30 янв. 2015 г.

Мудрые мысли об экономии

Живя в Москве, я решила от скуки контролировать свои расходы, хотя денег мне вполне хватало. Я завела какую-то из "Домашних бухгалтерий" и два месяца старательно записывала туда все траты, стараясь при этом экономить по мелочи. К ужасу моему лишних денег почти не оставалось. И я забросила бухгалтерию, чтобы не расстраивать себя. Лишние деньги тут же появились. Прав был Ямамото Цунэтомо:

Когда некий человек говорил о том, что нужно с большим вниманием следить за тем, кто и как расходует средства, кто-то заметил, что ничего хорошего из этого не выйдет.
Известно, что рыба не будет жить в слишком прозрачной воде. Но если поверхность воды покрыта ряской или другими подобными растениями, то водоем будет изобиловать рыбой, которая сможет прятаться в их тени. Таким же образом более низкие сословия будут жить в безмятежности, если на некоторые вещи смотреть сквозь пальцы или пропускать их мимо ушей. Этот факт следует принимать во внимание при оценке людского поведения.

14 комментариев:

  1. А вот скажите: а вы сами из состоятельной семьи или нет? Ну просто у меня например, постоянная, даже не сказать, чтобы экономия, а какая-то... ну, не знаю, прижимистость что ли (ой, как не красиво про себя то, еще бы жмотство написал, эх!), ну, назовем это "рациональный расчет" при покупках был привит с нищебродского детства. А с другой стороны наоборот: у меня есть знакомый, который постоянно жадничает не смотря на свое небедное прошлое (которое там в прошлом и осталось), а при этом сестра его родная - транжира, естественным казалось бы образом. Так я вот о чем: это все наследственное или приобретенное, как вы думаете? И, самое главное, стоит ли (можно ли) от этого избавиться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я - нет. Какая состоятельность могда быть во времена СССР? С нанешних позиций семьи, которые казались нам богатыми, были практически так же бедны. Я бы не сказала, что скоромное детство ведет к особой прижимистости. Я знаю состоятельных людей, которые препираются из-за пяти копеек, и знаю небогатых, которые расточительны, в каких бы условиях они не вышли. Есть люди которые не экономят, но довольствуются только необходимым, просто им не нужны лишние вещи, они не видят в этом смысла. И они вполне довольны и даже счастливы. А есть те, кого съедает желание обладания статусными вещами (кредитоманы часто движимы этим). Стоит избавляться от того, что вам мешает и заставляет беспокоиться. Если экономия доставляет удовольствие или дает чувство защищенности, то пусть будет. Если легкое отношение к тратам приносит радость и стимулирует (легко заработаю еще), то не вижу смысла с этим бороться.
      И это не наследственное. Это воспитуемое или приобретенное с опытом.

      Удалить
    2. Не наследственное, но врожденное.

      Удалить
    3. 2 corpuscula
      тут надо было мне уточнить, что я имел ввиду: наследственное, это следствие небогатого детства, а приобретенность - вынужденное приспособление в результате обедненности. Но в итоге, учитывая ваш ответ, я понял, что все, как обычно - никакой однозначности, все индивидуально. Спасибо.

      Удалить
    4. Наследственное - это то, что передается по наследству от родителей детям. Скаредность, как черта характера, можно счесть за наследственную, конечно, но всё же я считаю, что это благоприобретенное качество. Дети не рождаются экономными.

      Удалить
  2. Ненавижу учитывать расходы и экономить. Ну могу, конечно, сэкономить 10 рублей и радоваться, а потом куда-нибудь слить пару тысяч. Но не систематически все рассчитывать. Мне достаточно точек контроля в моей жизни, чтобы еще этим заниматься. Зарабатывать больше надо, вот. Я к этому стремлюсь с переменным успехом.

    ОтветитьУдалить
  3. Но приятно, что мою точку зрения подтвердил кто-то мудрый)

    ОтветитьУдалить
  4. Я веду учет расходов. Но не с целью экономии, а чисто из любопытства и для статистики: сколько на что тратится. Интересно следить в динамике. Занятно, что с осени расходы на еду почти не увеличились, несмотря на рост цен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня существенно уменьшились, я просто по среднему чеку заметила. Дело в том, что я много тратила на "вкусное" - сыры, всякую рыбу, колбасы и тд. А теперь зашла - а покупать-то особо нечего.

      Удалить
  5. Необходимость считать издержки на предприятии (а там без этого никуда) приводит и к привычке контролировать личные расходы.

    ОтветитьУдалить
  6. Что-то мне кажется, господин Ямамото говорил не о личных расходах а об управлении персоналом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В его размышлении таятся разные смыслы.

      Удалить
    2. Восточная мудрость, чего уж там.

      Удалить
  7. Мой прадедушка писал в дневнике о своей жене: "Дуня такая транжира, сколько ни дай - все потратит". Склонность повторяется в семье через поколение. Напряженно наблюдаю за сыном.

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.