4 февр. 2016 г.

Expanse - 1-ый сезон

Как я уже писала, Expanse - это космо-политическая драма с детективным креном. Политический заговор в космосе, короче.

Сейчас придется очень нудно рассказывать, про что кино, потому что, хотя сама интрига довольно простая, разбираться в ней придется долго, если вы еще не смотрели сериал и начнете смотреть. И чуть меньше, если смотрели.

Итак, в далеком будущем человечество колонизировало солнечную систему, и условно разделилось на брахманов, которые остались на Земле и держат под контролем большую часть колоний, кшатриев - военизированное общество на Марсе, презирающее землян за то, что тем всё досталось на халяву, и шудр - обитателей Пояса Астероидов. Вот у этих всё плохо - вода и воздух по лимиту, управляются земными властями - Объединенными Нациями, жить могут только там, на астероидах, потому что из-за слабой гравитации в их организме давно уже произошли физиологические изменения. И их все угнетают. На Поясе, объединяющем в себе множество космических станций и астероидов, имеется своя влиятельная оппозиция, которая хочет прийти к власти - OPA (Outer Planets Alliance). Объединеные Нации ОПиЭй не любят и гнобят по мере сил. Но и с Марсом у них отношения так себе.


И вот в этой обстановке межпланетной напряженности происходят три события. На Земле ловят выходца с Пояса (не знаю, какой русский эквивалент можно придумать для названия этих жителей, по-английски они belters - "поясяне", что звучит глупо, поэтому будем их звать "белтеры" за неимением лучшего), который хотел похитить важную военную технологию. На Церере, одном из административных центров Пояса, полицейскому Миллеру поручают найти сбежавшую дочь земного важного функционера Джули Мао, а в космосе неизвестная сила грохнула грузовой корабль "Кентербери", который занимался поставками космических айсбергов на Цереру. А это значит, белтеры остались без воды. Не совсем, но в тяжелом положении.


На Земле полагают, что гибель "Кентербери" дело рук Марса или ОПиЭй, чтобы спровоцировать конфликт между Землей и Марсом. На Поясе зреет недовольство, потому что белтеры считают, что против них вообще все и "Кентербери" - последняя капля. Марсиане думают, что это земляне или ОПиЭй. Может случиться война. Remember the Cant! - Помни о Кентербери!


Из всей команды летающего холодильника уцелели пять человек (потом их останется четверо) под командованием Джима Холдена. Эти выжившие не знают, кто сбил их корабль, но знают, как именно погиб "Кентербери".

Холден с товарищами с одной стороны и Миллер с другой движутся к одной точке - к тайне, которая кроется за пропажей Джули Мао и уничтожением корабля. Потому что эти события связаны.

Теперь вернусь к тому, почему всё это пришлось рассказывать - одна из проблем Expanse заключается в том, что очень трудно уследить, кто на ком стоял, даже зная общее устройство мира и расстановку сил. Нет, там не много действующих лиц, но они появляются эпизодически и исчезают вникуда, так что вспомнить, кто это был, не так просто, особенно если учесть, что второстепенные персонажи вообще лишены характера.

Некоторая невнятость в последовательности сцен делает побочные линии совсем запутанными. Я до сих пор не могу сообразить, к чему был тот парень, которого родной дядя выкинул в открытый космос. И зачем нужна была проститутка, которая учила напарника Миллера своему языку. А который покончил собой, Фрэнк, это кто?

Надо или вообще выписывать на бумажку, кто куда полетел и на чём, или забить на их передвижения и просто следить за действием, как за текущей водой. Но и при этом всё равно придется вздрагивать "А это еще кто?!!" и "А это еще где?!!!"


Проще говоря, очень плохо с нарративом. И невнятные диалоги с этим их новоязом, я здесь не только о вставных искусственных языках, а больше о лексическом строении их речи, могут совсем уже доканать. Видимо, это одна из причин, почему после 7-ой серии рейтинги стали серьезно  падать и к финалу совсем сползли.

Ну когда ты не можешь разобрать, кто есть кто и зачем, то начерта за всем этим следить? Тяжело и скучно. Пока Холдена мотает по разным кораблям и станциям - это нормально. И пока Миллер болтается по тоннелям и корридорам - более-менее тоже. Но как только возникают эти земные чиновники или невнятные военные наёмники - всё пропало. Неопознаваемые лица совершенно.


Вот поэтому уже не важно, что неплохо поработали художники и 3D-моделеры, что у них там есть невесомость и слабая гравитация, и даже секс в невесомости. Рваный бессвязный нарратив и незапоминающиеся персонажи всё портят. Вообще слабые характеры - главный недостаток научно-фантастических сериалов и фильмов. Это при том, что есть вот эта вся детективная линия, даже двойная. 

37 комментариев:

  1. парень, которого родной дядя выкинул в открытый космос - это хулиган, который на Церере воду воровал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это я сообразила, когда пересматривала первые серии (чтобы как-то восстановить ход). Так он в сюжете какую-то роль играл вообще? Кроме того, что в одной сцене его поймали за воровством воды.

