7 апр. 2016 г.

American Crime Story - 10-ая серия - рекап

В American Crime Story удалось сделать почти невозможное - удерживать все десять серий напряжение при том, что финал истории, как и её подробности, известен заранее, а всё события сосредоточены только вокруг суда. Никаких параллельных линий, как в судебных драмах, никаких сторонних действующих лиц.

Казалось бы, все участники здесь просто функции - прокуроры, защитники, судья, присяжные, но основные действующие лица оказались сложными, многослойными характерами. И они не только были хорошо написаны, они еще и в большинстве своем отлично сыграны. 

Марша Кларк боролась, как оказалось, не только за частную справедливость - убийца должен быть наказан. Дело Симпсона для неё было еще и делом о домашнем насилии, и вообще о насилии над слабым. Она закрывала свой гештальт. И ей важно было не только чтобы жертвы были защищены, а виновные наказаны, а чтобы именно она это сделала - защитила и наказала. И больше всего её ранит, что она не смогла, не вытянула эту ношу. Она играла по правилам здравого смысла, а мир вокруг абсурден и живет по другим законам. Выигрывает тот, кто сможет навязать свои правила, Кокран это понимал, Марша - нет. И всё же Марша к финалу одерживает свою личную победу - она получила опеку на детьми, она приняла поражение, пережила его и пошла дальше, она нашла общий язык с Дарденом, и она получила признание от Гарсетти. И, внезапно, от Кардашьяна. Она проиграла процесс, но она не лузер. В какой-то степени она победитель, уже только потому, что она боец. 


Джонни Кокран самая противоречивая фигура процесса. Цель, к которой он шел, не разбирая средств, тоже была большой и важной - он стоял за права черного населения. И хотя Дарден обвиняет его в лицемерии, но Кокран-то действительно верит в то, что делает. И его слёзы, когда он смотрит выступление Клинтона, искренние. Он сделал это, он донес проблему до президента. Размазал правосудие при этом, но для него это не важно. 

Кокран настоящий политик с большой буквы: он дирижировал "внешней политикой" - битвой в суде и за его пределами, и он контролировал "внутреннюю" - борьбу за лидерство внутри дрим тим. Он манипулирует, работает на публику, актёрствует, заключает выгодные союзы и интригует, но всё ради цели. Человек одновременно принципиальный и беспринципный. 

Он умеет ценить соперника - он растопчет его на войне, но он выскажет свое одобрение после. Для него существуют "свои" и "чужие" несмотря на то, что они будут находиться по отношению к нему по разные стороны линии фронта  - он предложит поддержку Дардену, против которого пускал в ход запрещенные приёмы, но сохранит неприязненное отношение к Шапиро. Но при этом он держал в узде всю эту команду "чужих" - Бейли, Кардашьяна, Шапиро и Шека.

И если бы в политической ситуации перед нами встал бы выбор между Кокраном и Дарденом, думаю, он был бы в пользу Кокрана. При том, что он был и оставался, по словам Дардена, и это справедливо, "знаменитостью и богачом из Брентвуда", он отстоял и интересы клиента, и интересы черного сообщества. 


Симпсон так и остался "черным ящиком" - сценаристы избежали прямых оценок и намёков, и это правильно. Вобщем-то понятно, что он убил, но его мотивы и чувства остались скрытыми. Но зато они подвели некоторый итог - он вышел из тюрьмы один, он потерял единственного друга, его сын дарит ему щенка, чтобы у него был друг, и когда Симпсон спрашивает, кто все эти люди на вечеринке, то получает ответ "друзья друзей". В конце концов он остается наедине с собой - с бронзовым истуканом у себя на заднем дворе. Окружающие всё равно не верят в его невиновность, хотя он и выиграл дело. 

И в целом сериальная история процесса показала весь срез проблем - гендерных, расовых, политических, отношения к знаменитостям, восприятия общественно значимых событий, как развлечения, спекуляций СМИ. Правосудие оказалось задвинутым на задний план в общественном сознании. Публика руководствуется чем угодно, но чаще всего эмоциями. Виновный был оправдан и это стало поводом для празднования. Двое людей погибли и никому, кроме родных, нет до этого дела. Горький итог. 

