11 мар. 2014 г.

True Detective - 8-ая серия - рекап

Я повторю тот же вопрос, который вчера задавали все рекаперы, - ну, галактеко, устроил вас такой финал?

True Detective сериал в своем роде уникальный - он весь склеен из клише, на протяжении восьми серий сюжет скакал из жанра в жанр, запутывая зрителей,  ни на один вопрос не было дано ответа, кроме того единственного, от которого было просто не отвертеться - "кто же убийца?", но и этот ответ кажется вынужденным, просто надо было в кого-то ткнуть пальцем. И несмотря на всё это, включая странные, тяжеловесные и искусственные диалоги, мы смотрели его с неизменным интересом, и даже, судя по отзывам в сети, не обиделись на финал, не объяснивший ничего. По правде-то говоря, нас водили за нос два месяца с совершенно серьезным видом. Даже классика жанра "Очень Запутанная История" - великий "Твин Пикс", "Лост" и первый сезон American Horror Story - меркнет перед "Детективом", потому что там зрители поняли, что их оставили с носом и недовольно бурчали, а тут вроде все счастливы и кто-то уже называет True Detective лучшим сериалом года, хотя год только начался, а насчет лучшего есть большие сомнения.


Чем же наше сердце успокоилось? Финальная серия вдруг превратилась в рассказ о суровой мужской дружбе. Бывшие напарники взялись делать настоящую мужскую работу - победить зло, потому что в войне тьмы и света тьма занимает гораздо большую территорию, аж звезд не видать, и больше встать на защиту светлых сил некому. Марти Харт и Раст Кол спустя семнадцать лет сложной внутренней жизни поняли, что они на самом деле Сэм и Дин Винчестеры. Олицетворением зла оказался чокнутый разнорабочий "чиню, крашу, подстригаю". Киноцитаты посыпались как из рога изобилия - я сама в первую очередь вспомнила "Home" из "Секретных материалов" (как оказалось, не я одна), гниющий полутруп родом, видимо, из "Семи" Финчера, а блуждания Кола по "Каркосе" сильно напомнили "Молчание ягнят".

Кол и Харт внезапно изменились, как было не было между ними давнего противостояния. Кол вдруг стал изъясняться понятно, Харт в расследовании занял место прирожденного детектива, хотя их логические построения, объясняющие, почему у Макаронного Монстра были зеленые уши, не выдерживают никакой критики. Ко всему мы уже забыли, чей это был зеленый домик, и понятия не имеем, что это миссис Хилл, которая вспомнила, кто тут в округе все заборы красит и все газоны стрижет. Если учесть, что это всё делал Эролл Чилдресс, то его вся округа должна была знать в лицо, тем паче лицо-то приметное, и вот через семнадцать лет его вспомнила одна единственная старуха. Детективная интрига вообще никогда не была сильным местом сериала, поэтому на неё особой ставки никто не делал, было принято общее решение считать, что это всё не про поиски разгадки, а про людей, которые в этих поисках участвовали. Про их моральные терзания в жестоком-жестоком мире.


Как Пиццолато и Фукунаге удалось всех нас так заморочить? Кто-то из западных комментаторов дал исчерпывающий и точный ответ - просто это шоу не про убийство, не про расследование и не про людей, которые его вели, эта история про storytelling - про искусство рассказчика. Если кто-нибудь посмотрел пилот The Red Road (сериал канала Sundance), то он поймет, о чем я. Ведь в The Red Road всё то же самое - двое людей с тяжким прошлым и настоящим сходятся вместе, чтобы распутать тёмные дела в американской глубинке, у одного жена неврастеничка и двое дочерей, старшая из которых делает всё, чтобы родителям насолить, а второй вообще Кхал Дрого (Джейсон Момоа). Есть и тайна, и преступление, и двое суровых мужчин с проблемами, а смотреть что-то не очень интересно. Пиццалато не бог весть какой сочинитель историй - скажем честно, история тут дырявая и небрежная, но Фукунага хороший рассказчик. True Detective тот редкий для телесериала случай, когда сериал вытащил не шоураннер, а режиссер, благо Фукунага все восемь серий и снимал, что тоже не характерно. Остальное доделали Харельсон и МакКонахи, они вытащили на себе и эти диалоги несусветные, и прыжки в развитии собственных персонажей.

Я не поставлю "Настоящий детектив" в список лучших сериалов, но это было интересно смотреть. А что нам еще надо?

