14 дек. 2016 г.

Лена Летучая: разбор полёта

Раз передача "Ревизорро" вызвала такую полярную реакцию, давайте посмотрим в нооскоп, что мы видим на самом деле. Мнения разделились на "это телевидение, а там все врут, это все подстава и игра" и "у них там на самом деле грязь, тараканы и плесень". Это нормальная попытка оценить реальность по правилам черно-белого мира - или всё хорошо и правда, или все плохо и вранье.

В действительности мир не черно-белый, а самое убедительное вранье строится на реальных фактах, просто нужно расставить акценты и создать нужные последовательности.

"Ревизорро" - это шоу, более того, реалити. Как у всякого телешоу, у него задача "давить эмоцию". В данном случае это популярный жанр, построенный на "торговле страхом" - граждане, вы ж гляньте, что деится! Кругом ложь и обман! Страсти-то какие! Такие передачи есть и на Первом ("Теория заговора" - разоблачения потребительских товаров), и на НТВ ("Еда живая и мертвая"), и на РенТВ, эти, правда, умудряются в один многочасовой фильм замешать масонов и поддельную колбасу.

Отличительной чертой этих разоблачений является крайне небрежное обращение с фактурой, подтасовки и вольное использование видеоиллюстраций ради создаваемой у зрителя тревожности. При этом область сама такова, что найти реальные безобразия несложно, но телевидение оперирует теми же средствами, что и реклама, только с противоположным знаком. В рекламе за УТП (уникальное торговое предложение, отличительное качество товара) часто выдают что-то, что на самом деле не имеет смысла (растительное масло "без холестерина" - оно и так в любом случае его не содержит), является отвлекающим фактором (колбаса "без сои" - она не содержит соевого белка, она содержит порошок свиной шкуры и мясо механической обвалки - перемолотые в однородную массу отходы мясного производства, как правило, куриного) или представляет сомнительное достоинство (в молоко "обогащенное кальцием", как я понимаю, добавили мел, но не ради кальция, а ради увеличения объема).

В разоблачительных программах точно так же ужасным голосом зачитывали "чудовищный состав" буженины, начинавшийся со слов "мускатный орех" и дальше какие-то стандартные ингредиенты, вроде влагоудержателей,  но интонация была такова, что казалось, нам читают топ10 смертельных ядов.

Жонглируя одними и теми же фактами можно слепить как рекламу, так и разоблачение.

Теперь можно вернуться к Лене Летучей. "Ревизорро" должно пугать зрителей и в кадре должно происходить кипение страстей. Добиться и того, и другого несложно. Санитарные нормы для общепита местами избыточны и абсурдны - скажем, трудно представить в наше время человека, который находится на рабочем месте без телефона, однако это "посторонний предмет" и нарушение, декоративные поварские шапки никак не препятствуют попаданию волос куда не надо, а готовить в перчатках неудобно и в дорогих ресторанах ими так же не пользуются, как и в дешевых забегаловках. Еду исторически готовят голыми руками.

У Летучей и её команды уже собран список типичных нарушений, на которых всегда можно поймать заведение. Критичным из этого списка является только чистота кухни и хранение продуктов (сроки, состояние, условия). Мобилы, колпаки, сережки, перчатки - это все, на мой взгляд, не имеет большого значения.

Второй пункт - это чистота в зале. Но тут мы менее требовательны - пыль на батарее или в каких-то щелях над стойкой не критична вообще. Уборщицы эти места забывают, как не первоочередные, но даже если бы они проявляли неимоверное рвение, за день всё равно налетит немного пыли с улицы. Зато даже минимальное её количество будет выглядеть страшно-страшно на белой перчатке, особенно если провести пальцем по длинной поверхности. Чем дольше ведете, тем грязней будет палец, а на белом-то...

Жевательная резинка под столешницами это драма всех ресторанов. И они в этом не виноваты. Резинку под столом клеят посетители, за что рестораторы их ненавидят десятилетиями. Её регулярно счищают, но, боюсь, не каждый день. Если стол без скатерти, резинка найдется всегда. Летучая это знает.

Проще говоря, есть беспроигрышные фишки. Передача для того и существует, чтобы нашлись нарушения, потому что если везде все будет в порядке, то её никто смотреть не будет. Для усугубления можно пронести таракана в коробочке и выпустить его, чтобы тут же и заснять. Но, надеюсь, "Ревизорро" до такого не опускается, они работают тоньше. Просто они знают, где лежит искомое - пыль под подоконником, мобильник в кухне, жевачка под столешницей и тд.

Конечно, есть и другие приемы нагнетания - открыть контейнер с продуктом и ужасаться запаху. Запах не передается по телевизору, поэтому можно невозбранно изображать ужас.

Это всё мелкие приемы манипулирования. А вот с просрочкой все сложнее. Отсутствие маркировки, конечно, не очень хорошо. Но в дорогих ресторанах продукты привозят раз в день с утра, а до закрытия все заготовки используются и остатки выбрасываются. Маркировать тут нечего и незачем. В заведениях попроще и поменьше, конечно, уже экономия: осталось - используем завтра. Мясо "замариновали", три дня простоит, всё равно уксус все прикроет. Старые овощи пустим в суп, особенно в суп-пюре.

Но на самом деле есть вещи и похуже, только Летучая их поймать не может или это не входит в сценарий. Например, я в треде рестораторов как-то читала, что нанятая посудомойка спросила, мыть ли оставшийся на тарелке салат. Это не съеденные листья. Вы поняли, да? Всякие листья для украшения. Их моют и пускают дальше в дело. Всякие оливки и помидорки могут кочевать из тарелки в тарелку.

Итак, нарушения мы всегда найдем, а вот "скандал" нам обеспечат сами сотрудники заведения. Тут главное смонтировать "яркие моменты". Я кстати, заметила рассинхронизацию по звуку там. "Одесса-мама" сама обеспечила шоу необходимыми эмоциями и реакциями. Чем ярче выступают местные сотрудники, тем лучше. Дают передаче необходимый "жыр".

Значит ли это, что в "Ревизорро" всё ложь и подстава? Нет. Мы там между делом увидели много того, на чем Летучая не акцентировала внимание. Например, что почти на всех московских кухнях работают гастарбайтеры. Не знаю, что у них за санитарные книжки и разрешения на работу, но меня больше интересует их поварская квалификация. У меня сложилось впечатление, что у гастарбайтеров в Москве два пути - на стройку или на кухню. Мастера салата "Цезарь" и "тирамису".

Второй важный момент - это качество самих продуктов. Откуда они вот этот весь свой ужас, который потом продают по 500 рублей за порцию, берут? В тех же супермаркетах, что и мы? Меня не удивляют парниковые помидоры зимой и летом, но вот происхождение мяса и рыбы очень бы хотелось узнать. Когда Летучая нашла порционные контейнеры с замороженными супами на две недели вперед, судя по коробке, я задумалась. Нет, про замороженный бульон я понимаю, но это был какой-то заправочный суп. Дело не в том, что он там лежит неделю, а дело в том, что вкусовые качества этого супа уже изрядно поменялись про заморозке.

Теперь про законность всего этого. Имеет ли право съемочная группа входить в кухню? Летучая тут тоже слегка передергивает - она ссылается на, как я понимаю, закон о защите прав потребителя и приводит одну цитату про то, что потребитель имеет право знать, из чего и как приготовлена покупаемая им еда. Но это касается доступа к информации - состав на упаковке, этикетка, описание в меню и, в конце концов, рассказ официанта. Зал ресторана - это общественное место (и совершенно не имеет значения, частное заведение или нет), там она может проверять, что хочет, а вот кухня - это производственное помещение, как подсобки и склады в магазинах - это служебные помещения, и доступа широкой публики туда нет. Но не потому, что это вымышленная "коммерческая тайна". Что такое коммерческая тайна - определяется законом о коммерческой тайне, кухня ресторана тут никаким боком не пришита.