На мой взгляд, ACS - лучшая драма этого сезона. Не знаю, удастся ли в этом году какому-то сериалу её обойти. Всё сыграно и снято на отлично. И главное, это умный и достаточно глубокий взгляд на проблему - на преступление и правосудие. И на нас, человеков. 


17 комментариев:

  1. Очень сильный финал, который позволяет посмотреть на эту ситуацию в широкой перспективе: несмотря на явную несправедливость процесса, глобально виден прогресс в сторону justice - правам черного населения уделяется большее внимание, Симпсон в конце концов оказывается в тюрьме, часть его адвокатов заканчивает карьеры не самым лучшим образом (хотя другая часть прекрасно себя чувствует), но за все это заплачено жизнью двух людей, которые так и остались не отомщенными. И отдельная печаль по поводу очевидного факта, что люди в своих суждениях чаще руководствуются эмоциями, а не рассудком; любопытно, что и среди присяжных сохраняется универсальная пропорция 14 на 86.

    ОтветитьУдалить
  2. Кокран действительно показан фигурой более чем противоречивой. С одной стороны, да, он действует ради высокой цели, с другой - никакие "интересы клиента" он не защищал, Симпсон при всём этом процессе был не более чем маловажным придатком. Недаром жена Кокрана открыто назвала Симпсона "an imperfect vessel" - не особо удачный кандидат для большого дела, двоих человек замочил, ну да ничего, сойдёт. В одной из ранних серий отец Рона Голдмана в полном отчаянии кричит, что его сын посмертно превратился во всеобщее развлечение и причём развлечение мелкое, маловажное - "a footnote to his own murder". Примерно в такое же развлечение, только куда больших масштабов, превратился и Симпсон. Да, убитым и их семьям было по существу отказано в правосудии и справедливости, но и самому Симпсону, на мой взгляд, было отказано и в правосудии, и в элементарном человеческом достоинстве - которое он бы сохранил, будь у него возможность ответить за совершенные преступления. Очень показательна его противоречивая реакция на вердикт (Куба Гудинг мл. всё же хорош) - облегчение там составляет только часть, и, по-моему, не самую большую. Да, он вышел из тюрьмы, но из "The Juice"а, народного любимца, превратился в скверный анекдот, ходячее посмешище. Гудинг, конечно, играет полнейшего нарцисса и психопата, и его рыдания у себя в спальне после возвращения из тюрьмы - это совсем не слёзы облегчения, и уж точно не слёзы по убиенной им же Николь. Он, похоже, оплакивает сам себя, уже начиная понимать, во что его превратил этот процесс и в какой роли ему предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Всем, включая присяжных, было по существу на него наплевать, да и на убитых тоже - это была удачная, наконец-то найденная возможность Показать Им Всем. Нельзя сказать, что "они" этого не заслуживали, но оправдывает ли даже такая цель такие средства?

    Вообще мне так видится, что авторы не зря решили заново рассказать эту историю - особенно в последней серии хорошо видно, что одной из основных их целей было вернуть хоть немного этого пресловутого человеческого достоинства всем участникам, в своё время превращённым масс медиа в кучку клоунов, согнанных в общую клетку и тыкаемых палочками на потеху публике. Ну и, конечно, напомнить всем собравшимся, что вообще-то это прежде всего история о трагедии и потере. И о многом ещё человеческом до кучи. Сорри за длинный комментарий, но ничего более блистательного уже давно не смотрела) в финале возникло желание аплодировать в экран компьютера.)) Браво, просто великолепная работа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё так, но я всё же замечу, что Кокран настроил всю команду на борьбу за оправдетельный вердикт, хотя Шапиро предалгал сделку. И Коран всеми правдами и неправдами добился поставленной цели. По результату он сделал невозможное - добился оправдания. Это важно.
      Потом писали, что он шел на огромный риск, что предложение Шапиро как раз было более взвешенным, и что Кокран руководствовался только тщеславием. Но финал таков, каков есть, - он отстоял клиента. И Дарден говорил про него Марше - не смотри, что он с виду такой клоун, он своих будет защищать до упора. Так что тут приходится судить по результату - никто не верил в невиновность, но Кокран сказал, что будем добиваться и обещание выполнил.

      Удалить
  3. Удивительный сериал, не припомню чего-то настолько качественного в последние года. Да собственно и сравнивать наверное не стоит, он вполне себе аутентичный.

