31 дек. 2015 г.

Тренды 2016

Тут перемешаны мировые и российские тренды. Мировые придут к нам с задержкой, местные, надеюсь, никогда не станут мировыми (хихи, вы поймете, почему). 

Поколение Z. Как вы заметили, хипстеры окончательно вышли из моды. Если точку в истории русского гламура поставил пожар в клубе "Дягилев", то конец русского хипстерства ознаменован закрытием бумажной версии "Афиши". Нет, она будет выходит раз в квартал, но это уже не надолго. В мире ставка делается на цифровое поколение - тех, кому сейчас дай бог 20 лет. Они уже родились с мобильниками и интернетом. Они одинаково свободно чувствуют себя в оффлайне и онлайне, становятся звездами в 16, открывают свой бизнес в 18. Новое племя.

Нативная реклама. Обнаружив, что большинство пользователей режет рекламу разными способами, а количество приложений такого рода для мобильных устройств растет, рекламодатели заявили, что перейдут на новый вид рекламы, которая будет не отличима от обычного контента. Не знаю, как им это удастся, поскольку юзер тренирован и прекрасно различает рекламный контент от не рекламного. Но есть в в этом и положительный аспект - может, мы теперь будем избавлены от банеров навсегда?

Видео-контент. Хотя Ютюб существует уже давно, но именно сейчас он переживает подъем. По опросам подростки от 12-ти до 19-ти лет смотрят видео на Ютюбе больше, чем телевизор: среди обычных развлечений 72% опрошенных назвали просмотр ютюб-роликов, 69% - телевизор, 61% - видеоигры. 36% смотрят до 4-ых часов видео ежедневно, в то время, как потребителей телевидения в том же объеме 34%.  Среди социальных сетей Ютюб и Фейсбук занимают первые позиции, следом за ними с приличным отрывом идет Инстаграм. Исследования предсказывают, что к 2019-ому году 80% интернет-трафика будет составлять видео.


Обычные звезды. Модели не модельной, а скорей обычной, внешности, Кара Делевинь, Джиджи Хадид и Кендалл  Дженнер теперь лица поколения. Пользователи Ютюба вроде Зоеллы, Коннора Франты, Каспера Ли, Эсси Баттон и Ингрид Нильсен становятся знаменитостями, иконами и ролевыми моделями, потому что они такие обычные ребята с соседнего двора в отличие от селебритис недавнего прошлого, которые подавались публике если не как небожители, то во всяком случае, как люди, живущие по ту сторону радуги.

Старение. Продолжительность жизни растет, население стареет. Интернет, который считался прибежищем молодых, тоже значительно постарел. Пожилые люди за 60 тоже делают покупки, развлекаются, путешествуют, объединяются по интересам. Современная мода, сфера услуг и развлечений не очень-то на них ориентирована, но теперь приходится пересматривать всю систему. У этих людей тоже есть бисерные кошелечки, они тоже покупают одежду, следят за собой, смотрят кино и ведут активный образ жизни.  И их с каждым годом всё больше.

Высокая мода пошла в народ. Бесконечные коллаборации дорогих брендов с демократичными марками уже стали привычными, но в этом году Живанши открыл свой показ для широкой публики - просто стали продавать билеты на показ, как на шоу. Можно не иметь никакого отношения к модной индустрии и просто купить билет, как их покупают на концерт или в кино. Закончится, думаю, тем, что старые мамонты будут выпускать совсем дешевые коллекции для массового потребителя, переиграв как-нибудь идеологию бренда. На помаде и парфюмерии уже не заработаешь столько, сколько на молодежных майках и штанах. А Кензо выпустили духи для подростков - Totem.


Бьютинаци. Этим трендом мы обязаны Инстаграму. Люди стали предавать излишнее значение внешней привлекательности и предъявлять завышенные требования к другим, несмотря на то, что в реальном мире эталонные красавицы и красавцы - редкость. Первыми под раздачу попали русские бьютиблогеры, которых стали упрекать в том, что они "смеют" писать о косметике, выглядя так, как они выглядят. Показательный скандал случился на сайте Wonderzine, хотя поводом неожиданно стал материал о тех, кто отказался от декоративной косметики. Эти девушки с модельными лицами проповедовали естественную красоту, но в конце концов высказались против тех, кто не идеален - имеет плохую кожу, толстую попу, какие-то другие проблемы. Это вызвало бурю в комментариях. Те, кто вынужден декоративной косметикой скрывать проблемы, искренне возмутились. Хотя чаще бывает наоборот - сторонницы ухода нападают на тех, кто не хочет краситься и не предает косметике особого значения. История с раздачей оскорбительных карточек толстым людям в лондонском метро - еще один пример этого тренда. Люди лишают себя и других права быть несовершенными.