P.S. Явление Раста Кола самому себе в образе Христа было забавным:



24 комментария:

  1. вы уже сравнивали TD с Мостом, и я мысленно тоже проводила параллели, "скандинавский нуар по-американски", все такое.. Пиццолато явно им пропитался до основания.
    поэтому чего-то такого от финала и ждала.
    финал 2-го сезона Моста у меня вызвал негодование - как? кто? почему? где? куда??? - а тут вроде как была готова да и, в целом, с какого-то эпизода я просто расслабилась и получала удовольствие, я уже не помню, чтобы смотрела сериал и так ждала каждый эпизод. объяснить, почему он мне так нравится, наверно, не смогу, но да, ощущение, что это именно оно - лучшее, мне нравится в нем тупо всйо.
    ну, и Макконахи, конечно, убил, особенно в сочетании с ролью в Далласком клубе покупателей.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошее дополнение, но по правилам этого блога ссылки без пояснения удаляются.

      Удалить
  3. нет, не устроил
    эйфория постепенно уступила место недоумению, и это еще мягко сказано

    ОтветитьУдалить
  4. Увы, самая вялая серия, несмотря на экшен преследования и множество развилок (с возможностью иного построения сюжета). Концовка вообще пародией смотрится.
    Сильно ощущение: реально мрачную и завораживающую историю делали в первых четырёх сериях, а затем просто допиливали напильником и вставляли хохмочки.
    Тем не менее весь сезон оцениваю как крепкий и интересный, но "лучший" - не дотягивает.

    ОтветитьУдалить
  5. финал не устроил (совсем непонятно, куда делось то самое татловское братство) да и после 5-ой серии сериал стал сдуваться. Хотя, может, в моем случае впечатление было подпорчено тем, что параллельно посмотрела 2 сезона Моста. И Сага Нурен забрала у МакКонахи пальму первенства.

    ОтветитьУдалить
  6. Согласна скомментами выше - очень-очень-очень разочарована концовкой. Если бы не последняя серия - то сериал был бы очень хорошой, а так я что начинаю подумывать не записать ли его в "унылое говно". Да, видимо, режиссер вытащил сериал на себе - все первых 7 серий смотрела прилипнув к экрану. Молодец.

    ОтветитьУдалить
  7. У меня эта серия вызвала стойкие ассоциации с последней серией 1го сезона АХС, вот и вы про него вспомнили. Ничего не объяснили, сюжетные линии обрубили, но эмоциональный итог подвели, и он меня устроил. И, ровно как с тем первым сезоном АХС, от сериала весь сезон было не оторваться. Правда, а что нам еще надо?

    ОтветитьУдалить
  8. Да, банально получилось, но откровенная скука началась в коде, т.е. в лазарете. С Коркосой замут не реализован толком. А так сериал хороший. Сейчас, мне кажется, хорошее время начать избавляться от голливудского финала, а сценаристы не прочухали.

    ОтветитьУдалить
  9. Я-то как раз ждал другого финала - все умрут, зло не наказано, грёбаные реднеки (или как там южане white trash называются), крупный план дельты Миссисипи, грустный блюз, короче, старикам здесь не место. Так что хэппиэнд по нашим временам - это очень даже оригинально и неожиданно. Не, ну конечно вся банда Таттла не наказана, но это дело времени, в прессу же много инфы утекло. Только в эпилоге конечно патоки перелили, такого братания Марти и Раста я не ожидал.

    ОтветитьУдалить
  10. Для меня наибольшим разочарованием стало несоответствие условного психологического портрета убийцы (продуманные и изощренные убийства, не лишенные эстетической составляющий) и вот этого вот дебиловатого разнорабочего. После 7 серии думала, что там всем верховодит некий "злой гений", а макаронный монстр просто его подручный, который делал всю грязную работу.

    ОтветитьУдалить
  11. Отсутствие хеппи-энда, недосказанность и пустота показались вполне органичными и в общую грусть вписывающимися, хотя и разочаровывающими.

    The Red Road начал, насколько понял, жена там не мелкий неврастеник, а вполне себе с психическим расстройством личности.

    ОтветитьУдалить
  12. Про Макконахи, режиссера, стилистику и атмосферу тут уже написали.

    Но меня и финал устроил -- как раз своей реалистичностью и жизненностью. Да, многое осталось за кадром, включая героев съемки с Мари Фонтено. Да, что-то два брата-акробата Харт и Коул нашли, но не смогли довести до официального расследования и суда. Да, не раскрыты высокопоставленные покровители или даже преступники. Да, возможно, культ продолжает жить.

    Но это именно правдоподобный исход. Чем-то напоминает "С широко закрытыми глазами" Кубрика (у фильма, кстати, тоже полярные оценки). Герой тоже пересекся с параллельной социальной реальностью, наполненной жуткими вещами и подконтрольной чрезвычайно могущественным силам, не смог с этими силами справиться и отступил под угрозой серьезных проблем. Так же поступили бы и большинство обычных людей. В "Настоящем детективе" хотя бы были уничтожены отдельные одиозные монстры. Если бы Макконахи и Харрельсон превратились в Лиама Нисона, а сериал -- в римейк "Заложницы", было бы куда менее правдоподобно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно согласен. В этом как раз true этого detective и заключается. Жизнь она как бы и состоит из ниточек, которые непонятно куда тянутся, банальностей и прочих дел, которые в фикшн-детективах считаются недопустимыми. Главный вызов фикшн-детективам тут, конечно, оставшиеся ненаказанными главные злодеи из высшего общества. Что вообще указывает на то, что Макаронный монстр - автор Каркосы? Да вообще ничего.