А вот посторонние на кухне - это нарушение тех самых норм и правил, которые она всем зачитывает.

Во-вторых, она ссылается на то, что она журналист. тут надо смотреть закон о сми. Что-то там было о препятствовании журналисту в сборе информации, но, опять же, вряд ли "Ревизорро" тут проходит в эту лазейку, это вовсе еще не значит, что журналист может ходить куда хочет и когда хочет. Повторю, надо смотреть закон.

Резюме: ну я вот пыль вытерла, уже хорошо.

УПД. Нашла комментарий юриста не к этой программе, а вообще. Действительно, при наличии санкнижки и прочих документов вы можете находиться на кухне. Одно важное уточнение - но на это требуется разрешения руководства ресторана.

Симкина Юлия Юрист РОО ОЗПП "Росконтроль"
Если Вы хотите посмотреть, то для этого нужно: а) согласие владельца ресторана, б) у посетителя должна быть санкнижка, в) посетитель прошёл все необходимые предварительные осмотры, как это проходят работники кухни (в т.ч. должна быть отметка в т.н. "гнойничковом журнале"), ведь даже не все работники ресторана вправе заходить на кухню в определенные зоны в виду определенных санитарных требований.

171 комментарий:

  1. После Летучей вполне можно стать параноиком и вытирать пыль каждые 15 минут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чрезмерная стерильность вредна для иммунитета.

      Удалить
    2. Claque, именно, так и до аллергии недалеко

      Удалить
    3. Сколько раз в день нужно лизнуть пол, чтоб не подцепить аллергию?

      Удалить
    4. Ev, есть мнение, что вы опоздали. Чтобы не было аллергии в дальнейшем, ребенка до полугода надо занести в коровник,хе-хе. http://mobile.nytimes.com/2013/11/10/opinion/sunday/a-cure-for-the-allergy-epidemic.html

      Удалить
  2. Думаю у гастарбайтеров образования чаще всего нет, но а нужно ли она, если есть технолог и шеф, которые ставит рецептуру и учит повторять технику. Ну основы гигиены наверное им тоже просто обьяснить. Наверное образование важно для сложных блюд. Интересно а как они реагируют на Летучую? Это ж стресс в их о положении!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело не в образовании, а в квалификации и культурном кругозоре - человек должен знать что-то о продуктах и способах их приготовления. Одно дело на нарезке стоять, и то человек должен элементарно различать эти нарезки и знать их названия, а в показанных Летучей заведениях су-шеф из южных республик и плохо говорит по-русски. Они там эту "итальянскую кухню" местного разлива варганят. А если проще - еду вам готовит человек, который вчера стены штукатурил (с тем же успехом), с ровно теми же представлениями о кухне и продуктах. А посетитель за эту стряпню платит, как будто заведению чисто по несправедливости звезду Мишлена не дали.
      Проблема местных ресторанов даже не в том, что там пыль в углу, а что это адски невкусно чаще всего.

      Удалить
    2. Просто везде следует заказывать плов! :)

      Удалить
    3. Отварную баранью голову.

      Удалить
    4. Требовать чтобы привели еще живых баранов - и выбрать!

      Удалить
    5. Лучше придти со своим. Ведь в приморских ресторанах нормально же придти со своей пойманной рыбой и попросить приготовить.

      Удалить
    6. ...а в "китайский" ресторан можно и с собачкой придти...

      Удалить
    7. В китайский вообще можно прийти со своими тараканами. А также скорпионами, змеями, сверчками, пауками и лягушками.

      Удалить
    8. Мне кажется что невкусно все же от продуктов. Или помидор сочный, или лежкий.
      Хотя, может и готовить не умеют. Помните новость как в Питере раскрыли бордель потому что он чрезмерно обращал на себя внимание запахом борща. Небось наши девчонки были.

      Удалить
    9. Сложно сказать. От продуктов, конечно, очень многое зависит, но есть еще технологические карты. Знаете, у разных хозяек борщ разный. Бывают люди со вкусовой глухотой - невкусно всё, а им, может быть, кажется, что как раз очень вкусно. Я знаю пример, когда у человека даже вареная картошка была адски невкусной. Не просто "ну картошка. ну и ладно", а ужас-ужас. Такой талант.

      Удалить
    10. В китайском заведении общепита, по отзывам пользователей, будут такие тараканы, до которых нашим расти и расти. Там не особо принято мытт руки например. А зачем, палочками же едят.

      Удалить
    11. в Узбекистане массовое обучение в школе рабочим профессиям, в том числе и повара
      то есть они 9 лет учатся в школе+3 года в профессиональном лицее и поэтому у них и аттестат и сертификат о рабочей профессии
      так что поваров на уровне столовых там дофига + национальные особенности (плов готовят только мужчины)

      Удалить
    12. 2corpuscula: Со своими тараканами можно вообще придти куда угодно, даже в метро!

      Удалить
    13. Кстати, а как ПРОСТО вареная картошка (без ничего) может быть вкусной? Это ведь по сути дела крахмал, нет?

      Удалить
    14. В этом и состоит тайна кулинарии. Вот как вода в одном городе вкусная, а в другом нет? Ну да, минеральные соли, но сколько их та, чтобы вот так менялся вкус. А отсюда и вкус чая, например. Вот и картошка - вроде вареный крахмалистый корнеплод, а вот там вкусная, а тут нет. Один сорт вкусный, другой - нет.

      Удалить
    15. @fms так-то и огурец по сути вода, однако...)
      Теперь, когда я покупаю картошку по осени на полгода вперёд, о я поняла, как она может быть вкусной, невкусной и ну, так. Если с одним и тем же сортом предстоит прожить долго, тут выясняется, что да, бывает сама по себе невкусная картошка. А бывает потрясающая)

      Удалить
    16. Ася, зачем с 1 сортом? Надо 2 брать. Одни сорта лучше в пюре, другие для жарки.

      Удалить
    17. Потому что поля засевают одним сортом. Не ездить же по разным областям за разными мешками

      Удалить
    18. То есть на рынке обычно представлен 1 сорт картошки? Сурово..

      Удалить
    19. 2Скарапея: Всегда это сеяли, все довольны, чо такого? Нафиг менять-то, когда все довольны? =)

      Удалить
    20. Сеют каждый год разные сорта, чаще всего. Повторов даже и не помню. Ну и плюс каждый сорт ещё по-разному урождается в зависимости от погоды. Но берут-то ее на зиму не на рынке, а прямо на поле у фермеров. У каких в окрестностях вкуснее получилось, у тех и.

      Удалить
    21. 2 Ася: и все фермеры в округе сеют один тот же сорт, при этом каждый год его меняя? Они сговариваются? (Животрепещущая какая-то тема оказалась, правда интересно).

      Удалить
    22. Ну что касается нашей местности, то представить себе множество мелких фермеров было бы неверным:) И хотя их более чем один, далеко не все ведь сажают картошку. Таким образом, есть поля картошки в нашей области и есть в соседней. В соседней всегда выходит вкуснее. Но картошка этого года совершенно не похожа на два предыдущих. Хз почему, и я вообще не уверена, что они свой семенной фонд хранят.
      Конечно, можно было бы поколесить и найти третье поле, но лень. Вполне удачно она и варится, и жарится одна и та же.
      А вот на рынке - разное, также и в магазинах, но там я не изучала.

