30 авг. 2015 г.

Hannibal - финал

РенТВ очень кстати недавно начал показ "Ганнибала", так что можно было восстановить в памяти, с чего вся эта история началась и к чему пришла.

Поначалу Фуллер маскировал сериал под причудливый процедурал с маньяком недели, и так продолжалось большую часть первого сезона, пока не стало понятно, что он не собирается экранизировать Харриса как детектив, а использует первоисточник, причем в третьем сезоне почти дословно, в качестве основы для трёхтомного исследования природы творчества и взаимоотношений художников, наделенных особым даром. С этой точки зрения маньяки недели с их некроинсталляциями нужны были Фуллеру, чтобы ввести нас в мир искусства, где Ганнибалу отведена роль универсального гения, Леонардо да Винчи, он и кулинар, и музыкант, и врач, и художник, и исследователь.

Маньяки первого сезона пропускают окружение через себя, чтобы создать своё произведение, с помощью которого они говорят с богом и мирозданием. Их замысел от примитивиста Хоббса до мистика, сотворившего Глаз Бога, в полной мере понятен только двоим - самому Ганнибалу и Уиллу Грэму. Только Ганнибал физически поглощает их, в этом его замысел, his design, а Уилл сопереживает им до полного слияния. Для ФБР Уилл - проводник и толкователь этого странного жанра, искуствовед. Они ремесленники, которые разглядывают мазки на холсте, сличают подпись, анализируют красочный слой. Уилл видит суть произведения и личность стоящего за ним художника. Он критик и ценитель. А дар восприятия такой же талант, как и талант творца. Может быть, даже более редкий.


Этим Уилл и привлёк Лектера. Сначала он забавляется, чуть было не доведя Грэма до полного безумия, потом решает сделать его не только своим другом, но и коллегой. Хватит уже проживать чужой творческий опыт, пора браться за кисть самому. Он внушает Уиллу, что тот убил Абигейл Хоббс, чтобы приблизить его к осознанному настоящему убийству.

Художник всегда одинок и всегда ищет равного себе по таланту - Ван Гог и Гоген, Верлен и Рембо, Бомарше и Сальери. Ганнибал видит в Уилле Грэме нереализованный дар, он хочет сделать из него своего Моцарта.


Надо сказать, это не первое его творение. Кроме последователей и соперников (Гидеон, Тобайас/Тобиас, Доллархайд) у Лектера есть и собственные воспитанники  - Абигейл Хоббс, Рэнделл - человек-медведь из второго сезона, Беделия дю Морье и Алана Блум. Алана после пережитого стала даже одеваться, как Ганнибал, именно она читает Вёрджеру лекцию о вкусе, и она же становится тюремщиком Лектера, заместив доктора Чилтона.

Но Уилл сопротивляется. Его пугает, что его дар эмпатии на самом деле может оказаться подавляемой жаждой убийства, что он и еть такой же Ганнибал Лектер, убийца от бога. Или от дьявола, как считает Крофорд. В этом, мне кажется, и кроется суть привязанности Уилла к Ганнибалу - тот может делать вещи запретные для самого Грэма. Он освоил искусство некроинсталляции, но он так и смог убивать. Убивать не из самозащиты, не по необходимости, а ради самовыражения, демонстрации собственного "я".

Тут самое время обратиться к событиям третьего сезона. Лектер раскрыл себя ФБР и бежал в Европу с Беделией. Уилл в поисках утраченного Ганнибала обращается к истокам - посещает воображаемую Литву. Эти путешествия необходимы, чтобы создать пространство для будущего диалога Грэма и Лектера, это комнаты во дворце памяти Ганнибала, но теперь это их общее убежище.

Однако Лектер понимает, что находиться вместе на свободе они не смогут, и он сам сдает себя ФБР, чтобы Уилл всегда мог его найти. Прошло несколько лет, Грэм обзавелся семьей, Лектер заперт в тюрьме-лечебнице, а в далёком реальном мире появился Зубной Фей. С этого момента Фуллер следует букве романа "Красный Дракон", жонглируя событиями и репликами персонажей.