    ОтветитьУдалить
  4. "И если бы в политической ситуации перед нами встал бы выбор между Кокраном и Дарденом, думаю, он был бы в пользу Кокрана. При том, что он был и оставался, по словам Дардена, и это справедливо, "знаменитостью и богачом из Брентвуда", он отстоял и интересы клиента, и интересы черного сообщества." - под богачом из брентвуда подразумевается же симпсон, а не кохран.

    "isn’t some civil-rights milestone. Police in this country will keep arresting us and beating us, keep killing us. You haven’t changed anything for black people here. Unless of course you’re a famous rich one in Brentwood."

    ну и в прошлых сериях упоминалось, что симпсона называют "мэром брентвуда"

    ОтветитьУдалить
  5. Очень крутой сериал. Эмми внеочередное бы надо всем кто его "сделал".
    И спасибо за рекапы, вы прям убедили посмотреть.


    ОтветитьУдалить
  6. А где Вы его скачали?! На пиратской бухте нету.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. https://thepiratebay.se/search/american%20crime%20story/0/99/0

      Удалить
  7. А по-моему, мотивы и чувства Симпсона были раскрыты почти полностью. В том смысле, что не было никаких сложных мотивов и сложных чувств. Человек импульса, не просчитывающий ни на ход вперед (и в этом смысле плоть от плоти самых низов черного сообщества, как бы неполиткорректно ни звучало – речь не о цвете кожи, а о специфической быдло-среде, которая есть в любом обществе). Вспомним его побег. Убежал, что делать дальше – не знал. Хотел застрелиться – не смог. А чудесная реакция уже во время процесса: «Прикинь, оказывается, меня подставили!» Видимо, в вечер убийства посетил импульс, импульс был реализован, никаких попыток замести следы даже не предпринял - следов было множество. Но из-за небезупречности их процессуального оформления и из-за огромной политизированности всего – оправдан!

    Что до гештальтов – Кокран тоже закрывал свой, когда несмотря на уважаемый статус и богатство, мордой в капот своего мерседеса, только потому что черный.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, сериал отличный! Смотрела на одном дыхании.
    Спасибо за рекап!

    ОтветитьУдалить
  9. эх, показали бы теперь еще дело Шэппарда с молодым Бэйли!

    ОтветитьУдалить
  10. Реплика (с расистским душком, говорю сразу))
    Куба Гудинг отличный артист, настоящий профессионал, но в роли О Джей Симпсона - он врет. Врет всем своим видом. И не его это вина.
    Вы гляньте на фото Симпсона! У него же европейские черты лица, при темном цвете кожи. Благородное лицо белого человека полного собственного достоинства.
    Он сам себя не воспринимал как негра, да и для большинства окружающих его белых, он был из их круга - в сериале это несколько раз подчеркивается - "богатый белый мужчина, как все".
    И думаю этот фактор был одним из решающих в разыгравшейся трагедии. Когда его белая жена (пусть бывшая) изменила ему с разносчиком пиццы - разносчиком пиццы, Карл, но зато белым! - весь вот этот загнанный внутрь комплекс неполноценности, он взорвался как давно тикавшая бомба.
    А Куба Гудинг? Он просто негр с хорошими актерскими качествами, но по сравнению с Симпсоном - он как щенок дворняги рядом с породистым догом. И это сильно сбивает восприятие. Особенно, думаю, эти нюансы непонятны молодым людям, для которых вообще вся эта история - дела давно минувших дней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Голдман не был разносчиком пиццы. Карл.
      Вот почему я вам писала, что вы не умеете работать с фактами.

      Удалить
    2. Господи, но ведь это метафора, "разносчик пиццы", я прекрасно знаю кем он был!
      Нет, одно из двух, или .... - нет, скорее вы просто беспардонно ко мне придираетесь)
      Ушел лечить оскорбленное самолюбие кофе и плюшками.

      Удалить
    3. Из текста не следует, что это была метафора. Если речь идет об иносказании, то стаявятся кавычки. Вы прямым текстом пишете, что человек был разносчиком пиццы, и подчеркиваете этот факт, как важный в вашей интерпретации. А он им не был.
      Ну да, против вас заговор, конечно же. Рептилоиды хотят свести вас с ума.

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.