      Вообще речь была не об этом, в о том, что бывает просто потрясающая картошка) но редко.

      Удалить
    23. Пора уже банк картошки открывать и доноров туда нести из особенно полюбившихся сортов, вот что.

      Удалить
    24. Просто скрестить с коноплей и всем сразу станет нравиться.

      Удалить
    25. 2 fms: зачем морочиться на скрещивание? Еще потом скажут (скажут!) что картошка генномодифицированная. Просто выдавать коноплю в подарок к мешку картошки.

      Удалить
    26. После того, как я попробовал картошку айдахо голд в америке, я понял, что с картошкой в России нас тоже надурили, все время подсовывая какую то кормовую дрянь и называя ее картошкой.

      Удалить
    27. Удивительно, что до сих пор бывают шутки про коноплю.

      Чего ее прикладывать, кстати, когда вон она даром растёт - с меня ростом и выше.

      Удалить
    28. Ася, а где вы примерно живете, если не секрет. Прямо заинтриговали.а картошки сколько на зиму берете, что прямо на поле выгоднее ехать. Я искренне интересуюсь. Мы берем на семью из 2 взрослых ( дети пока не в счет) килограмм 50, ну 70, и достаточно. Раньше брали больше, и жалко было выбрасывать по весне.
      Вокруг города сплошные поля, но покупаем там только если мимо проезжаем, а так есть оптовый рынок с белой картошкой в темной кожуре, белой в светлой кожуре, розоватой в розовой кожуре и еще картошка в фиолетовой кожуре ( синеглазка). И еще приятель наш картошку сам выращивает шикарную, вот мы у него и...

      Удалить
    29. Два мешка, если очень замечательная три.
      Кончается летом, выбрасывать не надо.
      Дешевле потому, что на поле подают по минимальной цене для местных, на рынке уже дороже, плюс до рынка ещё ездить (бензин).

      Удалить
    30. Ася, так прорастает же! Даже в погребе.

      Удалить
    31. а где храните картошку? у меня квартира, на балконе холодно, в магазинах картошка зеленая-тьфу...вот и не едим её, греча да перловка, а хочется же пюрешку)

      Удалить
    32. В погребе, у меня старорежимный погреб,с каменным сводом, земляным полом и белыми от постоянной темноты пауками

      Удалить
    33. Ооо, вот это трэш детства - перебирать картошку в подвале, избавляться ее родимую от глазков. Надо сказать, что у родителей до сих пор эта привычка закупаться на зиму овощами, хотя у меня в овощном под боком все это есть круглый год и я бы не сказала, что цены сильно отличаются от осенних. Всякие наводящие вопросы о бессмысленности хранения в подвале овощной провизии встречают непонимание и удивление.

      Удалить
    34. Lolga, не смейтесь над ними, мы тут тоже все быстро вспомнили на фоне военных действий. Помимо картошки храним например запас питьевой воды.А вот консервацию не делаем, так,по желанию закрутим банок 10 груш в маринаде или слив.
      И вообще, на мой взгляд удобнее спуститься в погреб, нежели сходить в магазин.

      Удалить
    35. Да я не смеюсь, нет. Просто возраст же уже у них, мешки привези, мешки опусти в подвал, вопрос в количестве - какой-то запас должен быть, ну на месяц, чтобы не портилась. Вас понимаю, жутко это все.

      Удалить
    36. Да я не смеюсь, нет. Просто возраст же уже у них, мешки привези, мешки опусти в подвал, вопрос в количестве - какой-то запас должен быть, ну на месяц, чтобы не портилась. Вас понимаю, жутко это все.

      Удалить
    37. To corpuscula могла про цену и смотря что. Пасту за 400 р должен готовить человек с опытом. А пасту за 200р можно любого вкусно научить готовить. Точнее любого кто желает учиться. Ведь цена должна зависеть в том числе от опыта и квалификации поваров.

      Удалить
  3. На кухню по идее не имеет. У всех должны быть как минимум действующие сан.книжки.
    У нас недавно по причине отсутствия этих книжек не пустили прокурорскую поверку в частной сыроварне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пишут, что у Летучей и её команды есть сан.книжки и она их в прошлых сезонах предъявляла как аргумент, что она может находиться на кухне.

      Удалить
  4. Уважаемая corpuscula говорит, что "...в треде рестораторов как-то читала, что нанятая посудомойка спросила, мыть ли оставшийся на тарелке салат. Это несъеденные листья. Вы поняли, да?" .
    Удивительно, что дорогая редакция (с) знает об этой уловке персонала только из треда рестораторов, потому что это старая, ещё советских времен, уловка. Не все салаты готовятся на кухне, в холодном цехе :) И не только салаты. Обычно это сговор между несколькими официантами (или даже всей смены официантов!) и посудомойками. Официанты стараются сделать так, чтобы клиент недоел поданное блюдо. И это не обязательно должен быть салат. Суп тоже подойдет, только с ним больше возни. Смена блюд происходит очень быстро, стол буквально заставлен тарелками. "Можно уносить?" - и тарелка с остатками быстро относится в посудомойку. Там быстренько наводят "декорацию" с помощью зелени и остатков из других тарелок и всё это подается следующему клиенту, но при этом деньги идут мимо кассы.
    Вообще всем клиентам ресторанов рекомендую заглядывать на посудомойку - если там на отдельных столах стоит подозрительно много тарелок с остатками - знайте причину. Заодно посмотрите хорошо ли моется посуда. Так же неплохо заглянуть на кухню - просто посмотреть "атмосферу". Конечно не заходить в производственные помещения, а просто заглянуть через дверь - дескать, извините, ошибся!
    А то ведь, если будете скандалить, то плюнуть в салат может и повар и официант. Я вовсе не шучу - это тоже известная месть через чур придирчивому клиенту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, времена давно изменились. А тред рестораторов привела, как пример того, что люди внутри бизнеса столкнулись с привычками коллег. Причем, они сами были удивлены.
      Сейчас блюда не приносят все сразу, как это было при совке.

      Удалить
    2. Вы немного не поняли - блюда и при "совке" не приносили все сразу (были номативы времени подачи блюд). Тут у официанта другая задача: приносить блюда достаточно быстро, чтобы на столе создалась видимость "загромождения". Тогда ему можно спросить у клиента: "Унести можно, а то ставить некуда".
      И времена не изменились - заграницей в ресторанах тоже "балуются", но там , как правило, хозяин следит 7\24 :)
      P.S. А вы тоже боитесь Летучей? Она же пока по квартирам не ходит...

      Удалить
    3. При совке как раз имели привычку приносить всё сразу. И после перестройки, когда наши туристы поехали в Европу официанты во Франции удивлялись, что русские просят принести всю еду сразу.
      Сейчас тебе блюдо не принесут, пока ты не доел. У нас так. Более того, я могу отправить обратно, если оно не ко времени.
      Меня передача просто мотивировала проверить, где у меня пыль.

