18 февр. 2016 г.

Конец вечности как новый тренд

Во-первых, вот такая вот мрачная статья о том, как за последнее время закрутили гайки в рунете - людей сажают, совершенно реально, за репосты и лайки. Я тут сокрушалась, что поиск по блогам Яндекса теперь ищет только по постам за месяц, старые посты уже не найти, но теперь я понимаю, что это к лучшему. Да, мы не можем найти, но и МЗС тоже, хотя они, трудами Ашманова и Клименко, имеют в своем распоряжении инструменты для розыска неугодного контента.

Возникла потребность в сервисе, позволяющем транслировать мгновенный контент, как кофе - "растворимый", который не сохраняется в открытом доступе, а только в наших головах. Такая современная интерпретация "451 по Фаренгейту".

Анонимность и бесследность - таков запрос аудитории.

И невидимость для поисковиков. Мы сами становимся носителями сетевой информации, ссылки передаются "изустно".

Миграция в Телеграм - один из путей ухода из поля видимости МЗС.

А вот во-вторых: fms подсказал ссылку на статью на Баззфиде о подростковой коммуникации, в частности о Снэпчате. Как я уже писала, американцы очень внимательно относятся к проявлениям будущего в настоящем, к подростковым трендам, это касалось музыки (см. "Винил"), уличной моды, фанфиков и много другого. Для них это всегда интересно, всегда стоит внимания. Мы, простите, сразу встаем в позу критика - "ерунда какая-то", "они тупые", "куда катится этот мир". К счастью, именно это обстоятельство позволило развиться интернету в России - его слишком долго игнорировали.

картинка - www.yoppul.co.uk

29-летний автор с Баззфида попросил свою 13-летнюю сестру и её подругу научить его общаться через приложение Снэпчат, как это делают подростки. Что такое Снэпчат? Это мобильное приложение, представляющее собой гибрид мессенджера, Инстаграма и Тамблера, где коммуникация происходит в основном с помощью изображений. Как и в Тамблере, картинка здесь представляет собой мыслеграмму - выражение эмоций. Это не просто селфи, как в Инстаграме, а персонификация этих эмоций с помощью фильтров. В отличие от Инстаграма, эти фильтры не улучшают картинку, а предназначены скорей для её уродования. Частично они продолжают традицию ужасных кислотных "дизайнов" МайСпейса и ранних домашних страниц (помните, где всё моргало и прыгало? мы ведь старые), а с другой стороны, явно наследуют эстетику мемов.
Чем более любительской выглядит картинка, тем лучше. Профессиональные снимки - это моветон.

Но в чем главная фишка Снэпчата - изображения не сохраняются ни у отправителя, ни у получателей, они доступны для просмотра только ограниченное время (до 10 секунд, а последний снэп можно просматривать 24 часа).  Поэтому подростки используют его для "секстинга" и трансляции своих полуголых, а то и голых изображений. Это, кстати, часть старой проблемы - что делать с "детской порнографией", которую производят сами подростки по собственному желанию и с завидным энтузиазмом.

Но сохранить сообщение всё же можно в виде скриншота, однако отправитель об этом узнает - ему придет уведомление. Поэтому есть лайфхаки, как сделать скришот незаметно.

Интересно, что Снэпчат появился в 2011-ом году, когда я только открыла для себя этот язык в Тамблере. То есть, пока старпёры, вроде меня, только заметили тренд, Шпигель и Браун в Стэнфорде уже сделали приложение. От идеи (в апреле) до первого работающего приложения Пикабу (в июле) прошло 3 месяца. Через год, будучи уже одним из трёх самых популярных сервисов среди подростков, проект получил свою первую инвестицию. И у них всё работало уже, они не ходили с "идеей", просто сделали.

В статье на Баззфиде много интересного и много познавательных комментариев (в большинстве своём комментаторы отмечают, что это рождение нового языка коммуникации), но я выделю главное - изображение, как месседж, и бесследность, растворимость этого месседжа.

Наступает эпоха бесследного интернета.

27 комментариев:

  1. Новый язык коммуникации - класс, не задумывалась даже об этом. То есть общаешься так, картинками и эмодзи, не анализируя, а ведь так и есть...
    А детишки вообще печатать разучились - если им уж ооочень сильно хочется передать что-то, что невозможно описать картинкой, они включают запись или голосовой набор.

    Но самое показательное проявление "новой коммуникации" - наверное, ответ пиарщиков Гугла журналисту в формате GIF (http://www.adweek.com/prnewser/google-pr-gives-good-gif/111571). Ну вы это видели наверное, годовалой давности новость :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое показательное - это реакция на фотку Валерии с Ходорковским или "шутка" Кадырова, когда изображение обществом было воспринято однозначно как месседж. Уже вне возраста и социальных групп, просто всеми.

      Удалить
    2. Первым на моей памяти изображением, воспринятым как месседж, была все же не "шутка" Кадырова, а "кошка" Путина. Государь, помнится, четко и ясно изобразил стратегическое направление движения державы.

