так окончить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. почему именно расстались

      Это как раз вполне прозрачно, по-моему. Уолтер ушёл из конторы, поскольку Гретхен выбрала не его.

      Удалить
  17. Небольшая статистика среди меня и моих знакомых.
    Кто смотрел BB смотрел еще Декстера и Игру престолов. Им активно не нравилась Прослушка.
    Любителям Прослушки не нравился ни один из выше перечисленных.
    Выборка не репрезентативная - 20 опрошенных. Доля первых 14. Вторых 6.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. не нравится только Декстер ))

      Удалить
    2. Нравится и все перечисленное, и Прослушка.

      Удалить
    3. Присоединяюсь.
      Смотрел Декстера, GOT и ВВ - а "Прослушка" не пошла с первой же серии.

      Удалить
    4. Люблю Прослушку и BB,

      Декстер - ужасен, GOT - надоел на втором сезоне.

      Удалить
    5. Понравилось все, только Декстера со второго сезона не смотрел. Начало не зацепило, а потом времени не было. BB посмотрел целиком весной этого года и по мере возможности досматриваю сейчас. Прослушку с удовольствием смотрю. Первый сезон закончил на прошлой неделе.

      Кстати, Босс еще хороший. Хотя, мне, как не жителю Северной Америки, много непонятно. Подумываю почитать рекапы @carpuscula.

      Удалить
  18. А я бы сказал, что не о самореализации, а о мужчине и его эго. Это настолько распространенная история, что вы себе даже не представляете. Вот, например, Bioshock Infinte был все о том же.

    Показательный момент и кульминация - 15 серия 5 сезона. Когда всю жизнь прикрывавшись семьей, Уолта по телефону посылает нахер его придурковатый сын. Последнее человеческое, последняя причина ушла.

    И вот тут он понимает, почему он все это делал и для чего он все это делал.

    Красивая история, вечный сюжет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А еще красиво, конечно, что "Вечность за него". Он же весь сериал на волне удачи, и я бы раньше сказал, что это просто кино, но так, действительно, в жизни бывает, случалось.

      Удалить
    2. Помню у Маркеса был точно такой же сюжет в "Полковнику никто не пишет", да их много, примеров.

      Через постоянное унижение и нищету, туда, где и полагалось быть.

      Swimming with Sharks, хороший был фильм с Кевином Спейси, там правда конфликт строился на уровне любовь/эго (ну в BB семья/эго).

      Удалить
  19. "...спятившая Мари из бабьего эгоистичного желания заполучить детей пытется отобрать их не столько у Уолта, сколько у собственной сестры. "
    Клептомания же.

    ОтветитьУдалить
  20. Что ж, по крайней мере в традициях американского кинематографа. В финале плохиш всегда получает свою пулю, как бы беспечно он не гулял по буфету на протяжении всего фильма.
    Если честно, с трудом досматривал сезон, уж больно много натяжек, явно призванных загнать сюжет в итоговый тупичок. Все развитие последних восьми серия строится на одной случайной книжке, которую хитрый сыщик откопал и разгадал - браво. Вот уж где надуманность. Сами все возможные линии развития обрезали и сами же натянуто вырулили.
    Ну и, конечно, стало ясно назначение пинкмана, зачем его столько мотали по сериалу - для катарсиса, блин.
    А так обидно - загубили первые пару сезонов, сведя их к штампам, условностям и дикой болтанке характеров. Финал назидательный, в сравнении с декстеровским чуть выигрывает, но из разряда состряпанных от неизбежности эндов.

    ОтветитьУдалить
  21. Вообще толковый финал в драме - надо уметь сделать. Из всех американских сериалов разве что в Сикс фит андер, да с натяжкой в Сопрано, ну Баффи еще, конечно, Ладно - уже плюс, что проект закрыли, а не продолжипи мурыжить, выжимая зрителей.

    ОтветитьУдалить
  22. а мне жалко волтера вайта
    спасение джесси - искупление. я бы даже сказал - библейского толка
    спасти того, кому желал смерти еще недавно, перед лицом собственной смерти
    сынок мудак конечно. и самый картонный персонаж. уж кто-кто, а сын любит отца в любом виде, что бы ни случилось
    ну и скайлер - типичный пример предательства жены, которая никогда не любила своего мужа. ни разу не декабристка, нет. ведь декабристы были, чего греха таить, государственные преступники, клятвопреступники.
    что не смутило жен, и не остановило их от принесения собственных жизней в жертву
    однако, на мой взгляд, концовка - лучшая из всех сериальных концовок, что я видел so far
    лост сосет, хауз - надуман и вымучен, а последний сезон декстера еще ждет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет Скайлер - вы не совсем правы. Она до последнего была с Уолтом, даже после той дурацкой сцены с ножом. Вспомните как заканчивается та серия - Уолт звонит и начинает на нее орать, выговаривать ей, что она мол плохая жена и т.п. Но она прекрасно понимает, что звонит он затем, чтобы выгородить ее перед полицией - какой идиот поверит, что телефон Хайзенберга не прослушивается? Он ей говорит, ты, мол, ничего не знала, и нечего тебе было лезть в мои мужские дела - это явно для чужих ушей предназначено, она ведь знала все уже давно. И Скайлер подыгрывает ему, поддакивает - и в конце, когда он приходит попрощаться с семьей, она ведь могла бы его сдать - но не сделала этого. Нет, в отношениях Уолта и Скайлер все гораздо сложнее. За что мы и любим Винса)