      Удалить
    4. Не хочу спорить - у вас свой опыт, у меня - свой. Мой опыт - изнутри. Никогда не видел, чтобы наши заграницей просили принести всё и сразу. Такая подача блюд практикуется в Китае и в Корее. Блюда подаются по мере приготовления и десерт могут принести вместе с салатом. Причем, я зная это, специально просил соблюдать порядок подачи - но тщетно!
      Могли ли наши туристы попросить всё и сразу? Ну только если очень спешили или это были туристы "из Тагила" (условного!). Ещё раз повторюсь - в советских ресторанах был норматив по времени подачи блюд. И в нормальных ресторанах он соблюдался. Но что вспоминать - это ведь прошлое и оно никогда не вернется. Для вас это - проклятый совок, для меня - обычная жизнь, далеко не идеальная, но... Сейчас, кстати, всяких мерзостей в жизни гораздо больше.
      Вы и правда рискуете отправить официанта с несвоевременно принесенным блюдом обратно? Я лично наблюдал как в Германии такому придирчивому клиенту плевали в тарелку. Это повсеместно в мире, не подумайте чего. А если и не плюнут, то неужели вы думаете, что вам принесут новую горячую порцию? Скорее всего это будет та же самая тарелка, в лучшем случае согревавшаяся в мармите.
      А как вы себе представляете: вот клиент требует отнести блюдо назад на кухню, что делать повару с продуктами? Вам подать свежее через 15-20 мин., а это в помойку? за чей счёт?

      Удалить
    5. Не знаю про нормативы, но перерыв между подачами в советских заведениях был большой, поэтому просили принести всё сразу. "Тогда придется подождать" - "А мы подождем". Потому что не хотели сидеть над пустыми тарелками по полчаса. Плюс еще любили "второе и салат" есть одновременно.
      У вас все везде плюют. Как вы в общепите-то едите при такой подозрительности. Я не хочу. чтобы еда стояла и стыла на столе. Мне ненужна новая порция, достаточно, если эту порцию они поставят на на мармит или у плиты, да хоть в микорволновке разогревают. Бывает, что еще не в том порядке приносят - горячее вместо супа. Простите, но я за это деньги плачу.
      И да, если клиента не устроит блюдо, он имеет право за него не платить. Ответ на ваш вопрос "за чей счет". За счет ресторана. Нельзя брать деньги за плохо оказанные или не оказанные услуги.

      Удалить
    6. YuriKr, у меня тоже бывает такое что прошу подогреть, но нетронутое блюдо и воспринимается это нормально. Как правило везде спрашивают что и когда принести и предупреждают насчет задержек. Но я обычно источаю благожелательность с официантами и всегда оставляю на чай, пусть и немного. Но что вы хотите сказать я понимаю. Есть категория людей которые начинают компостировать мозг, только взяв в руки меню.

      Удалить
    7. 2 YuriKr: пытаюсь представить совет заглядывания в посудомоечную на практике, учитывая, что ее из зала, к счастью, обычно не видно. То есть, вы входите в ресторан, хостесс провожает вас к столику, а вы простите экскурсию по подсобкам. Или садитесь - и тут же подрываетесь бегать не в те двери и извиняться. При этом на официантов нужно бояться даже взглянуть косо, а то мало ли что. Все-таки таким подходом остается только "Едим дома" :) Ну, или ближайший ларек с шавермой: тарелок нет, остатков нет, посудомоечной и официантов нет - проблем тоже нет.

      Удалить
    8. 2 змея скарапея: У YuriKr представления о сервисе унследованы из совка. Вы платите деньги за услугу, вы имеете полное право просить, чтобы она была предоставлена в том объеме и качестве, в котором заявлена. И если ресторан портачит - приносит холодное, приносит не то, что заказывали, качество не соответствует (десерт, замороженный в камень, не пойдет, как и холодный суп), это проблема ресторана, а не "вредность" клиента. В нормальном месте вам все поменяют без проблем и еще и извинятся. Попросишь подогреть - подогреют. Ни разу не было проблем.
      Вот интересный комментарий нашла
      адежда, мой муж работает в ресторане, у них принято подавать салат в течение 10-15 минут. Горячее, в зависимости, есть ли в заказе салат от двадцати до сорока минут. Гость имеет право отказаться от блюда, если оно не было подано в обговоренный срок. Компенсацию можно требовать в случае, если ингредиенты не совпадают с тем, что в меню, при этом, гость имеет право съесть 25% или 30% блюда.

      Удалить
    9. У меня пока тьфу-тьфу, дорогая редакция именно с сервисом проблем было мало. С самими заведениями бывало. Был случай, мы уже с мужем сделали заказ, и я пошла первая в туалет. И там я увидела такой треш, что вышла и сказала, что здесь есть не буду, пойдем-ка. А с сервисом нет, особо не было. Было такое что в пиццерии которую я пару лет подряд ежедневно посещала, я забраковала салат, усомнилась в курином филе. Мне без вопросов заменили на другой, с извинениями. А ретроспективно я понимаю, что дело может было не в филе, а в моем изменившемся восприятии вкусов.

      Удалить
    10. Это все и есть сервис - грязный туалет, например.

      Удалить
    11. Я сервис воспринимаю больше как человеческий фактор. С недавних пор также отношу сюда условия для детей: раскраску чтобы скоротать ожидание, какие-то блюда вне меню типа подогретое молоко или просто яблоко. А туалет это как базовая функция.

      Удалить
    12. Ресторан - предприятие сферы обслуживания. Это всё сервис. Можно выделять еду, как главное, а остальное как сопутствующее, но состояние туалета, вежливость, скорость, интерьер, посуда, наличие солонок и салфеток - это все входит в сервис. Вы за это платите. Все это существует на ваши деньги.

      Удалить
    13. "..Все это существует на ваши деньги.."

      Конечно же это совсем не так. На "ваши" деньги существуете только лично вы. Все остальные существуют на их деньги. И это оч big mistake до сих пор думать, что от "ваших" денег что-либо зависит.
      Нет.

      Удалить
    14. Никаких "их" денег нет, за все платит клиент-нищеброд, конечный потребитель. У нас простые деловые отношения - я должна ему заплатить, он мне - предоставить услугу.
      Что же до вложений в "бизнес", то один ушлый бизнесмен в 90-е сказал "кто ж в бизнес вкладывает свои!".

      Удалить
    15. Вы противоречите сама себе. Попробуйте перечитать собственный текст еще раз и не разговаривать сама с собой о чем-то, никому не понятном и не интересном.

      Удалить
    16. Если бы я вас не знала много лет, то решила бы, что это хамство. Хотя это оно и есть.
      Проще - неверно предполагать, что предприятие сферы обслуживания не зависит от конечного потребителя и его денег. Неверно предполагать, что конечный потребитель ходит в эти заведения просто отдать денег и не требовать за них ничего.
      Если подняться в обобщении ступенькой выше, то бизнес как правило существует на чужие деньги. Не "их", а "чужие". Считайте, что это такое философское понятие.

      Удалить
    17. Я открыл пять или шесть старых постов и по паре слов взял оттуда из ваших же коментов. Никакого хамства.

      Однако, опираясь на свой и чужой общепитный опыт замечу, что никто не употребляет больше чужой слюны чем те клиенты, которые считают - и чаще вслух - что конкретный общепит существует на их деньги.
      Даже не знаю, как еще короче выразиться.

      Удалить
    18. Я пишу такое, когда комментарий не имеет отношения к теме поста и другим комментам. Сечас это было не так.

      Я считаю, что отношение к потребителю у нас унаследовано из СССР, когда "вас много, а я одна" и швейцар был главным. Безусловно, есть вредные, скандальные люди среди клиентов, но чаще ситуация обратная и описывается простым тезисом "Платите деньги, а мы вам ничего не должны". У клиента еще и культивируется стокгольмский синдром - "знаем мы таких! заказали на копейку и еще выпендриваются, мозг клюют" или как вы говорите, "употребляют чужую слюну". Если я в магазине покупаю вещь, а она бракованная, я могу сдать её обратно, потому что такова суть этой сделки - мне продают неиспорченную вещь. Если я покупаю услугу, а её мне не оказывают, я могу настаивать на том, чтобы она была оказана. И для этого как правило вовсе не надо скандалить и ругаться. Можно просто вежливо попросить.

