4 янв. 2014 г.

"Элизиум" Бломкампа

Просили "Элизиум"? Не вопрос.

Я очень люблю "Район №9". Это хорошее и очень эмоциональное кино. Там всех жалко - дурака этого мутанта, креветок и вообще нас всех. Редко в каком фильме трехмерная модель всерьез вызывает сочувствие.

И вот пришла кинокомпания Сони и сказала - "Ты талантливый парень, Нил, давай теперь снимем всё тоже самое, но уже с голивудскими звездами, потому что если на афише не будет узнаваемых лиц, то зритель не пойдет, так учит нас отдел маркетинга. Короче, возьми хотя бы двоих, чтобы можно было писать "Мэтт Деймон и Джоди Фостер в фильме...". И Бломкамп стал судорожно искать в своих заметках и черновиках к прошлому фильму что-то, что можно использовать для сценария. Каркас же остался ровно тот же:

Герой-неудачник по случайности подвергается опасному внешнему воздействию, которое приведет к фатальным для него последствиям. Но пока у него есть время, он пытается найти выход из отчаянной ситуации и такой выход есть: он соглашается помочь полуврагу в выполнении его планов в обмен на возможность "излечиться". Но в конце этого сложного пути в герое просыпается истинная человечность и он жертвует собой ради более важной цели.

Ладно, есть три десятка фильмов, скоренных по этому лекалу, в конце концов, искусство рассказчика делает эту историю или шаблонной, или интересной. Но чувство, что Бломкамп переснимает сам себя, не оставляет весь фильм, конечно.


Поскольку он певец помоек, а мир "Района №9" у него получился очень достоверным, то визуальный ряд был использован по второму разу, только теперь это перенаселенная, загаженная Земля, этакий мусорный Вавилон, где все говорят на разных языках или с сильными акцентами, так что понимать этих людей очень тяжело. А где-то на орбите висит огромная выскотехнологичная Рублёвка с гуляющими по зеленым лужайкам нарядными дамами. Морлоки с Земли естественно пытаются пробраться в мир элоев, но не ради социальной справедливости, а ради волшебного "солярия" с логотипом Версаче - устройства, исцеляющего все болезни.


Если в "Районе" социальный мотив логично вытекал из сюжета, то тут он выглядит искуственным. Можно подумать, состояние собственного здоровья - единственное, что волнует морлоков. Нет, с бытовой точки зрения мы все понимаем, что здоровье важней любви и денег, за которые бьются в любом приключенческом кино, ну кроме тех случаев, когда воюют за "правду и справделивость", но почему-то тут объектвно важный довод не работает.  И если все эти грязнули и мелкие преступники просто хотят лечиться, то почему элои не дали им такой возможности на Земле? Зачем такие сложности?

Мир "Элизиума" вообще не очень логичен и как-то наспех сколочен. Почему герой Дэймона штампует жестянки на заводе, если для этой цели есть дроиды? Хотя можно принять как допущение, что в земном обществе люди оказались на низшей ступени и их используют для грубого физического труда просто чтобы они не одичали, а надзирательные функции отданы роботам. Механический социальный работник - симпатичный образ административной системы.

Почему только из Лос-Анджелеса отправляют нелегалов в Элизиум, хотя при такой катастрофической ситуации корабли с желающими излечиться должны осаждать летающий пончик (по выражению самого Бломкампа) круглосуточно?

Почему так плохо с медициной, хотя насадить на человека экзоскелет можно в антисантирных условиях с помощью пилы и шуруповерта?

И почему защита границ отдана на откуп одному единственному человеку, притом сумасшедшему? Кстати, прообраз агента Крюгера присутствовал еще в "Районе".

Ладно, это вопросы без ответов. Почему-почему, потому что такой сценарий, что вы хотите. Ну да, небрежность раздражает, но тут ничего уже не поделать.

Для некоторого разнообразия, чтобы уж это не был совсем "Район №9 -2", введена вторая линия - в дело вступает "Джони Мнемоник". В голове Мэтта Дэймона находится формула социального лекарства для всех, а наша помоешная антиутопия приобретает легкий налет киберпанка.

И конечно есть битва двух якодзун на кулаках, а Крюгер еще и вечно пытается пустить в ход меч - это в продолжение разговора о "Тихоокеанском рубеже". Каким бы технологически развитым не было общество, драться будут по старинке - на палках и мечах. Ничего не поделаешь, зритель это любит, как я уже понояла из комментов.