      Удалить
    2. обязательно посмотри последний сезон декстера, а потом сравни финалы Декстера и BB

      Удалить
    3. 2kruel-tea:

      да, конечно посмотрю
      ждал, пока весь сезон закончится

      Удалить
    4. 2teller:

      кстати, а я не допёр, что уолтер звонил, чтобы сделать жене алиби
      удивился нелепости сцены, но не додумал, зачем уолтер это сделал
      так что спасибо

      Удалить
    5. уж кто-кто, а сын любит отца в любом виде, что бы ни случилось

      Так он и любит. Но непростой возраст вкупе с когнитивным диссонансом дают о себе знать.

      Удалить
    6. 2 teller А все равно, Скайлер - истеричная неверная сука. (Звонок Уолтера был какбы не совсем в ее пользу. Как мне показалось, он говорил о том, о чем она предпочла бы умолчать перед полицией.)

      Удалить
  23. Спасибо за прекрасный рекап.
    Замечу, что вы единственный известный мне рекапер, которого знают и читают больше десятка моих друзей из разных областей деятельности, совершенно не знакомых друг с другом.

    ОтветитьУдалить
  24. http://www.funnyordie.com/videos/636264ec55/dean-norris-spoils-breaking-bad Спойлер от Хэнка

    ОтветитьУдалить
  25. Ну и для пущей красоты неплохо было бы запостить этот ролик:
    http://youtu.be/dqbfrHmWrJI

    ОтветитьУдалить
  26. Еще интересное видео:
    http://www.youtube.com/watch?v=i6FbQyYloRY

    ОтветитьУдалить
  27. все прекрасно. хотелось бы только пожелать дорогой редакции быть менее предвзятой в будущем отношении сериалов.
    "игра престолов" - "я не люблю фэнтэзи". "во все тяжкие" - "ой, там про наркотики". совы не те, кем они кажутся. )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тот же совет я могу дать вам. А еще быть повнимательней и не писать неправды. Где это я писала "ой, там про наркотики"?

      Удалить
    2. ) хорошо, хорошо. я нечаянно перепутал вас с другим блогом, извините. но ведь у вас были причины не рекапить лучший сериал декады до поры до времени? хочется почему-то бросить вам обвинение в близорукости и вкусовщине, но боюсь это не про лучшего рекапера на всем постсоветском пространстве. душу внутреннего мудака. всегда ваш. Константин.

      Удалить
    3. Я много раз отвечала, почему я не пишу про Breaking Bad. И причины были совершенно иные, чем вы мне приписываете.
      Впрочем, если вами движет желание "бросить обвинение", то истинное положение дел значения не имеет.

      Удалить
  28. Лидия - механическая кукла, работающая на соевом молоке и стевии

    Стевия там явно неспроста. Потому что у Мари - Splenda. Единство и борьба подсластителей. И намёк на то, что они - монстры почище мета. ;)

    Не зря я всё таки отложил прочтение вашего рекапа до того, как пересмотрел сериал от начала до конца. Получилась отменная вишенка на торте. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  29. Наконец досмотрел. Сериал закончился хеппи-эндом, да. Досматривал его одновременно с Deadwood, и оба несколько разочаровали концовакми, но это только с первого взгляда. Оба сериала закончились, как им и следовало закончится. Несколько удивлен тем, как часто Уолтера называют "чудовище". Какое же он чудовище? Он делал то, что нужно было делать (детей он не убивал таки). Для меня сериал свелся к противостостоянию нормальных мужиков (включая Хэнка) и ненормальных тёток, в первую очередь этих двух неврастичных сестричек.. Неспроста Уолтер оставляет деньги не жене, а сыну (который тоже довольно таки ебанутый).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он оставляет деньги сыну, потому что он старший из детей. А ебанутый он не больше, чем любой тинейджер, ненавидящий старшее поколение в лице отца. Если б дядя таки посадил отца и тот умер в тюрьме от рака, то сын вполне вероятно ненавидел бы дядю.

      Жена не более неврастенична, чем любая мать, жаждущая максимально обезопасить своих детей.

      Чудовище Уолтер или нет, но зачем-то же он траванул тётку из "Мадригала". А ведь она, как и он сам, всего лишь делала то, что ей нравилось, заодно пытаясь получше обеспечить будущее собственной дочери. При этом она никак не участвовала в убийстве Хэнка и присвоении денег Уолтера. Только в производстве и распространении его ненаглядного продукта.

      Удалить

Включена премодерация!