      Удалить
    19. to YuriKr: была как-то за кулисами большого ресторана, где проходил банкет человек на 200. У них стоял там черный пластиковый пакет гигантский, куда кидалось все: недоеденное из тарелок, недобитое прямо из бутылок, разбитое из посуды, салфетки и проч. Ни одной крошки или капли не пронесли мимо этого пакета. Может, не везде такое расточительство приветствуется, поэтому салатные оливки я обычно не ем)

      Удалить
  5. вот продолжение истории - теперь расследуют саму Летучую: http://www.newizv.ru/society/2016-12-14/250152-lena-letuchaja-sama-postavljaet-produkty-v-restorany.html#top

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно, питерский, ныне покойный "Дети райка" - родственник московского, от которого выступает Турова? Местный был с отвратительной кухней - меню дурацкое, еда невкусная. И одна из самых плохих пицц из мною еденых.

      Удалить
    2. У обоих "Детей Райка" одни и те же хозяева. Москвичи открыли тут филиал, но как-то не угадали.

      Удалить
    3. Но там было реально плохо с кухней. Не знаю, кто у них её ставил, но это было малосъедобно.

      Удалить
    4. Не была в московском, но кухня вроде оттуда. В пресс-релизе выглядела примерно так: "В меню «Детей райка» пока внесли большинство московских хитов — хумус трёх видов, фалафель, похлёбка из баранины, несколько видов пиццы, салат Sracetti с жареной говядиной и рукколой и домашняя паста. За итальянские позиции отвечает шеф-повар Стефано Казалбордино, который на постоянной основе работает в Москве. Блюда израильской кухни местных поваров научил готовить Александр Пеппер-Левин, который сейчас служит в армии Израиля", но впечатлений, совершенно точно, не оставила никаких.

      Удалить
    5. Во-во, я и говорю - дикое меню, гастрономический хаос. Но только не мог, ну никак не мог итальянец им поставить такую пиццу. Это была среднерусская лепеха из муки дай бог Макфа. Это то, что я запомнила. Моя приятельница не доела суп, а она фанат вообще любых супов.Остальное не помню, но мы ушли в другое место.

      Удалить
    6. Опять же, зачем этот хумус с фалафелью? Если ресторан хочет кормить вкусно или просто нормально, надо готовить местную еду и не выделываться. Если попробовать дома повтроить хачапури по-аджарски, это будет лепешка с яйцом, а в Батуми это божественная амброзия. Пусть научатся хорошо гречку варить и то больше толку будет.
      В приготовлении аутентичной пищи важно ьуквально все. У нас в городе учатся китайцы. Так они из дому рис заказывают. Им ничего из местного ассортимента не подходит.

      Удалить
    7. > похлёбка из баранины

      вот вам и оне сами всё сказали про свою компетенцию
      похлебка по определению - овощной отвар без мяса
      какая вжопу похлёбка из барана?!

      Удалить
    8. 2 yellowrobot3: факт. Но тут я бы на заведение сразу не нападала - может журналисты, перепечатывая пресс-релиз, вспомнили про совесть и решили "порерайтить" текст. Хотя вряд ли, конечно.

      Удалить
    9. 2 змея скарапея: У нас принята тут разная кухня, а фалафель вообще в моде. Вот мешать фалафель с пиццей в одном меню - это немного дико. И уж если взялись за пиццу, то нет проблем купить здесь итальянской муки, и печь иметь нормальную, пусть электрическую. Экономят на ингредиентах. Уж в моей любимой Тратории, которая вообще в ресторанном дворике, нормальная пицца для такого заведения, и в разы лучше, чем была в Детях райка. Тоже итальянцы ставили. Я уж не говорю про Little Italy, где она близка к идеалу - с горелыми краями, все как положено. А уж для хумуса у нас нута завались тут, какого хочешь.

      Удалить
    10. 2 corpuscula: именно LITTLE Italy, на Итальянской которая? У нас не сложилось с ними и я теперь удивлена и думаю, не попробовать ли еще раз.

      Удалить
    11. Она. Само заведение так себе - тесное, шумное, раздолбайское, кухня прямо под боком. Не рассидишься. Но там пиццу делал немолодой итальянец. Так вот там была правильная пицца.

      Удалить
    12. Вот да. Вспоминала и поняла, что ощущение какого-то общего неуюта и отвлекло внимание от еды.

      Удалить
    13. Ага. Там еще интерьер такой провинциальный. Но если итальянец еще на месте - пицца годная.
      Остальное не помню. В пределах нормы, какая-то обычная еда.
      А я была в Чаке и он мне очень не понравился.

      Удалить
    14. 2 corpuscula: ого. Очень печально и жаль про Чак. У нас тут прямо фан клуб их бургера с лопаткой и стейков. А чем они насолили?

      Удалить
    15. Да не, всё как обычно. Дурацкая привычка для раздувания собственного СЧВ уверять, что без резерва никак в пустом зале, а потом, заглянув в журнал, где только одна запись, сказать, что они меня так и быть покормят, но только у меня всего 2 часа (??? что там делать два часа?). При том, что у них кроме столиков есть еще места за стойкой. Это глупо выглядело. Я вообще считаю, что заведения, где вас встречают вопросом "А вы заказывали?", должны быть закрыты.
      Брала бургер, который с кусочками говядины. Бургер высокий, в рот не лезет, куски говядины не на один укус, всё это вываливается. Они приносят приборы, но есть бургер ножом и вилкой я считаю извращением. Он не под это придуман. Но даже если бы я попыталась это сделать, то было бы еще хуже - дно их аллюминиевой кюветы выстлано бумагой, которая от соуса размокает и рвется. Есть куски бургера в перемешку с мокрой бумагой чё-та не хочется. К бургеру салат коул сло. Так вот осенняя капуста для него не годится - она сильно горчит. Капуста овощ сезонный и вкусная бывает летом, молодая салатная, и после заморзков - когда идут плотные белые качаны. А тут еще и качан неудачный видимо. А я еще вина брала, так в сочетании с этим салатом вообще стрихнин какой-то. Горечь исказила вкус.
      А еще я была без очков и мне их меню, написанное плохо читаемым шрифтом в полумраке было не прочесть. Я попросила официанта, который без энтузиазма, но всё же помог. То есть, мне приходилось тыкать просто в строчку и спрашивать "А это что?".

      Удалить
    16. 2 corpuscula: ну собаки. Если с бумагой и размером бургера есть такое (с моей стороны это им просто прощается, потому что люблю бургер), то отношение официантов неожиданное: у них вроде была масса рвения раньше. Или устали или поменялась часть команды.

      Удалить
    17. Уважаемая Редакция, подскажите, что за пицца в ресторанном дворике? Вы писали, что в районе Сенной, но подскажите, пожалуйста, где. Я была в ресторанном дворике в тц у рынка, там сине-белый, кажется, отдел с пиццей и джелато, вот мороженое очень вкусное было, а пиццу не пробовала. Вдруг многое упускаю...

