1 дек. 2015 г.

Опять про Джессику и женское

А давайте еще про Джессику Джонс, её все, кто хотел, уже посмотрели.

Судя по количеству отзывов даже в русском сегменте, она всё же попала в точку. Хотя русские фэндомы - самые ворчливые и нетерпимые. Наши фэны регулярно чем-то недовольны и крайне ревниво относятся к другим, по их мнению, ненастоящим фэнам. Как будто недостаточно просто смотреть (читать) и любить то же самое, что и они, нет, у других должна быть невидимая справка или печать на бледном челе, что вот, заслужил быть фэном, а так ты просто посторонний, который грязными руками трогает святое. Не знаю, какая организация эту справку выдаёт в обмен на фанфик, написанный кровью.

Так вот главная претензия отечественных любителей комиксов заключается в том, что мало спецэффектов (они решили, что денег не хватило) и экшена. Мне кажется, что как раз вот эта визуальная обыденность относится к достоинствам сериала. Мы привыкли к зрелищной чрезмерности, чтобы если рухнул, так даже не небоскрёб, а сразу город, чтобы при выстреле человек отлетал метров на двадцать, а от героев исходило сияние. И глядя на девушку, которая взвалила на себя взрослого мужика и просто ушла, мы не думаем уже, что в этом есть что-то необычное. Раздавила будильник в труху спросонья, кинула что-то вверх так, что штукатурка посыпалась, в порыве негодования оторвала и выбросила радиатор, слегка приподняла автомобиль - ерунда, вот если бы она дом обрушила!  А лучше - десять. Но попробуйте вырвать батарею...

В "Джессике" акцент с супергеройства перенесен на человеческие качества и отношения.  Характеры оказались на первом плане и поэтому нам теперь есть, о чем поговорить. Да, кидается женщина батареями, но "любим мы её не за это". Обратный пример - Супергёрл. Она там, конечно, летает как надо, размахивая самолётом, но кого это енот?

И то, что сериал визуально ушел от марвеловской иллюстративонсти и  сказочности, тоже сместило точку зрения. Я когда-то говорила, что экранизация - это перевод с языка литературы (в комиксе - и картинок) на язык кино. Но есть еще и рассказчик, который пересказывает вам знакомую историю на этом языке. И он рассказывает свои впечатления. Если продюсеры позволят, конечно. "Анна Каренина" Найта - это его личная Анна Каренина, а британские "Записки юного врача" - это их британское впечатление от Булгакова. И этим они и были интересны.  Марвел разрешил Мелиссе Розенберг рассказать про Джессику со своей женской колокольни.

Каких-то открытий она не сделала. "Вероника Марс" точно так использовала калифорнийский нуар как стилизованный фон для подростковой девочковой драмы, "Готэм" играл в полицейскую историю и неонуар 80-ых, "Сверхъестественное" представило библейскую мифологию как семейную историю и свело волшебство и потусторонние силы до уровня бытового безобразия, которое завелось под раковиной. Зло - оно потому и страшное, потому что оно рядом, сидит под кроватью или в чулане. И шуршит.Но вот собрав все знакомые приёмы вместе, Розенберг нашла еще и свою интонацию.

Конечно, "Джессика Джонс" - женский сериал. Феминистически настроенные сайты уже написали, что это важная история об изнасиловании, как физическом, так и психологическом. Любопытно, что в той же "Веронике" всё начинается по сути тоже с изнасилования. Вероника, как и Джесси, тоже одинока и никому не верит, кроме своего отца, как Джесс привязана только к Триш. Они обе могут постоять за себя и обе отчаянно бьются за справедливость - тот, кто сделал вот это плохое, должен быть найден и наказан. И Джессика, и Вероника хотят справедливости не только для себя - Вероника ищет убийцу подруги, Джесс пытается оправдать Хоуп.

С другой стороны, в "Джессике" мысль о недопустимости насилия над личностью не торчит, как гвоздь и моральный укор. И тем более, что пострадали не только женщины, но и мужчины - жизнь Малкольма оказалась просто разрушена, водитель скорой находится в таком состоянии, что мечтает умереть, а бедный Рубен и умер.

Ужас Джессики перед Килгрейвом по-человечески очень понятен - лишиться своей личности, своего "я", когда ты уже не сознаешь, сам ты совершаешь поступки, или исполняешь чужую волю. Ты никто. Вещь, которую используют.