      Удалить
  2. Черт, я понимаю, как реагировать картинками, но как полноценно общаться? Просто слать друг другу селфи в ответ на селфи? Типа сфоткал кашку, тебе прислали селфи с рукой с оттопыренным большим пальцем, ты на это снимаешь лужу по пути в школу и тд?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо изучить структуру языка. Думаю, там есть свой "синтаксис".

      Удалить
    2. На Роем сегодня тоже про это ( если Дорогая редакция не против) https://roem.ru/18-02-2016/219583/snapchat-like-a-boss/

      Удалить
    3. Это не "про то же", а перевод статьи с Баззфида, на которую я дала ссылку в посте и о которой идет речь вообще-то. Ужас. Никто не читает ничего. Ыыыыы.

      Удалить
    4. Да уж. Я ж читала. Проблема в том, что читая Ваши посты, я часто по ссылкам не хожу, потому что для меня посты самодостаточны и мне интересно Ваше мнение. А читая других, я обычно хожу по ссылкам, так как чаще всего нормального текста у постящих обычно не бывает и приходится читать первоисточник. А тут увидела знакомое слово на Роем и оплошала. Прошу прощения.

      Удалить
  3. А мне тут же лента принесла ссылку на сайт знакомств - находит людей похожих на того, чью фотографию загружает пользователь (http://findface.ru). Можно добавить какие-то текстовые критерии, но можно и так. То есть картинок достаточно, слова не слишком нужны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тест Роршаха какой-то уже - ваши пятна похожи на эти пятна.

      Удалить
    2. Странно что пока никто не упомянул Tinder и OkCupid...

      Удалить
  4. Учитывая что в статье девочка говорит что она отвечает на сообщения "друзей" не читая и не разглядывая их, не уверен что тут вообще идет речь о языке или об общении.

    Выглядит скорее как удачная эксплуатация compulsive obsessive поведения в подростках. Они не общаются, а просто бесконечно дергают ручку "однорукого бандита" из которого на них сыплются лайки, ачивменты, тэги, и прочая визуальная мишура, придуманная прытким производителем чатика.

    Официальное название - gamification. Интересно что Микрософт пару лет назад пытался сделать нечто подобное из Visual Studio (!), но вроде был вынужден отступить под струей жидкого говна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И тем не менее у них нет дифицита общения. По идее они должны испытваеть коммуникативный голод, который не утоляется лайками, но они нормально себя чувствуют, производя свои рожицы с радугами.

      Удалить
    2. Ну они же не в вакууме живут - у них есть живое общение с одногодками в школах, именно оно и служит материалом для тысяч школьных инстаграмчиков.

      А так называемое "online общение" - это фикция, особенно если участники полые и им натурально не о чем друг с другом говорить. Это справедливо как для текста, так и для живого общения. Должен быть либо общий бытовой контекст (ходят в одну школу, зависают в тех же кафе, закупаются в тех же магазинах), либо культурный (смотрят те же фильмы, читают те же книги)

      Удалить
  5. судя по всему, дело зашло еще дальше, - уже не снапчат на пике популярности, а перископ. подростки массово тупят в экран и делятся этим в онлайн-трансляциях (что вызвало уже несколько серьезных скандалов). логичный следующий этап - вживление чипа *я онлайн* в голову.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы посмотрите Black Mirror при случае :)

      Удалить
    2. посмотрела, конечно, давно уже.

      Удалить
  6. А откуда уверенность, что все эти картинки с привязкой к отправителю, получателю и прочим деталям не сохраняются Где нибудь у поставщика этого сервиса? Дисковое пространство нынче дешево.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лично у меня -- нигде. Вспомним скандал с интим-фотографиями актрис осени 2014 года. Ведь проблема-то была как раз в "облаках" и их взломом.

      Удалить
    2. Они сохраняются на сервере (это не секрет). Но не у юзеров.

      Удалить
  7. Может это так дети в фейсбук играют?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фейсбук - фу, потому что там за ними следят родители. Они требуют, чтобы их зафрендили и комментируют увиденное там ИРЛ,

      Удалить
    2. Именно. В статье же как раз и упомянуто одно из главных достоинств Снэпчата:

      ME: What does Dad say when he sees you doing this?
      BROOKE: Parents don’t understand.

      Удалить
    3. Ха-ха-ха, я был свидетелем того, как у знакомых отец просил сына добавить его в друзья в ВК. Было забавно. Нет, не добавил ("То, что я твой сын, не повод..."), но парню было уже слегка за 20.

      Удалить
    4. Фейсбук фу не потому, что родители добавляются в друзья (можно настроить видимость так, чтобы добавленные родители видели только то, что ты хочешь, чтобы они увидели), а потому, что он постоянный. В смысле, напишешь что-то скрытно от родителей, а потом забудешь, скажем, на мамином лептопе разлогиниться.

      Забавно, что при этом фейсбук тоже не то чтобы постоянный, найти там пост хотя бы месячной давности у человека, который постит хотя бы пару раз в день, очень тяжело.

      Удалить
  8. Хе-хе, младший брат показывал модное на его уже тоже старперский взгляд приложение msqrd.me, там на лицо в видео можно наложить маску (демон, сталин, обезьяна, всякое такое).

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.