      Удалить
    18. Она самая, сине-белая - https://corpuscula.blogspot.ru/2016/07/blog-post_72.html
      Там тоже гастеры за стойкой стоят, хотя по осени стоял итальянец. Там пицца и кальцоне очень приличные, особенно для такой ценовой категории, а вот кофе был хреновый совсем (что меня прям удивило). Остальное не пробовала.

      Удалить
    19. Вы меня извинити, канечна, но ё̶п̶а̶м̶а̶м̶а̶ вот салат срачетти в пресс-релизе — это такое чудо пиаразма что ли? Я вот не поленился погуглить, что за салат-то такой. Оказалось, что есть салат stracetti, а вот салата, сорри, срачетти нет. Просто новый виток Эвелины Вау какой-то.

      Удалить
    20. 2 corpuscula: да,да, она, спасибо) попробую при случае пиццу

      Удалить
  6. судя по описанию, эта передача вообще не про качество, а про публичное унижение. ни у кого, наверное, нет иллюзий в отношении общепита. просто, типа, приятно посмотреть как очередного персонажа раскулачивают. это так, сопутствующие мысли)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кто как. Мне было интересно посмотреть кухню Комма. И я была удивлена, что у Бонтемпи тоже есть гастарбайтеры.

      Удалить
    2. не спорю, что у зрителя мотивы могут быть разные, но у авторов программы-то вряд ли. подозрение, что куда бы ты ни пришел, тебя везде хотя бы немножечко наебут - это же нац. черта характера) это и суть и цель передачи, по-моему. хозяйка - блядь, пирог - говно, ну и так далее.

      Удалить
    3. Я об этом и пишу в посте - жанр называется "торговля страхом". Невротизируют зрителей с помощью таких передач, потому что зритель любит пугаться и говорить "а я говорил, что все сволочи".

      Удалить
    4. дак я и согласна. просто активно киваю так)

      Удалить
    5. "эта передача вообще не про качество, а про публичное унижение"
      Вот да.Неприятное зрелище.Слышала давно про "Ревизорро",но посмотрела только когда видео про Одессу-маму в ленте появилось.
      Во Франции тоже такие передачи есть,"Cauchemar en cuisine" например.Но там в эпизодах не кричат "а,маркировки нет!",там ведущий-шеф оценивает уровень пиздеца,тыкает в него,иногда жестоко и помогает решить проблемы,иногда с помощью психологов:)

      Удалить
    6. Есть же еще франшиза передачи с Гордоном Рэмзи, "Адская кухня" что ли, где он на всех орет. На тоже Пятнице это "На ножах" с Ивлевым. Там формат такой, что надо специально орать, потом повара из забегаловки осознают воспитательное воздействие и все мирятся и обнимаются, когда у них случается Успех. Это шоу.

      Удалить
    7. А это и есть фр.адаптация "Ramsay's Kitchen Nightmares",её тоже кажут:),но предпочитаю французский вариант,уж больно у Рэмзи всё театрально.

      Удалить
    8. Точно, "Кошмар на кухне" - так по-русски называлась.

      Удалить
  7. Мне удивительно, на каком основаниии Летучую пускают на производство (еды). У нас (работаю в кафе-кондитерской) в цех могут зайти мчс, скорая помощь , сантехник/электрик - при условии, что их вызвали. Эти условия прописаны в должностных инструкциях, и ни один посторонний не зайдет. Сразу будут вопросы - документы, удостоверяющие личность+ мед.книжка+прививочный сертификат. Просто так, даже в халате и шапке, никто не сможет зайти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я выше отвечала - говорят, что у неё есть и в прошлых сезонах она показывала персоналу ресторанов.

      Удалить
  8. О, буквально вчера слышала из первых рук про осьминога с "какими-то червячками внутри" которого пустили в дело и про рыбу внутри которой была игла от шприца.
    "Как страшно жить" (с) :)

    ОтветитьУдалить
  9. В перчатках неудобно пользоваться смартофоном, поэтому я за них на раздаче и сервировке. Хотя у тебе пирожок могут дать рукой в перчатке, и ей же деньги забрать, дать сдачу Гастарбайтеры в Италии на кухнях тоже не редкость, пакистанцы и китайцы, в обычных тратториях, остериях, не претендующиз на гвоздь сезона. Мне недавно пиццайоло соотечественник попался,тепеоь могу сказать, что кватро формаджи пассатой не испортить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь удивило присутствие гастарбайтеров в дорогих ресторанах. А так-то они тут, как я догадываюсь, вообще везде. В гинзовской столовой "Обед буффет" весь состав за пару лет изменился.

      Удалить
    2. Знакомый, работавший в местном видвом ресторане, достаточно дорогом, рассказывал, что гасторбайтеры появились на кухне вот с этим кризисом - примерно год назад. И что вообще ресторанам пришлось ужаться очень сильно, даже тем, у кого крайне внушительный средний счет.

      Удалить
    3. Всегда были. Видимо только в дорогих год назад.

      Удалить
    4. Нет, их правда стало очень много, почти в каждом заведении. И раньше их держали на кухне, а сейчас и за стойкой и на раздачах в модных столовых (у нас есть модные хипстерские столовые).

      Удалить
    5. 2 fms: так о дорогих и речь - Редакция упоминала, что именно в них присутствие гастарбайтеров удивило. В остальных-то понятно.

      Удалить
    6. Есть очень милый фильм про пафосный московский ресторан Пушкин "Пока ночь не разлучит нас". Там как раз одна из сюжетных линий про гастеров на кухне.

      Удалить
  10. Почитайте Энтони Бурдена "О еде строго конфиденциально" И о гасторбайтерах на кухне, только в Америке это мексиканцы и о том в какой день недели что можно заказывать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пришел сюда оставить этот комментарий. Мексиканцы, зэки, алкаши, наркоманы...

      Удалить
    2. Да не то слово. Как их земля носит...

      Удалить
  11. Судя по книжке Kitchen Confidential Бурдена, гастарбайтеры везде. Ну и чистить и строгать овощи дело нехитрое, не обязательно знать, что строгаешь их "жульеном".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну как-то он должен понимать, как именно строгать. Просто они по-русски плохо говорили.
      Впрочем, я теперь думаю, что нам излишне мифологизировали профессию "повар". Чуть ли не люди с тончайшим вкусом и энциклопедических знаний. А это в большинстве своем просто гастарбайтер, который строгает свой овощ согласно технологическим картам, которые когда-то были просто куплены в каком-нибудь "стоке технологических карт".

      Удалить
    2. Они обычно по-русски понимают, но говорят плохо. Когда я работала в общепите 5 лет назад, у нас были узбечки только на уборке и мойке, нормально им можно было объяснить про весь аcсортимент средств, температурные режимы и т. д. Так что объяснить, что кубиками строгать, а что соломкой тоже можно.

      Про проверки роспотреба мы кстати всегда знали заранее, даже про "внеплановые" и все было оплачено, несмотря на то, что мы заранее отдраивали ресторан с десятикратным усердием, потому что требования очень строгие и без взятки могли придраться, к чему угодно. Например зимой сразу после гостя ватной палочкой по полу провести и сказать, что норма бактерий превышена.

      Кстати с тех пор, как они стали возить всякие образцы на анализ, заметила, что каждый раз честно говорят, что кишечных палочек и прочей заразы даже в самых гадюшниках не нашли, хотя в конце всегда говорят, что бактерий очень много и все равно все опасносте.

      Удалить
    3. Я и говорю - найти Страшную Грязь в белых перчатках не сложно. Меня беспокоит только качество и хранение продуктов. И вкус, конечно.