Но если говорить о злодее, то он не так прост. Архетипичные мегазлодеи вечно хотят мирового господства, но всё сводится к уничтожению всего и всех. Непонятно, над чем они собираются господствовать и кого порабощать. Килгрейв, как было сказано той же Розенберг, не хочет власти над миром, он просто развлекается и живет в своё удовольствие. Но по большому счету ему господство-то и не нужно, потому что он и так обладает почти безграничной властью .Всё вокруг уже принадлежит ему - люди, вещи, дома, воздух. Он скажет "всем молчать" и все замолчат. Килгрейв - ребенок в кондитерской лавке, предоставленный сам себе. И он уже не может съесть столько сладкого, ему скучно, он хочет солёный огурец. Вот таким метафорическим огурцом и стала Джессика. И вся "соль" в том, что он хочет, чтобы она делала по собственной воле то, что хочется ему. Здравствуй, нарциссическое расстройство.

И тут спасибо сценаристам, что написали сложный характер, и Теннанту, что так замечательно его сыграл на мелкой пластике, без карикатурности, без маски. Есть в нём что-то детское, хотя бы его жесткость. Неслучайно при первом появлении он давит игрушечную машинку. Всё для него игрушки, которые он ломает. А чуть что - "Это не я, я не убивал, она сама убила". Кстати, в сцене, где Джесс при нем по телефону узнает, что убит, кажется Клемонс, Килгрейв мотает головой, пожимает плечами и делает круглые глаза "этого точно не я, ничего не знаю".

И как ребенок, он хочет, чтобы его любили. Просто любили. Не вышло.

На этом конфликте между эгоистичным желанием "поиграть" и страданием, которое эта игра доставляет другому, при этом навязывающий "игру" не желает не понимать, ни принимать факт, что он кого-то мучает до смерти, и строится по сути сюжет. Страдающая сторона хочет свободы для себя и наказания для мучителя. И вот тут вступает вторая жертва, Хоуп, которая понимает, что Килгрейв не должен быть наказан, он должен быть уничтожен, и ей надо умереть, чтобы возмездие свершилось. Хоуп освобождает Джессику. А Джессика спасает мир. Ну да, грязный, с облезлыми стенами, с тараканами, с шумными соседями. Но какой есть.

Любопытно, что Сога наша Нориен из полиции Мальмё ведь почти кармическая сестра Джесси Джонс. 

35 комментариев:

  1. "Любопытно, что Сога наша Нориен из полиции Мальмё ведь почти кармическая сестра Джесси Джонс."

    Блин. Придется теперь смотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Предупреждаю - мрачно, мрачно и еще мрачней.

      Удалить
    2. Стоп! Вы "Джессику" решили смотреть или "Мост"?

      Удалить
  2. Мост я уже!! И даже помногу пересмотрела все, кроме последней серии.
    Джессику.

    ОтветитьУдалить
  3. До конца не досмотрела ещё.
    Вот мне тоже кажется, что спецэффекты нафиг там не нужны и скорее всего даже "удешевили" бы ДД.

    ОтветитьУдалить
  4. мне 2 серии осталось
    в целом картина ясна
    но актриса в роли джессики всё равно ̶̶̶̶̶̶̶̶б̶̶̶̶̶̶̶̶е̶̶̶̶̶̶̶̶с̶̶̶̶̶̶̶̶и̶̶̶̶̶̶̶̶т̶̶̶̶̶̶̶̶ раздражает

    ОтветитьУдалить
  5. К вопросу о злодеях, в Night In The Lonesome October Дракула Задунайский внезапно присоединяется к Силам Бобра, на основании того что мир ему нравится таким как есть и менять его не нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В СПН Краули вступил в сговор с Винчестерами из тех же соображений.

      Удалить
    2. А ранее в "Баффи" Спайк заключил союз с Баффи, потому что ему всё нравилось, а очередной мегазлыдень хотел всё Провалить В Адъ.

      Удалить
    3. Блейн и Лив тоже по идее должны объединиться скоро.

      Удалить
  6. Думаю, сериал вполне можно использовать как иллюстрацию для курса по введению в психологию: сверхспособности как психологическая защита от травм, реализация фантазии о сверхмогуществе в силу испытанной беспомощности в трагических условиях. Джессика развивает в себе сверхсилу после трагического случая с родителями, Килгрейв мстит прежде всего родителям (=обществу), внедряясь как вирус в сознание людей, Люк буквально отращивает толстую кожу, которая должна была бы помочь справиться со смертью жены, а Триш компенсирует отсутствие талантов бытовым и профессиональным перфекционизмом и в итоге чуть не расплачивается жизнью за желание быть героем. Кстати, разговор Триш с матерью в предпоследней серии должен быть настольным пособием по взаимодействию с манипулятором, просто отлично! Еще любопытно, как Килгрейв "помогает" Джессике справиться с травмой потери семьи, по сути воссоздавая исходную ситуацию: убивает родителей руками Хоуп, а потом еще и брата (функциональная роль Рубена заключается в том, чтобы быть братом для своей сестры), покупает дом, в котором прошло детство Джессики, воссоздает аутентичную атмосферу по старым фотографиям.Смерть Хоуп (надежды) безусловно глубоко символична и имеет ключевой смысл как финальный аккорд смирения с ситуацией. Килгрейв буквально воплощает боль и страдания Джессики, и, чтобы жить дальше, она просто обязана его убить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самый интересный комментарий.