Службы доставки. Какие бы препоны не ставили наши законодатели, но интернет-торговля будет только расти и развиваться. И её сейчас очень тормозят службы доставки. В Штатах уже появились сервисы, которые доставят посылку по месту физического нахождения - в кафе, на улице, в другом городе.

Амазон переключится на одежду. Амазон уже сейчас продает одежды чуть ли не больше, чем Волмарт и Таргет, а в ближайшие два года ожидается, что он станет ритейлером №1. А всё начиналось с книг, которые теперь, как известно, никто не читает.

Инстаграм как главная рекламная площадка. Уже сейчас заметно, что популярные инстграм-эккаунты забиты рекламой. Поздравление с рождеством Ренаты Литвиновой пару лет назад шло с хэштегами carera&carera, chanel, dior. Но не все могут похвастаться такими рекламодателями: основная масса русских пользователей работает по бартеру - за подарки и услуги. Но когда все ресницы будут нарощены и все платья подруг, решивших, что они теперь модельеры, сношены, инстаграм-девицы начнут брать уже только деньгами. И если раньше, во времена текстовых блогов, за свои деньги рекламодатель хотел разместить простыню текста, то теперь те же деньги он будет платить за хэштег и фотографию.

Русская мода. В этом году была на подъеме - кризис и санкции внезапно заставили модных тусовщиц обратиться к коллекциям русских дизайнеров. Во-первых, они дешевле, во-вторых, западные бренды приелись и и надоели, в-третьих, можно сойти за первооткрывательницу марки. Можно надеяться, что это приведет к появлению и отечественных коллабораций, которые пока если и были, то с какими-то звездами шоу-бизнеса. Рост продаж, правда, пока никак не сказался на качестве этой самой моды.


Еда вместо одежды. Если в России смещение потребительского спроса в сторону продуктов и снижение продаж одежды легко объясняется кризисом, то на западе интерес потребителей больше обусловлен желанием вести здоровый образ жизни и заботой об экологии. Что там, что у нас, потребитель стал более внимательно изучать, что же он ест. У нас - особенно после казуса с маслом и сыром. Западные покупатели из молодых согласны платить за продукты на 10% больше при условии, что эти продукты будут более качественными и экологически правильными. У нас мы мы оказались перед фактом, что предлагаемые продукты вообще не являются тем, чем называются. История с отравлением фальшивым спиртным тому доказательство.

Дроны. Дроны - это новый интернет, в том смысле, что пока они шныряют повсюду и купить их может любой. И никто за этим не следил! Теперь за них, конечно, уже взялись - требуют регистрировать, ловят сачками. Но дроны заметно изменили медийную картину, плюс за ними всё же будущее, если их всех не переловят.


Перископ. Сервис онлайновой трансляции, который буквально взлетел за последние месяцы. Это такое DIY телевидение, инстаграм с движущимися картинками, но только не видео-огрызок, а полноценная трансляция себя любимого, например, прямо с телефона, в реальном времени. Видео можно сохранить и засунуть потом на Ютюб. Будущее, как вы понимаете за визуальным и теперь уже за видео-контентом. 

17 комментариев:

  1. очень интересный анализ
    у меня дети 4 и 10 лет смотрят ютуб постоянно - не только клипы, но и обзоры игрушек и прохождения игр

    ОтветитьУдалить
  2. Давно мучает вопрос про видео. Когда и как все эти миллионы подписчиков успевают регулярно смотреть гигабайты видеоконтента? Это же занимает хренову тучу времени и требует от смотрящего выключения из реальности слуха, зрения... Я, конечно, с каждым годом все стремительнее валюсь к рядам нудящих старперов, но текст плюс картинки - это же гораздо удобнее.

    Еда вместо одежды - нас опять ждет бум кулинарии?

    Конец хипстерам - а кто/что идет им на смену?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот Поколение Z и идет.
      Бума кулинарии не будет - фокус переключился с готовки на непосредственно качество продуктов. У нас, естественно, это обусловлено другими причинами, но уже сейчас заметно в магазинах, как старательно люди читают этикетки и спрашивают, откуда овощи. То есть, едим всё те же блюда, готовим всё так же, но вот качество продуктов стало очень беспокоить. Плюс изменение модели потребления - мы обнаружили, что у нас много лишней одежды, которую еще можно носить.