      Удалить
  12. Не могу назвать себя гурманом и активным пользователем, но за границей наклейка Трип адвизор почти всегда обещает нормальную, вкусную еду. А в Москве даже заоблачный ценник - её ни разу не гарантирует. Мне кажется, в Москве места с хорошей кухней передаются из уст в уста. А если там еще и счет приемлемый - то очереди даже в кризис стоят. В итоге, передача беспроигрышная. Её с удовлетворением смотрят и те, кто тупо не может себе ресторан позволить и те, кто регулярно обманывается в ожиданиях. Ну и "торговлю страхом" конечно никто не отменял.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Два тупейших правила московского общепита:

      1) Стоимость никак не связана с качеством еды, хотя как правило связана с местоположением и пафосом заведения.
      2) Приличная еда в сетевых заведениях, длительно находящихся на рынке. То есть, в Шоколадницу, Якиторию или даже Теремок можно заходить без особых задних мыслей, будет простенько, но вкусно.
      3) Все остальное - лотерея, посещать только задав ясеню вопрос в форме " говно" и не получив ответа.

      Удалить
    2. В Якиторию нельзя. Нельзя есть в сушечных.

      Удалить
    3. 2 corpuscula: а где есть японскую кухню?

      Удалить
    4. Боюсь, в Японии.
      На самом деле просто нельзя есть суши, потому что это, конечно, черт знает что. У нас нет нормальной свежей рыбы. А так простенький стритфуд: таяки в таячечной у Сенной, рамен, наверное, на Малой Морской, еще в "Этажах" такаяки были. После того, как я насмотрелась всяких фильмов про японскую кухню, особенно про кайсеки, я поняла, что тут что-то японское можно есть только из баловства. Хотя в нашей таячечной я видела японца - он с любопытством ел местную версию таяки.

      Удалить
    5. 2corpuscula: Во-первых, там есть много других вещей, кроме суши, которые действительно нельзя. Во-вторых, даже выбор суши у них тщательно ограничен наиболее безопасными вариантами, в частности они избегают использовать сырую рыбу. Естественный отбор кроет аутентичность как бык овцу.

      Удалить
    6. 2Usha Kiry: японская кухня - это не обязательно суши. Я много лет назад была в японском ресторане (в Москве), 9 этаж гостиницы "Бега", там обедали японцы в костюмах, из чего мы сделали вывод, что ресторан достойный, раз сюда приходят работающие в Москве деловые японцы. Так в меню не было суши вообще. Я не помню, что было и что мы брали (помимо саке), но суши не было.

      Удалить
    7. 2 Yunkas: естественно, не только суши, но среднестатистического местного потребителя интересуют прежде всего суши и роллы все же. Что касается московского ресторана, то вполне может быть, что отсутствие суши и роллов продиктовано отчасти отсутствием подходящих по цене/качеству (свежести) исходных продуктов.

      Удалить
    8. Да, понтовые рестораны в Мск это точно не про еду)). А сетевые в последнее время ценник подняли и легче зайти в "Филиал", "Кризис жанра", "Крабс", "Хачапури" и т.д. Где практически за те же деньги получишь то, что не всякий дома может приготовить. По моим ощущением в Питере с этим делом еще лучше. Причем в разы.

      Удалить
    9. а мне кажется, нельзя есть в сетевых. сколько раз пробовала-не вкусно, сервис ужас, цены завышены. не знаю, как со свежестью продуктов, но вкус-цена-уровень сервиса хромают, и это много где в сетевых заведениях, именно в ресторанах, кафе. в фастфудах с виду получше, но на кухни я не заглядывала.

      Удалить
    10. а в Питере, да, очень много хороших мест-одиночек, которые открыли энтузиасты-не-рестораторы и держат год-три-пять, стараются. там не дорого, вкусно, дизайн симпатичный и сотрудники улыбчивые, разговорчивые. Обожаю такие кафе находить)

      Удалить
    11. Японская кухня - "Марукамэ" же! Это японская сеть, с качеством все строго. Суши нет в принципе.

      Удалить
    12. 2 Usha Kiry
      В Спб на Адмиралтейской - Ярумен, владеют и готовят японцы, но там нет суши. Основное: рамен, карри и всякие закуски в темпуре, и очень вкусный чай сенча насыщенного зеленого цвета (именно сенча, а не маття). А еще там в туалете настоящий японский унитаз с пятьюдесятью кнопочками.

      Удалить
    13. Ярумен - это же и есть раменная на Малой Морской? Она рядом с Адмиралтейской.

      Удалить
    14. Еще на Невском рядом со ст м Маяковская под вывеской ресторан Ла Пресс есть заведение с японской едой (не Ла Пресс). Там дают эти шарики с осьминогом, забыла, как называются.

      Удалить
    15. Да, это она, невнимательно прочитала.

      Про заведение на Маяковской не знала. Шарики-такояки.

      Удалить
    16. Singularia Tantum, в Марукамэ зато роллы у кассы продаются. :) Классический набор (филадельфия, калифорния, с авокадо) всегда в наличии.

      Удалить
  13. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  14. санкнижки, честно говоря, гарантируют разве что отсутсвие вич и гепатит, и то, не точно. можно честно пройти всех врачей, а можно элементарно купить, некоторые заведения покупают своим работникам массово и централизованно.

    ОтветитьУдалить
  15. я еще после своего комментария к предыдущему посту подумала, что мед. книжка - как раз самое простое и наверняка вот этим то они обзавелись. Но ведь они не просто находятся и снимают на кухне (пусть даже и с соблюдением сан.норм и техники безопасности), но еще они открывают шкафы и холодильники и все оттуда достают.

    Следующим шагом будет пойти в бухгалтерию и начать рыться в шкафах в поисках накладных, когда тот или иной товар был получен, а что, тоже забота о потребителе, ведь маркировку могли и переделать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут два момента: санкнижка и спецодежда дает ей право прохода на кухню, но с согласия владельцев, а этот момент обходится с помощью закона о СМИ - как журналисту, находящемуся на задании, ей не должны препятствовать.
      Насчет бухгалтерии не скажу, но мне было бы очень интересно узнать, где они берут продукты. А то когда я вижу в кулинарном ролике, как шеф дорого питерского ресторана готовит обычную синявинскую курицу (в Москве это была бы петелинская), мне уже не интересно платить за их еду такие деньги.

      Удалить
    2. Извините за занудство, но вообще то книжка и спецодежда не дает автоматически права заходить на кухню (как говорится. это необходимое. но не достаточное условие). Я по-прежнему считаю, что несмотря на несовершенство закона и серую зону по поводу служебных помещений, она не может так вот просто заходить на кухню, даже формально 1) группа не прошла инструктажа по технике безопасности 2) нет того самого "гнойничкового журнала" (т.е., осмотра перед входом на кухню) 3) я не случайно в предыдущем комментарии сказала "давайте предположим, что это частная собственность", т.к. вообще непонятно, как журналист, даже выполняя задание (хотя это тоже сомнительный пункт, мало ли кто и какое задание ему дал и почему сразу надо пасть ниц) может проникать на территорию частной собственности, если это не территория, доступная широкой публике.

      ну и конечно, для меня большая разница - просто ли они снимают или суют свой нос в шкафы и холодильники, ну не поверю я, что это оправдано журналистским заданием.

      не поймите меня неправильно что я защищаю рестораны, факты про кочующие листья салата и помидорки и про "восстановленное" (уксусом) мясо - просто отвратительны.

