16 июн. 2014 г.

Опять копирайт

Нет предела копирайтной глупости. ИКЕА выслала требование прекратить использовать название Икеа в доменном имени владельцу сайта ikeahackers.net, так называемый C&D - Cease and Desist, поскольку это нарушает права интеллектуальной собственности. Проще говоря, отдайте нам домен.

Сам сайт существует с 2006-ого года, сначала это был блог на Блогспоте, теперь это сообщество фэнов Икеа. Термин ikea hack давно вошел в оборот и обозначает творческую переделку икейских предметов во что-то новое, оригинальное или просто персонифицированное. Был стеллаж Билли, а стал домик для котов, цветочный горшок превращается в лампу и так далее. За икейским фэндомом давно уже закрепилось название "икеахакеры". В самой компании об их существовании прекрасно знали, сайт, а он не единственный, читали и черпали оттуда идеи. Казалось бы, Икеа сама должна поддерживать такие сообщества, холить их и лелеять, потому что они выросли на чистом энтузиазме и не стоят компании ни копейки, а наоборот приносят ей прибыль. Эти люди самые верные покупатели, результаты их экспериментов перепечатывают интерьерные и DIY журналы, а это бесплатная реклама. Но юристы Икеа решили иначе, даже не из вредности, а для порядка. Сговорились на том, что владелец может оставить название только при условии некоммерческого использования, то есть, никакой рекламы на сайте. Но поддерживать такое большое сообщество всё же дело затратное, реклама покрывала эти расходы. В конце концов, Икеа платит немалые деньги рекламным агентствам, а тут рекламу их продукции оплачивает кто-то другой. А теперь и настроение подпорчено, и отношение к бренду изменилось не в лучшую сторону, и фэны сердиты. Главное, они решили изменить название. Нельзя "икеа"? Будем называться по-другому.

Всё это уже было и тридцать, и двадцать, и десять лет назад. "Звёздные войны", "Секретные материалы", "Симпсоны" стали причиной войн между правообладателями и фэнами, прошлогодняя битва Fox с фанатами "Светлячка" из-за шапки до сих пор не забылась. Перед выходом первого фильма о Гарри Поттере Уорнер отбирал домены у фэнов, причем, среди них были дети, целевая аудитория, так и их не щадили.

И хотя во многих компаниях сейчас есть отделы FR - fan relations, ситуация особо не меняется.

33 комментария:

  1. О боже, сколько сил и денег бренды тратят на разжигание всяческой активности в социальных сетях. А другой рукой гробят эту активность на корню.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При этом силы и деньги тратятся на фальшивую "человечность", которая всегда всё равно выдает себя с головой, а искренний энтузиазм душится всеми силами. Подделка ценится ими больше, чем оригинал.

      Удалить
    2. Я каждый раз читаю такое и думаю "они правда не понимают, то есть вот действительно, без дураков?"

      Удалить
    3. Дурь и жадность - вот движущие силы Всего.

      Удалить
    4. 2corpuscula: Дело не в подделке vs искренности. Менеджмент и юристы хотят чтобы ВСЕ БЫЛО ПОД КОНТРОЛЕМ. Иначе они некомфортно себя чувствуют. Да да, к МЗС это тоже относится.

      Удалить
    5. Я догадываюсь. Именно поэтому подделка и ценится. Но тут возникает парадокс - она плохо работает или не работает вовсе.

      Удалить
    6. Нет, ну никто пока не доказал что Реальная Штука (tm) не может быть идеально управляемой. Но почему-то всегда получается что как только Они пытаются взять что-либо реальное под контроль, как оно тут же превращается в шнягу. Может быть потому, что личный интерес в успехе предприятия подразумевает соучастие в нем, а у наемных мурзилок нет никакого соучастия, а есть только зарплата дважды в месяц?

      Удалить
    7. Тут скорей дело в том, что Реальная Штука представляет собой часть экосистемы. Вот грибы не растут в неволе, кроме скучных вешенок и шампиньонов. Помните, в Штатах было увлечение биосферами? Всё сооружали замкнутые системы "как в природе". Но они все потом деградировали и развалились. Ничего не желало там жить и развиваться без поддержки извне.

      Удалить
  2. похоже, их в ИКЕА сильно колбасит на предмет корпоративной гордости: на русской странице висит заявление "Слухи о том, что компания ИКЕА оказала материальную поддержку вооруженным формированиям, действующим на востоке Украины, являются ложью." Я даже и не слышала об этом (хотя, конечно, это совсем не показатель).