      Удалить
  3. Очень интересно, спасибо. По первому пункту — это милленниалс, что ли? https://en.wikipedia.org/wiki/Millennials
    Они (ну по кр. мере западные милленниалс) еще любят путешествовать по миру и работать из любой точки (я уж не знаю, чем они там занимаются по работе, этим своим... эээ... диджиталом чтоле?). Причем не по устаревшей схеме "фрилансер сидит в Тае", а реально around the globe, месяц в одной стране, три в другой, жилье через эйрбиэнби, вот это все.

    Популярность видео не укладывается в голове. Я по возрасту чуть старше начальной границы милленниалс, но, видимо, по факту уже старушка и бывший советский книжный ребенок, так что мне тоже проще прочитать абзац текста (можно без картинок, особенно без "понятных"), чем смотреть видео. Видео утомляет и жрет кучу мозговых ресурсов, к тому же текст можно пробежать глазами и остановиться на нужном куске, а с видео как? Мотать? Тьфу. Это реально особенности поколенческого восприятия - новым людям проще воспринимать видео??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, это уже не миллениалс, это следующие - Gen Z, которым от 12 до 19. Они совсем маленькие и сидят с Ютюбе.

      Удалить
    2. Многие смотрят на Трубе курсы и слушают лекции в фоновом режиме. Я, наоборот, бросила читать и начала смотреть и слушать по той простой причине, что глазам (и мозгам) так проще.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  4. Бьютинаци ужасны, конечно. Недавно встретила императив "женщина без каблуков" - не женщина. Аххахаха. По сути, отказывают женщинам в праве на норму. Ну, феминистки это давно уже все по полочкам разложили.

    Про рекламу. Я просто не видела рождественского поста Литвиновой прошлого года, но, может, она там "Шанель" так просто для красоты написала, а не то что б "Шанель" что-то доплачивала, зачем доплачивать Литвиновой? Рядовые звезды Инстаграма (ну просто красивые девушки из Инстаграма, не актрисы и режиссеры) - это, конечно, уровень пониже Литвиновой, но они же тэгают шанелями так просто для красоты и демонстрации наличия шанелей. Почему бы небожительнице тоже не проявить человеческие качества.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Литвиновой контракты с люксовыми брендами. И когда сообщение типа "Дорогие, поздравляю вас с Рождеством!" сопровождается хэштегами с перечислением её рекламодателей, тут уж всё ясно.

      Удалить
    2. Вот обычный пост Литвиновой, он мало чем отличается от аналогичного поста какой-нибудь краснодарской красавицы "Спасибо салону бла-бла за мои бровки!"

      Удалить
  5. История про вандерзин иллюстрирует еще и вопрос в пункте 2. Этот "спецпроект" был рекламой уходового средства и вон как отлично получилось-то с новыми видами рекламы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, да. Правда, разговор пошел не туда, куда бы им хотелось, но в общем вот она "нативная реклама".

      Удалить
    2. Я не совсем понимаю, как они могли это не предугадать, учитывая общую тональность комментариев по таким поводам. Комментаторы бичуют бьютиблогеров, если те не указывают, каким путем получен продукт, комментаторы бичуют бьютиблогеров за обилие люкса, комменаторы бичуют какую-нибудь шарлот тилбури за использование моделей с хорошей кожей и за ролики как сделать губы полными на моделях с полными губами. Вот на что люди рассчитывали,интересно.

      Удалить
  6. По поводу нативной рекламы три последних серии Сауз Парк. Причем там показывали не только рекламу косящую под статьи, но и статьи которые являлись филлерами: страница была заполнена баннерами, а новизна и полезность статьи была нулевой.

    ОтветитьУдалить
  7. спасибо, с удовольствием прочитал. Могу ошибаться и ни разу не знаток трендов, но у нас "бьютинаци" по-моему идет уже года два и идет рука об руку с модой на здоровый образ жизни, с оголтелым "фитоняшеством" и позицией "ужасные русские мужыки"(тм)

    ОтветитьУдалить
  8. я б к трендам отнесла еще депиратизацию контента, к сожалению
    торренты будут продолжать потихоньку, но упорно выпиливать, с youtube уже сейчас понемногу исчезают мультики из тех, что идут, например, на никелодеоне
    придется, видимо, через несколько лет опять покупать по 8 фильмов на болванке)

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.