      Удалить
    2. а кто его знает. история маленького человека. добрый Миллер и злые патрульные.

      Удалить
    3. А зачем он второй раз был нужен? Какое-то нестреляющее ружье. Я не понимаю, зачем совершенно лишние персонажи, которые никакой роли не играли вообще, ну ладно эпизод с водой, чтобы показать, что вокруг воды и воздуха сложилась преступность, но начерта этот парень возник второй раз...

      Удалить
    4. напарник Миллера в книге сольёт важную инфу, и играет центральную роль в пятой книге продолжении)

      Удалить
    5. дядя евойный, выбросив его в космос с запасом воздуха, пошел на таран марсиан

      Удалить
  2. Не понятно зачем вся эта сложность. В книге ни парня с водой, ни переводчицы, ни землян - нет. В книге есть только главы Холдена и Миллера. Гораздо проще уследить за сюжетом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так если бы они сыграли бы хоть какую-то роль еще. А то ведь никакой, случайные люди. Как и напарник Миллера. Был парень, и нету, выпал из истории.

      Удалить
    2. Заполняют эфирное время?
      Где-то после пятой серии, когда они даже до Эроса не добрались, стало интересно как они таким медленным шагом будут всю книгу в первый сезон запихивать. Они и не стали засовывать в один, разбавили и растянули на два. Пошло не на пользу.

      Удалить
    3. Переводчица была, но вскользь.

      Удалить
    4. Да, наверное. Видимо когда вместо левого марсианина в сериале на стену прибили напарника - у меня от шока из головы вылетели все подробности 8)

      Удалить
  3. Мне кажется, все эти переводчицы и прочая - для ворлд-билдинга, по крайней мере, для меня атмосферы добавляло. Ну и для показа конфликта между белтерами и остальными, для кого они - второй сорт.

    Визуалка вот действительно приличная, как для сериала такого уровня. Миллер мне нравится.

    ОтветитьУдалить
  4. У меня сложилось впечатление, будто создатели Expanse постарались привлечь одновременно и тех, кто читал книги Кори, и тех, кто нет. Все эти дополнительные персонажи нужны как раз для второй части аудитории - смотрите, у нас есть богатая и глубоко проработанная вселенная, а не только Холден и Миллер, ползущие к истине (те, кто читал, уже в курсе.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не читала и мне эти левые пероснажи, которые появлялись по несколько раз, совершенно не нужны. Они не имели значения в истории, не раскрывали другие характеры, не служили опорой для сюжетных линий. Ноль вообще.

      Удалить
  5. > А который покончил собой, Фрэнк, это кто?

    Это бывший посол Земли на Марсе, которого использовала иднийская тетка, чтобы марсиане провели у себя учет краденого. Земляне так засекли их военные лаборатории, и поняли, что марсиане непричем (с Кэнтербюри), а марсиане за это запретили Фрэнку въезд на Марс, от чего он растроился и застрелился. Но в последней серии тетка выяснила, что его на самом деле убили, много знал о двигателях для кораблей плохих.

    Вообще главная проблема, что сюжетная линия на Земле очень короткая, и главный злодей (отец мертвой бунтарки) появляется только в самом конце, но уже подмял почти весь ООН.

    > На Церере, одном из административных центров Пояса

    Цецера - самый крупный объект в поясе и единственный с гравитацией, так что все остальные должны жить в невесомости, но увы. Хотя производство в условиях невесомости это единственное, что вообще оправдывает заселение астероидов.

    ОтветитьУдалить
  6. Извините за офф. Вы не хотите сделать рекап American Crime Story?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет. Я его не смотрю (видела две первых серии первого сезона, бросила)

      Удалить
    2. Это премьера. Там пока только один эпизод вышел 2 февраля.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. А! Новый? Я перепутала с American Crime. Но всё равно пока не видела этот второй.

      Удалить
    5. Да, новый. Со Швиммером. Надеюсь, что найдете время глянуть.

      Удалить
    6. American Crime Story пока очень крутой. Траволта, Сара Полсон, Кони Бриттен, куча других известных актеров. В общем, благодаря образам создается атмосфера подлинности. А сам кейс О Джея Симпсона не очень интересен.

      Удалить
    7. Чего то посмотрел полсерии. Показалось, что мне сейчас просто расскажут сраную истории сраного О Дж Симпсона, а это не очень интересно. Плюс пахнуло феминизмом. Я, кстати заглянул в википедию, этот самый Симпсон может выйти в 2017.

      Удалить
  7. Не смог досмотреть вторую серию и бросил. Все правильно у вас: непонятно, зачем вообще развели то или это. Характеры не цепляют, сюжет скучный. Собственно, это две главных проблемы сериалов (или наоборот, достоинства): сценарий и образы (в основном за счет игры актеров и опять-таки сценария).

    Вообще единственный научно-фантастический сериал из последних, который в состоянии смотреть -- это "Темная материя", и то за оммаж "Светлячку" (кстати, там 2 из 7 главных героев снимались в "Секретных материалах": девочка-"механик" в серии "Одиноких стрелков" про детское телешоу, и негр засветился сразу в четырех(!) разных ролях третьего плана: охранника базы, подконтрольной "Глубокой глотке", офицера полицейского спецназа из серии про "Пушера", агента ФБР из эпизода про монстра в телемаркетинге и солдата из серии про гаитянский лагерь беженцев).