Долархайд не самый впечатляющий художник из всей галереи "Ганнибала", но именно он становится центральным героем финала. Он - связующее звено между Лектером и Грэмом, метафора преображения. Ему нужно поглотить всех и всё, чтобы завершить свою трансформацию в Великого Красного Дракона, хотя для этого ему надо сожрать и самого дракона. Идея превращения у Харриса присутствует и в "Молчании ягнят", но Фуллеру так и не удалось выкупить права на роман, поэтому он ловко вплёл знакомые мотивы и образы в события двух других частей харрисоновской трилогии. Иногда это еще и цитаты из классического фильма, и Миккельсен цитирует Хопкинса не без определенной иронии.


Грэм наконец понимает, что он не может существовать ни с Ганнибалом, ни без него, как и сам доктор Гений. На свободе их будет преследовать Долархайд, а сам Ганнибал доберется и до Беделии, и до Аланы. Все пожирают всех. И если Уиллу предстоит кого-то убить, хотя он фактически уже убил Чилтона пусть и чужими руками, кстати, это не в первый раз, то это будет Дракон. Впрочем, они все убивают друг друга.

Втроем с Доллархайдом они олицетворяют разные аспекты творчества - разум, чувства и власть. В финальном поединке разум и чувства борются с жаждой власти и побеждают, но только для того, чтобы обрести покой в пучине морской. Немного мелодраматично, но вполне закономерно. С другой стороны, эти двое наконец-то убивают вместе. Для них это своего рода акт любви, акт совместного спонтанного творчества, финальная точка в их отношениях.

А оставшейся в живых ученице осталось только пожирать самоё себя.

Хотя NBC закрыл сериал, а Нетфликс и Амазон отказались от продолжения, Фуллер не оставляет надежды сделать четвертый сезон или полнометражный фильм, так что этот финал может оказаться вовсе не финалом. Фуллер уже намекал на Шерлока и Рейхенбахский водопад. Но тут уж я не знаю даже, как  Лектер и Грэм выйдут сухими из воды.

23 комментария:

  1. Все так, только Беделия себя необязательно пожирает. Фуллер говорил, что он старался завершать каждый сезон так, как если бы тот оказался последним. И в случае с Беделией ровно это и сделано.

    С одной стороны, похоже, что она начала есть саму себя (отсылка к "флорентийским" эпизодам и Гидеону, где она демонстративно воздерживалась от всего мясного, а Ганнибал давал понять: "Маринусь, маринуйсь"). С другой -- помимо нее, в комнате еще три прибора и два стула (Ганнибал, Уилл и незримая Эбигейл?). И сервировка стола в определенном стиле. "Мясо появилось в меню", и она решила заранее "откупиться" ногой от сбежавшего Лектера, не зная, что тот "погиб", или, наоборот, зная о совместной инсценировке смерти Ганнибала и Уилла? Или двое выжили и пришли в гости? Зачем Беделия еще прячет вилку?

    К тому же, на 33-й минуте недвусмысленно был показан выступ на скале -- сначала сбоку, во время полета оператора вдоль скал, потом сверху, глазами Уилла. Собственно, сам прыжок можно будет в случае продолжения объявить инсценировкой для ФБР. Камера Долархайда же работала, возможно, это было записано. Грэм даже репутацию сохранит: он согласно договоренностям "убил Ганнибала".

    ОтветитьУдалить
  2. Плохой сезон, но все равно очень жаль, что продолжения не будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А, по-моему, отличный сезон. Лучше предыдущих. Визуальная составляющая выше всяких похвал. Жаль, что ограничения эфирного канала не позволили Фуллеру развернуться (да и Миккельсен был только за).

      Удалить
  3. На мой взгяд каждая серия в отдельности очень медленная и натужная, а в целом в сезоне столько всего - и в Италии порезвились, на родину Ганнибала съездили, и наконец Зубной Фей. И мелодрамы очень много. А убийство вместе это действительно логично (только не целоваться!!!).