    Но зато я узнала про Streisand effect http://en.wikipedia.org/wiki/Streisand_effect и про пародию на Гугп google-nest.org, которую вынуждены были закрыть из-за похожего C&D letter.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эффект Стрейзанд - это классика, но они всё равно продолжают и продолжают.

      Удалить
  3. Тут следует заметить что Юристы и Маркетинг - это два совершенно разных корпоративных отдела, с разными карьерными целями, ничего не знающих о деятельности друг друга. Так что это примерно как два феодала, один из которых сдает свою землю крестьянам под посевы, а другой вытаптывает эти посевы, охотясь на лис с кабанами. На крестьян, по большому счету, обоим насрать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видимо, нам выгоднее ненавидеть всех.

      Удалить
    2. 2corpuscula: Естественно, периодически учиняя восстания и погромы! Вот добрый Питер Уоттс придумал хорошее название для корпоративных представителей - corpses. Они и есть.

      Удалить
    3. Надо создать сеть хейт-сайтов. Кстати говоря, пишут, что их закрыть нельзя - это мол, противоречит свободе слова и волеизъявления. Iloveikea огут отобрать, а ihateikea - нет. Компания владеет правом на любовь к себе, но не на невисть.

      Удалить
    4. социальная сеть hatersgonnahate. Связи устанавливаются по принципу "я ненавижу то же, что и вы"

      Удалить
    5. С девизом "All you need is hate" или же "Let's hate together right now". И хейтер вместо твиттера. Про кнопку Hate и говорить нечего.

      Удалить
    6. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    7. 2corpuscula: Ммм? Там же вроде один вполне уместный URL был? (не goatse!) Ничонепонял.

      Удалить
    8. Ссылка без пояснения!
      Это был реальный сайт. Вот видите, что бывает, когда не пишут пояснений.

      Удалить
    9. Там название сайта уже всёёёё поясняло =)

      Удалить
    10. Это самое нарушаемое правило из ЧОрного Списка. И мне приходится каждый раз стирать коммент. Иначе будет Беспорядок .

      Удалить
    11. Вы тоже хотите все держать под контролем :))

      Удалить
    12. Я - control freak. Но моё "всё" в пределах этого сайта ограничено очень скромным списком Правил.

      Удалить
    13. интересно, слоган "May the Hate be with you" Дисней может отобрать?

      Удалить
  4. Как говорила Сага Нурен "Но это же не по правилам!"

    ОтветитьУдалить
  5. Интересно, задымятся ли человекоподобные роботы юридического отдела от названия ilovetohateikea? Или loveikeahate.

    ОтветитьУдалить
  6. Во-первых, у Икеи уже некоторое время и в нескольких странах есть свой лунапарк (например, hey-community в Германии и Ikea-Family в России). Но, на мой взгляд, идеи там скучнее, чем у Ikeahackers, к тому же они "всех считают" - нужно вводить личные данные. А тут такой популярный сайт с неподконтрольными пользователями.

    А во-вторых, второй закон Роберта Конквеста: "любая достаточно большая организация рано или поздно начинает вести себя так, как если бы у руля в ней стояли тайные агенты врагов этой организации".

    Ситуацию можно описать так - думаешь, что он "не такой, как все", а потом оказывается, что это Тиньков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Икеа-Фэмили - это какое-то комьюнити? У меня есть карточка, но она просто дает скидки на какие-то товары и всё. Интереса никакого.
      Про врага - да, это так. Я вот была фэном Икеа еще когда её в Питере не было. А теперь уже как-то и не очень.

      Удалить
    2. Да, теперь это еще и комьюнити. В России. Я просто ссылку на него не хотела ставить. Карта - отдельно от комьюнити, существует гораздо дольше и только в России название сообщества совпадает с названием карты, в других странах комьюнити называются по-другому. По карте не только скидки, еще горячий напиток в столовке бесплатно (в рекламе пишут "кофе", но по правилам - это может быть любой горячий напиток).

      Сейчас поискала сайты этой корпоративной "самодеятельности" в разных странах, видно, что общих предписаний не было, менеджмент каждой страны на свой лад старался. Кстати, российский сайт выгодно выделяется на фоне большинства европейских (если кому надо, то вот он, повод для гордости).

      А Вы в курсе про икеевскую ценовую политику? Вкратце - чем популярнее предмет мебели в определенной стране, тем он там дороже, например, самые дорогие книжные шкафы - в России и Испании. Нам есть, что складировать! =) И вот когда я об этом узнала из вполне научного исследования маркетинговых стратегий, то, с одной стороны, очень зауважала Икею за основательный подход, а с другой стороны возникло такое не очень приятное чувство...=)

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.