    ОтветитьУдалить
  8. а мне норм. на фоне отсутствия фантастики вообще, как глоток воздуха.

    ОтветитьУдалить
  9. Действительно хороши у сериала было только первые минуты.
    На сцене с распущенными волосами в невесомости у меня просто челюсть отпала.
    А дальше всё начало становиться не так.
    К последней серии остался только один вопрос - нафига всё это вообще было.

    ОтветитьУдалить
  10. Хм. Впечатление сложилось чуть иное - к концу сериал как раз раскачался, а уж в 8 серии так вообще набрал объема - первый раз за год из вообще всех просмотренных сериалов сложилось прямо очень хорошее чуйство вовлеченности в описываемый процесс. Жаль, что описываемые события затрагивают только первую половину "Левиафана" - потому что весь цимес, динамика и экшн начинают происходить во второй половине книги - а ещё способ решения вопроса с протомолекулой прямо бодрил и приятно удивил масштабом авторской дерзости в своё время. Всё это будет только во втором сезоне, увы.

    ОтветитьУдалить
  11. Мне кажется, что этот сериал преимущественно для фанатов книжной серии. В книге очень сильно описывается атмосфера, детали, понятна мотивация.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. +1. После прочтения книги даже интересней становится смотреть на второстепенных героев, потому что с основной командой как раз всё достаточно ясно.

      Удалить
    2. Вы всё же смешиваете: есть два отдельных "продукта" - серия книг и сериал. Оно, конечно, для маркетинга и продаж очень выгодно создавать взаимодополняемые сущности под предлогом "без книги вам будет не интересно" и "без сериала ваши фантазии будт не так красочны", чтобы люди покупали оба. Но не надо забывать, что на ссамом деле каждый из них - роман (серия романов) и сериал - существуют в разных форматах (текст и кино) и для разной аудитории (читатели и зрители) - и каждый из них должен отвечать запросам своей публики. Проще говоря. сериал должен быть снят хорошо, сценарий должен быть внятным и увлекательным, персонаж должен запоминаться. Зритель не должен гадать "кто этот парень, которого показывают второй раз?"

      Удалить
    3. Это само собой.
      В этом смысле в сериале подобных вопросов слишком тумач.

      Удалить
    4. вот после сериала, пожалуй, стану фанатом книжек. пока не читала, но теперь уж точно буду.

      Удалить
    5. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  12. Книги не читал, но мне скорее понравилось, чем нет. Рваность нарратива, подозреваю, от того, что они повыкинули очень много сцен при окончательном монтаже. Тупиковые линии вполне могут иметь продолжение в следующем сезоне.
    Не нравится обилие персонажей? Нужно прилагать усилие, чтобы понять, кто, что и зачем? Главных героев должно быть два или три, плюс несколько сайдкиков всего не больше семи персонажей? Хотите, чтобы на 11-й минуте герои в поисках Страшной Злодейской Тайны пошли по ложному следу, а к 35-й было ясно что убивал всех таксист? - Добро пожаловать вообще любой сериал Вольф Энтертейнмент и похожие на них.
    Я это к тому, что не всех непонятное и запутанное раздражает, некоторым любопытно и даже нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а) там нет никаого обилия персонажей, и при таком скромном их количестве не смогли их сделать узнаваемыми.
      б) вы как пятилетний - я не пишу "за всех", я пишу свои впечатления и своё мнение. Не от лица "некоторых", а от своего собственного.

      Удалить
  13. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  14. Посмотрел сериал с огромным удовольствием. Все эти "второстепенные герои" и "нестреляющие ружья" абсолютно на своём месте, они кусок мира. Нам просто показывают, что происходит, пока основные герои совершают свои подвиги, что мир живёт, куда-то движется.
    Очень важный момент Expanse, отличающий его от большого количества космофантастики - вся техника, которой пользуются герои, выглядит из 2016 года довольно логичным развитием того, что есть сейчас. Смартфоны, управление жестами, голосовое управление не притянуты за уши, герои пользуются этим, как мы сейчас slide to unlock, который в момент выхода айфона казался мне жутким идиотизмом. Никаких чудо гаджетов и искусственных ситуаций. Пробило стену, разгерметизация? Достали из штатного шкафчика заплатки, без паники приложили, залепили гелем из балончика. Без вот этого киношного АААА, ЧТО ДЕЛАТЬ. Все знают, что делать, они космонавты, в конце концов, не первый год в вакууме.

    Политические вставки с Земли, шпионка с внешностью постаревшей Ферджи, всё это очень хорошо работает на контраст. Вот наши бомж-герои, а вот политические шишки. Постоянные переходы от персонажа к персонажу совершенно не напрягают и не запутывают.
    Смотрел с удовольствием и разочарован только тем, что в первом сезоне всего 10 серий. Надеюсь, что его не закроют в разгаре продакшена второго сезона.

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.