      Удалить
    2. Поддерживаю. И да, потеряв в прямом смысле надежду, Джессика получает возможность поставить в деле точку - не наказать ,не перевоспитать, не заставить раскаяться, а просто уничтожить воплощение зла.

      Удалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  8. Мне так нравится вас читать. Спасибо. Отдельное спасибо за СПН. До ваших рекапов я только морщилась в их сторону, а оказалось они - мои.

    ОтветитьУдалить
  9. "И вся "соль" в том, что он хочет, чтобы она делала по собственной воле то, что хочется ему."
    Разве? По-моему он все это сочинил когда понял что не может ее контролировать. Ведь в конце он очень обрадовался когда подумал что Джессика опять вернулась под его контроль.

    ОтветитьУдалить
  10. А по поводу экшена, я в некотором роде согласен, его не то что мало, но те же драки например поставлены ужасно просто по сравнению с Daredevil. И еще что раздражало, это то что абсолютно непонятно насколько Джессика на самом деле сильна, мне кажется и сами авторы этого не знали. То она может согнуть арматуру, то не может от себя какую-нибудь тетеньку оттолкнуть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне кажется, что драки намеренно и очень правильно поставлены - приближенно к реальности. Реальная драка некрасива, не зрелищна и неприятна. При этом надо понимаеть, что мы кинодействительность привыкли видеть чрезмерной: всё быстрее, сильнее, выше, больше. На самом деле когда в человека стреляют, он просто падает на месте. Не отлетает на пять метров, а просто обмякает и падает. А когда человека бьют по лицу, никакого звонкого звука нет. И то, что девушка может дать по голове мужику и сбить его с ног - это уже удивительно, уже суперсила, но мы привыкли к кино условности, и не считываем уже такие вещи, если нам их не усилили в 20 раз.

      Удалить
    2. А, по-моему, с силой Джессики все норм. Они же, наоборот, очень круто показали, что к обычным людям она свою силу во всей красе применяет очень редко - она просто-напросто боится после случая с женой Люка. Не уверена только, что с Люком она дралась в пол-силы, все-таки он тоже "спешл".

      Удалить
  11. Во-первых, спасибо вам, что написали про «Джессику» - благодаря вам посмотрела и получила огромное удовольствие.

    Мне тоже очень понравилось, как у них получился злодей. История злого, обиженного на весь свет мальчика, который так и не повзрослел, без малейшего представления о нравственности. «Повелитель мух», продолжение. И желания мелкие и незначительные, по большому счету, в силу мелкости личности, мелочной, карликовой мотивации. Маленькие дети чаще всего не думают о том, чтобы повелевать миром. Им просто хочется конфет и безобразничать. И вот от этой внутренней детскости в какой-то момент его становится очень жалко, очень-очень.

    А еще я бы отметила совершенно потрясающую музыку. Не только темы на титрах, но и закадровую музыку, тягучий атмосферный джаз. Никакого «папапа-пам», «сейчас будет страшно!» Очень поддерживает общее настроение фильма и картинку.

    ОтветитьУдалить
  12. Кстати, самое слабое место сериала (по большому счету, единственное заметно слабое) -- это Люк Кейдж и полное отсутствие химии между ним и Джессикой Джонс. Вообще не верится, что у героев есть друг к другу какие-то эмоции. И дело в не в цвете кожи актера, а в его деревянности. Вон Малкольм -- негр, но даже с ним больший потенциал для романа. Предрекаю провал сериала "Люк Кейдж" в сравнении с "Джессикой Джонс" и "Сорвиголовой". Ну, не тянет он совсем. И в "Хорошей жене" не тянул роль жуткого наркобарона.

    С другой стороны, я и не смог придумать, кем его можно было бы заменить. Негр, "чмачо", рама с кубиками, 35-45. Актер, игравший Омара в "Прослушке"? Харизмы хватит, но он невысокий и может по возрасту не пройти. Идрис Эльба? Чел, который играл выходца из Комиссии по ценным бумагам в Suits, а теперь получил главную роль в Rosewood?

