7 янв. 2014 г.

La Grande Belezza Соррентино

Вот тут случай, когда я ничего не поняла. Я смотрела "Сладкую жизнь", "8 1/2" и "Рим", причем последний раз их пересматривала относительно недавно  -  Пятый канал до захвата Кавальчуками среди прочих устраивал и ретроспективу Феллини. И у меня, конечно, вопрос - Соррентино использует киноязык и образную систему пятидесятилетней давности намеренно? Это такое упражнение на технику исполнения вроде переснятого Ван Сентом покадрово хичкоковского "Психа"? Что, черт  возьми, это было - двухчасовая киноцитата или Соррентино всерьез использует чужой инструментарий, раз уже пол века назад он принес славу его соотечественнику?


Про что кино. Пожилой писатель одного романа Джеп Гамбарделла путешествует по своему внутреннему Риму в поисках Великой Красоты, которую он искал по собственным словам всю жизнь и поэтому так и не написал больше ничего. Летние римские ночи заполнены псевдоинтеллектуальным острословием, стареющими женщинами и развлечениями, характерными для любого описания благородного упадка. Сам Гамбарделла подошел к тому этапу в своей жизни, когда пора потихоньку подводить итоги. Он находится по отношению к происходящему в роли холодного наблюдателя. Буйные вечеринки с диджеями и танцами сменяются красотами римских палаццо, застывшими старухами, перезрелыми стриптизершами и перфомансами актуальных художников.

Тони Сервилло в роли Гамбарделлы, как и его предшественник Мастрояни, элегантен, отстранен и немного саркастичен. А все его праздные путешествия "на край ночи" (фильм начинается цитатой из Селина) приводят его к выводу, что Великая Красота, которую он искал среди римского пресыщения, впрочем, может и не искал, так вот великая красота была в его жизни - когда он был молод, юная прекрасная девушка на ночном берегу показала ему сиськи.


К удивлению, фильм не вызвал у меня такого раздражения, как поделка Торнаторе, но зачем понадобилось всё это снимать, осталось для меня загадкой. Мне пересказали содержание двух, а то и трёх фильмов Феллини буквально теми же словами, с помощью тех же приёмов и образов. Зачем? От ума или от бессилия?


А так-то конечно, как я уже говорила, фильмы, действие которых происходит в местах, где ты бывал, всегда смотреть интересней. А песня на стихи Бёрнса, которые нас заставляли учить в школе и я помню чертов My Heart In The Highlands до сих пор наизусть, затрагивает уже моё детское и личное. Но это у Соррентино вышло уже случайно.

По большому счету киношка совершенно не обязательная.

14 комментариев:

  1. Спасибо за рецензию. Красиво конечно снято, но на протяжении просмотра не оставляет ощущение что подсовывают фальшивку. Такая варваризированная компиляция из великого кинематографа для современного зрителя.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы тоже в английской спецшколе учились? Я тут недавно размышляла, почему мы все помним именно это стихотворение Бёрнса, мы ж его не единственное учили, и Фроста, кстати, учили, но его никто не помнит и уж тем более по пьяни не цитирует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В ней, родимой. А вот такое едкое стихотворение - проникло в мозг и там угнездилось.

      Удалить
  3. тут вот пишут, что Дэвид Линч собирается снять продолжение «Твин Пикса». приквел о Лоре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. воу, как интересно! но грустно - так, как было, когда я в школе смотрела сериал, уже не будет. :(

      Удалить
    2. Так был же уже один приквел - который "Огонь, иди со мной"

      Удалить
  4. даже не знаю, что бы вам отдать на растерзание - кино, такое ощущение, разучились снимать. ну, или я разучилась смотреть. не могу вспомнить ничего за последнее время (за последние ГОДЫ) такого, что вызвало бы у меня достаточно сильные чувства, чтобы сказать - иди и смотри, это есть хорошо.

    "Великую красоту" мало кто смотрел, но кто смотрел - те хвалят.
    я прям даже сама подумывала посмотреть.
    слава Редакции, что сделали это за меня, и мне рассказали.

    ОтветитьУдалить
  5. Чем больше фильмов просмотрено, тем сложнее получить удовольствие от нового. Все видел, многое пробовал и сам перед камерой постоять успел. Это вообще уже junkie синдром какой-то. Может чтоб кино начало нравиться нужно поработать на овощебазе или в шахте месяц другой. Или смотреть только документальное кино и старые телевизионные пьесы. Кино-то говно как известно.

    ОтветитьУдалить
  6. извините, за офтоп. попалась в журнале картинка про честные цены. и я не удержалась.

    открытие магазина артиколи в гуме в 1999.
    http://im.kommersant.ru/Issues.photo/OGONIOK/2013/050/KMO_139206_00024_1_t218_000900.jpg

    ОтветитьУдалить
  7. У меня тоже оффтоп: в копилочку "фамилиардность" =) Как звучит, а!

    ОтветитьУдалить
  8. Сколько ни ругаю себя - не могу удержаться, чтобы не отметиться, простите. Я не написал ничего в тот же день, потому что не видел фильм. Теперь, посмотрев, могу констатировать - мне ужасно не понравилось. Вы пишете, что он не вызвал у вас такого отторжения, как фильм Торнаторе - у меня же совсем наоборот. Фильм Торнаторе, несмотря на возвышенную тематику - прекрасное искусство - и саундтрек Морриконе, всего лишь очередная картина о мошенниках, пусть и с претензией на что-то большее. И она по своему занимательна, если ее таковой и воспринимать, и не пытаться найти там что-то большее. А La Grande Belezza - фильм ни о чем, пустышка. Пусть и прекрасно снятая, но напыщенная пустышка. И я не люблю, когда произведение искусства создается с предустановкой - "это будет шедевр". Меня от такого коробит, сорри.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы с кем полемизируете? По-моему, с собой.

      Удалить
    2. Ну и ладушки. Действительно, смешно выгляжу.

      Удалить
    3. Не смешно, а глупо. Вы выдернули из текста отдельную фразу, даже вне контекста предложения, более того, сама фраза имеет отношение к моему личному ощущению, и пытаетесь эту отдельную фразу оспорить. Сами себе что-то предумали и сами же с этот вымыслел отрицаете.

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.