А хэппиэнда какбы и нет. Что там получило человечество? Свои лечебные ящики? Теперь жители Элизиума могут спать спокойно - никто к ним больше не полезет? Во всяком случае, за лечебными процедурами. Но когда морлоки вылечат все болезни, они всё равно придут в этот искусственный Рай и зададут элоям жару. Тот же Спайдер, кибербезобразник, изначально интересовался доступом к банковским счетам, и перезагрузка системы вряд ли как-то отразилась на его планах. В чем выход? Теперь все будут здоровые на той же помойке и здоровыми будут штамповать жестянки на заводе? У меня сложилось впечатление, что Бломкампу не очень интересно было разрешать созданный им же социальный конфликт. Да и сам он не знает, на чьей стороне стоит - апартеид, конечно, плохо, но нельзя же прям всем обеспечить рай с лужайками. Кто-то должен и у станка стоять.

Но всё, что касается ритма и нарастания эмоций - отлично. Тут мастерство не пропьешь, Бломкамп правда умеет это делать, причем даже при плоховатом сценарии. Какой бы нескладной эта история не была, она смотрибельна именно засчет ускорящегося темпа и сильного эмоционального фона. Хотя Мэтт Дэймон совершенно никакой и сочувствия не вызывает. Пишут, что Бломкамп хотел взять на роль кого-нибудь из белых рэперов и якобы они отказались, но я думаю, Сони бы никогда ему этого не разрешила. Потому что, опять же, ставить на афишу имя даже известного рэпера с точки зрения кассовых сборов не эффективно. А так вот две звезды есть. Хотя без обеих можно было бы обойтись запросто - по мне так в роли Макса куда органичней, да и сыграл бы наверняка лучше, Том Харди, а Джоди Фостер можно было заменить вообще кем угодно. Не, она хорошая актриса, но в данном случае ничем не отличилась.


Единственная актерская работа, которая просто бросается в глаза - это Шорлто Копли. Я даже не сразу сообразила, что это же знакомый уже парень из "Района". Вот его персонаж действительно живой и запоминающийся. Правда, он там говорит с таким адским акцентом (это какой-то специальный южноафриканский диалект?), что я почти не слова не разобрала. Копли  и есть настоящая звезда  фильма.

Ну и чего... Вторичное по отношению к первому фильму кино, небрежно написанное, но технически крепко сделанное. То, что Бломкамп режиссер хороший, понятно, причем по не очень удачному фильму это особенно понятно. Ну "Элизиум" и "Элизиум", как некое техническое упражнение на ту же тему пойдет, но боюсь, в этом смысле оно интересно только фанатам Бломкампа, к которым я, пожалуй, отношусь. А "чиста зритель", особенно российский, не принял и даже обругал.

24 комментария:

  1. Почему специальный? Просто южноафриканский акцент вроде, со словечками из африкаанс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, просто с южноафриканским акцентом Копли говорит в обычной жизни, а тут его еще и в интервью справшивали, что это за адский диалект и он назвал, но я не запомнила. На Ютюбе посмотрите, там есть его интервь как раз по Элизиуму.

      Удалить
    2. Глянул пару интервью, там он только сказал что "accent coming from a certain place". Не знаю, я не спец по южно-африканскому английскому, но наверно, учитывая что он вставлял слова из африкаанс (типа "poes" и "lekker"), это акцент тех для кого африкаанс основной язык.
      Кстати рецензия очень хорошая, абсолютно согласен со всем.

      Удалить
    3. буры так говорят, особенно из сельской местности, особенно выросшие в соседних странах вроде Зимбабве.
      Приходилось общаться, их надо просить, чтобы говорили медленно и делали над собой усилие

      Удалить
  2. Интересно как бы смотрелся этот фильм, не будь "района №9" ?
    И еще интересная мысль зародилась, я сам довольно много играю в игры на писи, экшин, уважаю линейку "высоко технологичных" шутеров, crysis, borderlands. Так вот, акшин сцены элизиума сняты именно по лекалам этих интерактивных боевиков, действия персонажей, широченный спектр оружия, какие то идиотические скачки технологий (энерго-щит и мечи, экзоскелеты, пули-ракеты). Такие себе микросхватки с группой или босом, здорово впрягает привыкший к этому мозг. Сначала думал что это дежавю, но теперь вроде тенденция. Выходящий "Edge Of Tomorrow" к тому же ведет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я не смотрел Район - он так же снят? (про операторскую)

      а так Элизиум вполне приличным куском постапокалиптики показался - хотя концовка is a mess, indeed

      Удалить
    2. По сравнению с Районом9 в Элизиуме почти нет "дергающейся" камеры. Вернее есть, но очень органично и дозировано.
      А почему "постапокалиптика" ? Там вроде нет и намека на глобальную катастрофу. Есть намек на социальную катастрофу, её проекция из "сегодня" в "будущее".