    P. S. А вообще, конечно, сериал наполнен леволиберальным расизмом. Мол, все зло от белых гетеросексуальных мужчин. Остальные люди -- милашки, а вот белые мужики-гетеросексуалы -- исчадие ада. Рубен -- подкаблучник, созависимый и т.п., Килгрейв -- маньяк, насильник, конченый моральный урод, Симпсон -- маньяк-наркоман, папаша Килгрейва -- сумасшедший маньяк-ученый, доктор-куратор Симпсона -- аналогично, отец Хоуп -- терпила-статист, "отработанный материал". Ни одного положительного героя в этой социальной группе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я заступлюсь за папу-Шлоттмана. Отличный характер, крохотная роль, но хорошо написанная. Помните, он сразу порывается починить дверь Джессике? Он же строитель, у него, во-первых, свербит, что что-то сломано - надо починить, и потом, ну как девушка одна, а дверь сломана, это не безопасно. И он еще из Омахи. По-моему, это как раз хорошо сделано, не поленились - написали человеку характер, хотя роль проходная. И кстати. поэтому их жалко, Шлоттманов, потому что они живые.

      Удалить
    2. И все равно, получилось бестолково. Ничего Шлоттман не отремонтировал. Пока не пришли латиносы(!) по приказу Триш(!). То есть ни Джесс, ни дочке мужик помочь не смог.

      Удалить
  13. Дорогая Редакция!!! СРОЧНА!!! АЛАРМ!
    https://www.tumblr.com/explore/answertime
    Можете задать вопрос Теннату и Риттер!
    Ну или хотя бы почитать вопросы-ответы других.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Собственно, форма для вопроса http://jessicajones.tumblr.com/ask
      Вдруг еще кто захочет.

      Удалить
  14. дорогая редакция, надо брать я щетаю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. АКА Тее - хехехе. Но сама футболка не очень интересная.
      ЖАль, что в русском переводе вся эта игра с аkа-иначе пропала.

      Удалить
    2. как это не интересная?
      это же портрет джессики со стены логова килгрейва

      Удалить
    3. Но она просто иллюстративная, нет машапа, нет остроумного хода. А вот название остроумное.

      Удалить
    4. а, ну да, согласен
      не купил есличо

      Удалить
  15. Мне сериал ужасно понравился! Последнюю серию еще не досмотрела. Но привычка цепляться к деталям когда-нибудь меня погубит.

    Вот например, почему Джессика немедленно рванула за препаратами для наркоза, вместо того чтобы основательно затариться затычками для ушей? А на месте Люка и Симпсона я бы вообще пожертвовала барабанными перепонками. Тимпанопластика - 1000$, возможность потроллить главного злодея - бесценно.

    Ну и вообще ней надо было Килгрейва не в супермакс пытаться упрятать, а в обычную китайскую тюрьму, где два охранника, и оба не понимают по-английски. Ну или пусть Наташа Романофф на исторической родине что-нибудь подыщет.

    ОтветитьУдалить
  16. Пардон, но если уж листать аналогии, то Джессика больше похожа на пересказ иными словами шестого сезона Баффи, после воскрешения. Та же мизантропия, неустроенность, растерянность у героини, непонимание своего места в жизни, алкоголизм на почве личных проблем, долгое мыло с негодяем-Спайком, который временами пытается исправится, а потом и срывается снова до смертоубийства, даже тема изнасилования там тоже была главной героини.
    Правда ответ финальный дается другой и негодяй изничтожается безо всякой возможности исправления.
    Только финальный ответ дается-таки другой, если Спайку дается шанс, хотя он народу положил поболее, чем Килгрейв, то здесь где-то в середине Джессика отказывается от усилий по исправлению, хотя вот этот момент и не понял. То собирается с ним жить, то сразу закидывает снотворным и похищает.

    ОтветитьУдалить
  17. Ну и со злодеем дилемма, конечно. С одной стороны отказываться от столь яркого персонажа обидно, далеко не факт, что найдется достойная замена, продолжая баффовские аналогии, чтобы они делали, если б Спайка во втором сезоне положили?
    С другой уже оскомина на зубах от исправившихся и перевоспитанных злодеев, может и молодцы, что так кардинально момент решили.
    А в целом главная проблема - непроработанность антуража, слабые и малозначительные второстепенные персонажи ан масс, слабое же взаимодействие между ними и отсутствие второго плана почти.
    Все эти маленькие виньеточки, которые, кстати, были в начале - взять хоть историю с дамой, охотящейся на супергероев, они здорово компенсируют периодическую мыльность основной сюжетной линии.
    Кстати практически во всех состоявшихся сериалах про супердевочек окружение и мир очень тщательно проработаны, что в Темном ангеле, что в Доллхаусе, что в Баффи.
    Остается надеяться на доработки))

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.