8 февр. 2016 г.

Madoff

На волне моды в кино и на телевидении на всякое "based on real events" канал ABC выпустил четырехчасовой фильм о Бернарде Мэйдоффе, человеке, обокравшем Америку и пол мира впридачу, с Ричардом Дрейфусом в главной роли. Сейчас уже никто ничего и никого не помнит, но Ричард Дрейфус - это тот парень из "Близких контактов третьей степени" и "Челюстей". Хотя и их уже никто не помнит, про остальное я молчу.


Добротно сделанная, но всё же скучная драма про доброго еврейского дедушку, почти Санту, построившего всю свою аферу, классическую схему Понци (или как говорят в фильме - Понзи), на репутации. Мэйдофф создавал её почти 20 лет. Не случайно они в фильм включили эпизод, когда  в 60-ых во время обвала рынка дешевых акций молодой Берни возместил своим клиентам убытки из личных денег, сказав им, что он просто вовремя вышел из игры. Ему важно было не потерять эти связи, а заодно и заработать имя ловкого трейдера с чутьем. Он рос и рос и завел в конце концов небольшой клуб миллиардеров. Для видимости у него была респектабельная фирма с нарядным офисом, но этажом ниже, в каморках, он выстроил свои маленькие МЗС. 


Богатеи сами несли ему деньги, потому что в клуб просто так было не попасть - Берни не у всех брал их миллионы. А если вход затруден, то всем же сразу туда надо. Деятельность фонда не афишировалась, всё было тихо и аккуратно. И так лет двадцать, если не больше. 

Его проверяли неоднократно, но аудит нарушений не нашел. И это при том, что по его признанию, никаких сделок он не вел уже с 90-ых. 

Хороший пример того, что мы живем в мире лжи и фантомов. У доброго дедушки Берни всё было - имя, многолетняя деловая репутация (столп, основатель NASDAQ), красивый офис, какие-то финансовые бумаги в изобилии, а на самом деле не было ничего. Несколько каморок на 17-ом этаже, где ленивая женщина жала на кнопки в нужное время, а другая знала о состоянии счетов. Тот самый описанный классиками заспанный мальчик с ведром. Только тут мальчик и ведро и были сутью бизнеса, а не его прикрытием.


А был еще чёкнутый расследователь Гарри Маркополос, который попытался построить финансовую модель Мэйдоффа и понял, что её не может быть. То есть, он и до того видел, что ну так вот не бывает, аномалия какая-то, но его попросили разобраться с математической точки зрения. И он бегал со списком своих "красных флажков", а его никто не слушал.  

У Мэйдоффа не было ни азарта, ни, пожалуй, алчности, он просто делал то, что привык - он делал деньги из воздуха, но выстроенная им схема превращала их обратно в воздух. Этакий пожилой добрый бухгалтер или завхоз что-то тихонько мутит. Все вроде довольны. Только потом 3 миллиона потерпевших и 60 миллиардов убытка. Вот такой вот старичок.

Хотя кино и скучное, но посмотреть его полезно очень многим. А то часто в комментах доказывают реальность происходящего наличием офиса, адвоката и просто реального человека. У Мэйдоффа всё было настоящее, включая миллиарды, и в то же время не было ничего. 

16 комментариев:

  1. Понци. Панци - это нечто Иное, хехе =)

    ОтветитьУдалить
  2. В свое время я насмотрелась документалки "American Greed", подача материала типично американско-размашистая, с нагнетанием голсом за кадром, но сколько же способов честного отъема денег" придумано! И ведь люди сами несли!
    Там не то что офисы, компании с размахом были, миллионеры музеи спонсировали, но все заканчивали как минимум не очень хорошо.
    Но на камеру улыбаются и теперь, и говорят, какие они хорошие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и Мэйдофф очень много давал на благотворительность. И одновременно обнёс большое количество благотворительных фондов. Причем, их грабить было удобно и выгодно - у них с отчетностью плоховато.

      Удалить
  3. Ричард Дрейфус - это еще парень с гитарой из Девушки для прощания! черт, как время-то летит...

    ОтветитьУдалить
  4. Вот кстати интересный казус: украл это когда у кого-то что-то было, а потом не стало, но стало у другого. А в случае Madoff понятно у кого не стало, а вот у кого стало?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не надо забывать, что 20 лет люди получали свои 10%. Я думаю, за 10 лет их убытки окупились задним числом. Как и во всякой пирамиде "стало" у тех, кто вошел в дело раньше всех и у тех, кто успел выйти раньше всех. Стало у Мэйдоффа, конечно. Но в целом всё равно картина такая - 60 миллиардов испарились и всё.

      Удалить
    2. нет никакого казуса
      средствА перераспределились, вот и всё

      Удалить
    3. Тем кто 20 лет получал по 10% в год грех жаловаться вообще, равно как и рассказывать про "убытки".

      Удалить
  5. На Vanity Fair была серия статей о Бернди Мэдофе в то время, например вот эта http://www.vanityfair.com/style/2009/01/madoff200901
    В ней примечательная фраза: "He understood the swamp of insecurities that lay underneath many of his clients’ designer clothes, their face-lifts, their need to be part of an insiders’ club.""

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В фильме этот механизм схематично показан: как и на чем Мэйдофф строил систему привлечения, хотя они не стали вдаваться в подробности, а просто изложили принцип. Например, он всегда говорил, что клиент может забрать свои деньги в любой момент, и всегда выполнял своё обещание. Но было одно "но" - сделать это можно было только один раз. Забрал - обратно вернуться не сможешь.

      Удалить
    2. Ахаха, моя родственница не так давно забрала деньги из организации "Семейный капитал". Ей все отдали с процентами, а в конце спросили, хочет ли она выходить из кооператива. Когда она сказала, что выходит, ей сразу сказали, что обратно не пустят. Так вот это откуда.

      Удалить
  6. А вы на английском смотрели? Перевода еще нет, наверное?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На английском. Он вышел 3 февраля, там всего 4 серии (или две сдвоенных по 2 часа), так что перевод вполне может появиться уже. Или в ближайшее время.

      Удалить
  7. А что за мальчик с ведром у классиков, раскажите кто-нибудь? Не хочется упускать аллюзию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В задней комнате находилось производство. Там стояли две дубовые бочки с манометрами и водомерными стеклами, одна на полу, другая на антресолях. Бочки были соединены тонкой клистирной кишкой, по которой, деловито журча, бежала жидкость. Когда вся жидкость переходила из верхнего сосуда в нижний, в производственное помещение являлся мальчик в валенках. Не по-детски вздыхая, мальчик вычерпывал ведром жидкость из нижней бочки, тащил ее на антресоль и вливал в верхнюю бочку. Закончив этот сложный производственный процесс, мальчик уходил в контору греться, а из клистирной трубки снова неслось всхлипыванье, жидкость совершала свой обычный путь - из верхнего резервуара в нижний.
      "Золотой теленок"

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.