    ОтветитьУдалить
  4. Финал прям "обмурашил". Интересно, кстати, мнение Хопкинса об игре Миккельсена. А то вот Брайану Крэнстону он реверансы отвешивал за "Breaking bad", а тут помалкивает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Завидует молча. Из всего Ганнибала только Микельсэн и соответствует. В остальном какой-то набор декаданских картинок.

      Удалить
  5. У Нетфликс новое хорошее шоу "Narcos", о развитии империи Пабло Эскобара. Вышел пока только первый сезон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. зашел, чтобы сказать то же самое
      отличный сериал
      и оберин опять же
      только думаю, неформат для доргой редакции

      Удалить
    2. Хороший, но на любителя. Я-то любитель, а вот Анжела, боюсь, нет. :( Кого-то может отпугнуть формат "мокументари".

      Удалить
  6. > А оставшейся в живых ученице осталось только пожирать самоё себя.

    Сначала хотел поспорить - показалось Беделия ждёт Ганнибала домой (мол ну не мог же он не ускользнуть...).
    Вроде как: "Скоро буду дома! Злой!"
    "Борщ сфигарен!" (в смысле - окорок прожарен... :) )
    "Молодец! Быстро схватываешь!"
    Но потом пересмотрел финал - Беделия взяла вилку, а значит ваша версия, ув. Редакция, верная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так понятно же, что гости к ужину не придут, кто-то должен мясо-то съесть.

      Удалить
    2. Кому понятно, Беделии или зрителю? Беделия, явно лично не наблюдала падение с обрыва наших Чипа и Дейла... ;)

      Удалить
    3. Когда-то же до неё дойдет, что они не придут уже. Впрочем, уже дошло - вилочку-то взяла.

      Удалить
    4. Гости могут быть за кадром, а вилочка -- типа последняя попытка защититься. Я думаю, Фуллер специально так снял: не будет продолжения -- можно открытый конец оставить, пусть спорят, будет -- что-то определится.

      Удалить
    5. Вилочкой защититься от Ганнибала?! И ногу зачем было себе отрезать тогда, да еще и готовить? Нет. Она ждала их на ужин, чтобы вместе с ними съесть себя.

      Удалить
    6. Это одна из версий. Наиболее вероятная, но все же. Мое личное распределение.

      1. Беделия ест себя, потому что слетела с катушек и пустилась во все тяжкие, завершилась ее метаморфоза, которая началась с убийства Закарии Куинто. 15 %
      2. Нога Беделии приготовлена для Ганнибала самой Беделией, чтобы "откупиться", но бессмысленно, потому что она не знала о падении Г и У и об их "смерти". 25 %
      3. Нога приготовлена самой Беделией, потому что она знала о планах Г и У инсценировать свою смерть (или о плане У инсценировать смерть Г и У). 30 %
      4. Нога приготовлена Ганнибалом, который заявился к Беделии после убийства Красного Дракона и "смерти". Беделия под наркотиками готовится съесть себя, как Гидеон, для этого и берет вилку. 15 %
      5. Нога приготовлена Ганнибалом после "смерти". Беделия хочет попытаться оборониться или, может, обозначить оборону. Например, чтобы выйти из позиции наблюдателя-соучастника смертей, включая свою собственную. 5 %
      6. Какой-нибудь еще сумасшедший выверт Фуллера, который уже похвастался наличием суперидей на гипотетический четвертый сезон. 10 %

      Удалить
    7. 2 corpuscula

      > Впрочем, уже дошло - вилочку-то взяла.
      Да, в этом году два фильма закончились, как "Бандитский Петербург" -- дама (дамы) безнадёжно ожидают мужчин, а они не приедут -- поматросили и бросились с обрыва или убились в лесу и пустыне (Настоящий детектив.) Как всё банально... :)

      2 Александр Галичанин
      7. У Александра Галичанина, по осени Конспирология разыгралась - 100%. :)))