      Удалить
    2. Вы хорошо написали. Да, мне кажется в жизни так и бывает все страшные и запутанные тайны являются цепью вполне объяснимых событий. так как тут замешаны очень серьезные люди, раскрыть смогли идею и лишь одного преступника (был ли он главный, это еще большой вопрос, так как там вся шайка-семейка замешана). Мне кажется это выглядит вполне жизненно.
      Единственное что немного скомкали финал и все очень быстро произошло. Ну и в конце какие-то сопли про свет и тьму.

      Удалить
    3. Вот спасибо. Соглашусь с вами.

      Удалить
  13. забавно, что длинные волосы коул отрастил не ради луизианского камуфляжа, как некоторые предполагали, а исключительно ради вот этого вот кадра

    ОтветитьУдалить
  14. финал в принципе устроил, хоть какие-то ниточки развязали, по эмоциям вообще все классно. И вообще наконец-то и в америке сняли свой forbrydelsen, со своей атмосферой.
    (все не могу понять - почему у нас снять не могут, в российской глубинке, с нашим колоритом)

    еще понравилось, что несмотря на то, что это HBO обнаженки тут было немного и в тему, а то они любят порносцены с дряблыми сиськами и задницами напихать по делу и не к делу.

    ОтветитьУдалить
  15. У меня в голове почему-то осел какой-то другой режиссер последней серии. Полез посмотреть на IMDB - там Фукунага.
    Если не забуду - пересмотрю титры 8й серии, проверю.

    Концовка не понравилась, однако весь сериал своей атмосферой (и концовкой) как бы говорит зрителю "смирись". Мне кажется, что именно поэтому никаких криков и воплей на тему недосказанности, неувязок и открытых хвостов. Все смирились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Криков как раз много, в том числе и на американских сайтах, на IMDB, например.

      Да и смирения, мне кажется, в сериале не очень много. Как бы то ни было, но звезды загораются, раньше была одна тьма, так что свет побеждает.

      Вообще выглядит так, будто оба детектива избавились от личного ада. Раст сумел обуздать своего внутреннего монстра и пережить катарсис. У него вообще помесь христианства с буддизмом вышла, Христа с махаяной: Коул не только воскрес, но и в каком-то смысле убедился в существовании нирваны, отказавшись от нее ради спасения живых существ от страданий.

      Понятно, что это такая теология и философия на диване. Но многие зрители хотя бы на интуитивном уровне почувствовали месседж. А некоторые (на тех же американских сайтах) какие-то элементы смогли перевести в слова и фразы.

      Удалить
    2. Я как-то умудрился пройти мимо комментариях на том же IMDB, поэтому упустил.

      Про Раста — согласен. А с Коулом в последней серии какая-то уж резкая метаморфоза произошла, на мой взгляд. Это же заметила дорогая редакция.

      Философия на диване сейчас везде, куда не посмотри. В тех же "Играх престолов" нас снова ждут она, сиски и кровища. И традиционные догадки к чему все это и чем все закончится.)

      Удалить
    3. "Игра престолов" -- это не просто философия на диване. Вообще-то ее обсуждают даже в Foreign Affairs, в крутейшем журнале о международной политике.

      http://www.foreignaffairs.com/articles/137360/charli-carpenter/game-of-thrones-as-theory

      Как написал бы ДЕГ, "это РЕЗУЛЬТАТ, книгу уже ЛЮДИ используют". Речь, конечно, в первую очередь о книжной саге, сериал -- это такой фанфик поклонников по мотивам ("Профессор не прав, все было по-другому").

      Кстати, недаром True Detective фактически стал вторым по рейтингу IMDB художественным сериалом, аккурат между Breaking Bad и GoT.

      Удалить
  16. Финал, который нам показали НЕНАСТОЯЩИЙ. Важная часть мифологии Роберта Чемберса, на которой строится сериал, это то, что пьеса "Король в желтом" скрыта от людей, нельзя прочитать ее и сохранить рассудок. И Пиццолато, подсовывая нам демонстративно неадекватный финал, как бы говорит: НАСТОЯЩИЙ финал истории - это и есть "Король в желтом", кто его увидит, тот сойдет с ума.

    Пожалуй, в деле троллинга аудитории Пиццолато уделал даже Дэвида Чейза.

    ОтветитьУдалить
  17. Чувство двойственности. С одной стороны, сериал хорош и метафизичен, с другой стороны, финал прост, как сама жизнь, если отбросить эмоции и перестать считать себя венцом Творца. Ясно одно, смотреть стоило. И, конечно, Макконахи и Харрельсон.

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.