      Удалить
    3. забыл премизу совсем, простите - ну пусть будет "посткиберпанк" как в википедии, все одно визуально на мой
      вот именно из-за угрозы оператора с опохмела и не стал в свое

      Удалить
  3. так сложилось, что я не смотрела "Район №9", хотя, разумеется, в курсе что это и кто это. "Элизиум" лишний раз доказал, что если чуваку, который снял приличное кино без денег, дать много бабла и звезд, получится ерунда. Мой любимый pet peeve - это как в фильмах обращаются с радиацией. Вся сцена с облучением персонажа Деймона - ацкий бред. Ну и закончилось тем, что все умрут от голода и перенаселенности :) хоть бы уж сказали, что эти аппараты сделают своих "пациентов" стерильными :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему сцена с облучением бред? Под гамма спектр подходит, камера изолирована, "клиенту" регулярно-ступеньками плохо. При "внешнем" приеме такой сценарий вполне себе

      Удалить
  4. Единственный способ выжить для большого Голливуда - перестать снимать голливудские финалы. Уже, наверное, дети блюют попкорном в конце фильма. Ведь ещё лет двадцать назад было нормально замочить главного героя. Главное, не бросаться в другую крайность. Ради разнообразия - пусть в 50% фильмов цинично торжествует зло. Это откроет сценаристам огромные возможности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, "все взять и поделить") 50 на 50!
      Ничего не выйдет, все равно нужно мозги иметь. Вон, в"Предчувствии", с той же Сандрой Буллок, режиссер, уже в процессе съемок, вдруг прозрел - "у нас не будет голливудского хеппи-энда" - и замочил главного героя, ейного супруга. И получилась полна. А вот ни фига, режиссер сказал, "в крематорий", значит - в крематорий. И сидишь как дурак, в конце, типа - ну, и зачем все это нужно было?
      (бггг, гугловский редактор мне подсказывает, "не хеппи-энд, а хиппи-энд", это они там еще от Нового года не отошли штоле?)

      Удалить
  5. Ага, на сто процентов согласен, что не так часто бывает) Но кушать же нужно всем, даже Мэтту Дэймону, не снимать же, каждый день по шедевру, вот и пыжатся, лепят космические перепевы Уэллса.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо вам за рецензии. Подпишусь под каждым словом всех четырех последних (включая Шерлока).

    ОтветитьУдалить
  7. да, "чиста зритель" выдал примерно такой фидбэк: http://www.yaplakal.com/print/forum7/topic683867.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юмооор... Боже, как я ненавижу юмор. Ну хоть парню было весело.

      Удалить
    2. Юмор - это специфика портала и его аудитории , там без гыгыканья нельзя, не поймут-с! Но идея мне понравилась, хотя она и отдает шовинизмом.

      Удалить
  8. Из всего фильма запомнила только агента Крюгера. Шикарный дядька!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Крюгер == гиганской кол-во зла, это кнцепт кина для бабла.

      Удалить
  9. Тоже не так давно посмотрела - сюжет просто убил, ненавижу отсутствие логики. Лучшее в фильме - сказка про суриката. Просто я сурикатов люблю.

    ОтветитьУдалить
  10. OFF: большие котики играются с ёлочками - http://www.youtube.com/watch?v=967xq1s8zRQ

    ОтветитьУдалить
  11. спасибо за вашу оценку! всегда интересно и аргументированно, и еще особенно занятно когда читаешь свои мысли у других людей ;)

    ОтветитьУдалить
  12. Шорлто Копли прекрасен везде. Вот и в новом Олдбое его снова не узнать.

    ОтветитьУдалить
  13. ну и чо вы хотите от певца социализма? Всем поровну и чтоп ни одна сука не ушла обиженной

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.