      Удалить
    8. Толкование может быть разным в зависимости от того, будет ли четвертый сезон и как Фулер развернёт лодку. Но в качестве финала сериала пока эпилог скорей выглядит как last supper - Беделия уже знает, что Уилл и Лектер наконец вместе, она, как и Алана, знает, что за ней придут. Замечу, Алана бежала вместе с "женой" и ребенком после предупреждения Лектера. Обе - Алана и Беделия - принимают слова художников по трупам более чем серьезно. Но только Беделия решает, что бежать ей некуда. Скажем так, Алана вышла из-под влияния Лектера, а Беделия наоборот смирилась с тем, что она из той же компании, что и прочие друзья и пациенты доброго доктора. Он столько раз говорил ей, что он её съест, что она предлагает уже саму себя в качестве блюда, но только она хочет присоединиться к двух гениям, рядом постоять - вы съедите меня, но я хотя бы поприсутсвую на этом ужине не только в виде блюда, но и в качестве гостя. Другое дело, что Уиллу и Лектеру после убийства Долархайда вряд ли было бы дело до Беделии.

      Фуллер тут, кстати, ловко вывернул романы Харриса. У Лектера по Харрису было два основных противника-союзника - Грэм в "Красном драконе" и Клариса в "Молчании ягнят" и потом в "Ганнибале". По Харрису Лектер играет с обоими, но Грэма он всё же почти убивает руками Долархайда, а с Кларисой устанавливает романтические отношения (уезжает с ней в Европу и там ходит по операм). Фуллер меняет их местами (роль Кларисы частично играет Беделия) - Лектер симпатизирует Грэму, но доводит до края Беделию-Кларису.

      Удалить
    9. Я прятание вилки соотнесла с финальной сценой экранизации 2001го года с Хопкинсом. Героиня Джулианы Мур (Кларисса Старлинг) точно так же прячет вилочку - для обороны от Г. Понятно, что оборона сомнительна, но героиня под препаратами (sic!), ведь до этого Г. ее усыпил и (sic!!!) переодел в вечернее платье для ужина - не находите сходство в платьях Клариссы и Беделии?
      http://savepic.net/7218772.htm
      http://savepic.net/7272023.htm

      Удалить
    10. Ну и непрозрачное "I will survive" в конце саундтрека...

      Удалить
    11. Очень даже прозрачное "I will survive". А за отсылку к 2001 году прямо спасибо. :)

      Про то, что все развернется в зависимости от того, будет ли четвертый сезон, я сразу и написал.

      Удалить
    12. Это я напутала с прозрачным-непрозрачным)))
      А про отсылку - сама радуюсь открытию - еще до ноги и вилки я, ибо женсчина, сразу заприметила этот характерный вырез на платье - пошла сравнить с вырезом из фильма 2001го года и там уже на оставшиеся и подзабытые детали - вилку+препараты - наткнулась.

      Удалить
  7. Это восторг. Посмотрел сериал за полтора месяца.

    3 сезон , конечно вышел немного скомканным по стройности повествования, такое ощущение , что ребятам на съёмках сказали, что этот сезон финальный и они стали обрезать некоторые сюжетные линии и запихивать Красного Дракона в этот сезон. Особенно японка в итальянской части, вот она прям вообще лишняя. Интересен переход от эстетства к примитивизму, от разума к силе, от Ганнибала к Дракону, что отражено в саундтреке , визуальной части сериала. Такая метафора от чего и к чему приходит искусство и вообще общество.

    Замечательны показаны метаморфозы человеческих отношений, как они могут окрылить, как они могут изуродовать в моральном и физическом смысле.

    Сериал про одиночество, про одержимость, про то как трудно найти единомышленников, о том как трудно быть с кем то заодно, о принятии себя.

    И конечно, хорошо, что не должно быть продолжения. Деликатесов надо понемножку.

    Спасибо за рекапы, с удовольствием читал после каждой просмотренной серии.

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.