3 янв. 2016 г.

"Стив Джобс" Дэнни Бойла

Это не байопик.

Аарон Соркин, Дэнни Бойл и Майкл Фассбендер представляют портрет Стива Джобса в 3Д. Только в качестве трёх измерений выступают три отметки во времени. Джобс через призму 84-ого, 88-ого и 98-ого года. Все три временных среза показывают по сути одно и то же событие с участием одних и тех же персонажей: Джобс, его пиарщица Джоан Хоффман, бывшая подруга Крисанн Бреннан, непризнаваемая дочь Лиза, Джон Скалли, Стив Возняк и еще пара эпизодических сотрудников Эппл.


Событие, которое является стержнем всей сюжетной конструкции, это презентация Джобсом очередного продукта, точнее - последние часы перед выходом на сцену. В этом выборе ключевой точки в жизни Джобса есть своеобразная злая ирония - самым важным вкладом, который Стив Джобс сделал в историю Эппл и компьютерной техники, были презентации. Он очень эффектно представлял продукт, сделанный другими. Как бы не пытались покупатели айФонов приписать ему значимую роль - изобретателя, инноватора, дизайнера и даже должность арт-директора, фактическая сторона дела такова - Джобс ничем из этого не был. Соркин, Бойл и Фассбендер пытаются ответить на вопрос, так кем же он был. Однозначно засранцем, но всё же мы видим, что фигура Джобса миллионами воспринимается как нечто важное и огромное. Так кто вы, мистер Джобс?

И вот тут оказалось, что это никому не интересно. Фильм провалился в прокате, а российский эпломан-кинолюбитель пишет "Зачем мне всё это показывают, ваще? Чё, я должен знать, кто все эти люди?  И где вот биография? Покажите мне биографию и как ему приходили в голову все эти идеи". Любопытно, что "Социальная сеть", в которой тоже был показан скорей портрет Цукерберга, как представителя поколения, да и какая там биография-то в 20 с небольшим, отлично выстрелила.


И дело тут даже не в том, что Соркин, что было особенно заметно по "Ньюсруму", чудовищно театрален. Он пишет не для кино - он пишет пьесу для театра. Бойлу, Фассбендеру и Уинслет приходится эту театральную условность как-то переводить на киноязык. В "Ньюсруме" это не удавалось и актеры все срывались на декламацию. Всё время хотелось переспросить "С кем вы разговариваете?!". Худо-бедно, но "Стив Джобс" всё же кино, или в большей степени кино, нежели чем театральная постановка, хотя представить эту трёхактную пьесу на сцене театра несложно. Я думаю, её еще поставят.

А дело скорей в том, что фильмы о Джобсе (сколько их уже? три? четыре?) вышли, что называется, too soon. Слишком рано после его смерти. Его фигура слишком мифологизирована, фанаты всё еще находятся под маркетинговым гипнозом, они не в состоянии не то, чтобы воспринимать какую-то не очень приятную трактовку характера Джобса, но и вообще воспринимать его как человека. Он триединый бог из айФона, айПада и Макбука.  Всякое очеловечивание этого персонажа противоречит самой идее бога. Поэтому не знаем и знать не хотим, что он там вытворял за сценой. Есть только ежегодные явления божества народу.  Не надо нам показывать вот это вот всё. Просто проиллюстрируйте миф. Поэтому адова поделка с Эштоном Кутчером, а-до-ва, принимается даже более благосклонно.

Но вот что любопытно. Если бы все эти фильмы вышли много позже, то они были бы еще менее интересны зрителям. Разве что биографию Джобса снимал бы Майк Джадж. 

10 комментариев:

  1. Извините за оффтоп. Но вы ещё не смотрели сериал Billions? Понимаю, что пишу глупость - сериалов много, да и сама фраза глупая, но как написать, что первая серия произвела на меня впечатление? И режиссура и подбор актёров. Если по ходу сезона сериал не "сдуется", как многие подобные, то это новый "Карточный домик".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сериал не смотрела (он еще не вышел), а пилот видела. По мне так глупый, спекулятивный продукт вроде Wicked City, только тот изображает "психологический детектив", а этот "психологическую драму из жизни очень богатого парня".
      И я не фанат "Карточного домика"

      Удалить
    2. Ну, да - это вполне фантастический сюжет, но меня привлекает в подобных сериалах именно игра актёров, поставленных в определенные рамки характерами персонажей. Сами характеры выписаны более яркими, эмоции более "прорисованы", добротная режиссура и операторская работа. Для меня это как чтение детектива - если автор грубо не налажает, то интересно, смотрибельно.

      Удалить
    3. Я не вижу там особой режиссуры и операторской работы, как и ярких характеров. Не хочу выносить решения только после пилота, но пока никаких выдающихся достоинств я не вижу.

      Удалить
  2. Любопытно, что продал дважды одно и тоже, хотя и несколько разным аудиториям. Один раз его уже съели, переварили, высрали и забыли, а он опять тут как тут. Лох не перевёлся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он - кто? Соркин? Бойл? Джобс?

      Удалить
    2. Джобс, конечно. Про него же фильма.

      Удалить
  3. Из этого Джобса, который еще не смотрел, взял мысль, что, когда будут снимать байопик о Ходорковском, Фассбендер отлично бы его сыграл, его Джобс с сединой больше на Ходора похож, чем на Стива.

    ОтветитьУдалить
  4. От Джаджа фильм я бы посмотрела, хехе.

    ОтветитьУдалить
  5. Верно все подмечено: "топить" Джобса начали сверху, пока "снизу" это не сделали самостоятельно. Удивительно видеть это в обществе, где "100$ тому кто продал". Все-таки Америка слишком быстро и сильно меняется - проходит немного времени и оказывается, что любишь совсем другую страну....

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.