      Удалить
    3. почему то пропала последняя часть фразы "но и она не менее отвратительна"

      Удалить
    4. Нет, как раз залезание в холодильники именно журнаистским заданием оправдано, но я не уверена, что разрешено правилами. Ведь даже сами сотрудники кухни не имеют доступа к определенным зонам, кроме тех, кому разрешено. Но с "Ревизорро" судились, и суды были из-за деловой репутации и недостоверной информации, а не из-за проникновения на кухню. Я думаю, юристы не пропустили бы такой шанс, если бы это было возможно.

      Удалить
  16. на самом деле, проект Лена Летучая идет дальше.
    https://meduza.io/news/2016/12/15/veduschaya-revizorro-elena-letuchaya-otkroet-set-kafe - вот здесь и еще в других местах говорится, что она откроет сеть ресторанов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага. Но вот это она зря.

      Удалить
    2. С нетерпением жду выпуска Ревизорро из ресторанов Летучей. )))

      Удалить
  17. Ну мне то сразу было ясно, что или это простая игра на публику и фальшивка, или же всю съемочную группу давно посадили бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как вам удалось сделать такой вывод? Вот в апдейте и комментах уже выяснили, что находиться на кухне она может, тут всё законно. То, что в ресторанах продукты хранят кое-как - мясо с рыбой, ложки в контейнерах, а полуфабрикаты держат по трое суток, тоже. Мобильники, пыль на белой перчатке и проч - это мелочь. А вот с продуктами - это важно. И гастарбайтеры в таком количестве меня смущают.

      Удалить
    2. Оказывается с "Ревизорро" рестораторы уже судились и выигрывали. http://www.rbc.ru/business/17/12/2015/567159539a79476c44c3fd1f

      Удалить
    3. Я посмотрела решение суда. Выиграли, потому что она для драматизма наговорила в передаче неправды. С ней судились не за то, что она пришла и проверяла, а за то, что сказала под запись вещи, несоответствовавшие действительности:

      В частности, порочащими деловую репутацию ресторана «Роял Бургер» и не
      соответствующими действительности являются сведения в следующих выражениях:
      «...поэтому вы травите людей машинным маслом...» (1:09 минута сюжета); «Торты у
      вас все давным-давно уже испортились1» (2:32 минута сюжета) «вы вообще знаете, что
      у вас в холодильнике вот эти торты в больших упаковках давным-давно уже
      просрочены» (6:43 минута сюжета): «просроченные булки, просроченные торты на
      которых просто перебивают маркировку и продают гостям» (7:46 минута сюжета); «..я
      уверенна, что здесь есть какие-нибудь тараканы» (5:57 минута сюжета): «все булочки
      для чикенбургеров, роялбургеров были просроченные» (8:33 минута сюжета). «...а я не
      говорю уже про картофель фри, который вообще непонятно валяется на полу валяется
      вместе с мясом вот так «киша-миша» (8:40 минута сюжета);

      Удалить
    4. Это да. Значит с юридической точки зрения стороны ничего кроме вреда деловой репутации друг другу предъявить не могут. Сначала повара Ревизорам. Теперь Ревизоры им. (если конечно действительно пойдут в суд). Программа идет последний сезон. Рейтинг "Пятницы" медленно, но верно растет. "Газпром-Медиа" считает Картозию гениальным (не исключено). А Летучая откроет ресторан. Десерты в студию.

      Удалить
    5. Ну да. Так что все претензии крутятся только вокруг "за базар ответишь".

      Удалить
  18. По поводу гастарбайтеров очень точно сказано. Более того, в силу кошмарного несоответствия зарплаты и 12-14часовых нагрузок в 40'жаре,стоя на ногах, большинство поваров, частенько и су-шефоф, сидят на фене, чтоб выдерживать смены и работать по 2-3 недели без выходных. Практически повсеместная картина - это 14 часов в аду, затем 8местный хостел, и ребята на дешёвых стимуляторах неделями без выходных. Великие шефы любят вспоминать о своих страданиях в начале карьеры, но правда в том, что в таких условиях ни один гастро энтузиаст долго не выдержит, потому среди этих гастарбайтеров сумасшедшая текучка

    ОтветитьУдалить
  19. Как уже обсудили в треде, мне тоже не понравилось (1) качество/способ хранения продуктов. Рэмзи, не смотря на свой ор, подробно объяснял, что и как сильно портится от неправильного хранения или заморозки. (2) Персонал с таким лицом, будто они заблудились. (3) Линия защиты ресторана в соц сетях. Типа, мы, со светлыми лицами, готовим для таких же светлых, и не лезьте в наш уютный междусобойчик своим свиным рылом.

    ОтветитьУдалить
  20. Камеди Вумен - Елена Летучая в придорожном кафе https://www.youtube.com/watch?v=wPU4D3Sr4mw

    ОтветитьУдалить
  21. Хочу сказать спасибо комментаторам посоветовавшим Kitchen Confidential. Проглотил книжку за вечер, оторваться невозможно.

    Про гастарбайтеров в штатах автор писал что без нелегальной, дёшевой силы рестораны бы вообще не проятнули. и что для шефа знание испанского практически обязательно, и ещё хорошо бы понимать культуру и отношения между странами, вроде эквадорцы могут не любить кубинцев и тд.

    Интересно как у вас - является ли русский скрепой или шефы тоже учат таджикски или узбекский

    ОтветитьУдалить
  22. Можно я вступлюсь за передачу "Еда живая и мертвая"? Это совсем не желтая программа, где орут "вас травят!!" Это прекрасная научная журналистика, так же как и прога "Чудо техники", которая выходит тоже в 11 утра, и ведет ее тот же чувак Сергей Малоземов. Даже удивительно, что такое выходит на НТВ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Она значительно менее истеричная, чем "Теория заговора", но они тоже там манипулируют и небрежны с фактурой. У НТВ была правда совсем запредельная программа, по-моему, называлась "Всероссийская история обмана" или что-то в этом роде, вот там уже был атасьон.

      Удалить
  23. Воспрепятствование деятельности журналиста определено абсолютно точно ст. 144 УК РФ. Объективную сторону данного преступления составляют действия (бездействие), заключающиеся:

    а) в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению определенной информации;

    б) в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к отказу от распространения определенной информации.
    Так что ни одна коммерческая фирма не обязана пускать каких-либо журналистов не в общественные места.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. если обобщить, то никто не может обязать частную структуру и физлицо предоставлять журналистам какую-либо информацию. свобода сбора и распространения информации журналистом заключается, если грубо, только в одном - его не посадят/не оштрафуют за это.

      Удалить
    2. Но есть и другое:

      Журналист имеет право:

      1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

      2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

      3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

      4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

      5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

      6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

      Где-то тут и пытается втиснуться "Ревизорро". Именно втиснуться.

      Удалить
    3. Это Статья 47. Права журналиста, если что.

      Удалить
    4. Вот тут даже более широко трактуется - http://mmdc.ru/consulting/common/professional_nye_prava_zhurnalista/

      Удалить
    5. Я - журналист, и права свои знаю. Как и права "той стороны". В полиции, суде и прокуратуре мне их очень популярно и доходчиво объяснили. П. 1 говорит только о том, что может журналист, а п. 2 чётко прописывает, кто именно обязан журналисту выполнить п.1. Это закрытый список,частных контор и физлиц там нет. Попытки всунуть туда коммерческие структуры ничем не подкреплены. П.4 касается опять же госорганов. Это они могут дать информацию, документы и тыды о частной структуре, убрав оттуда тайну. Пример - судебные решения, постановления всяких контрольно-надзорных органов и т.п.
      Центр защиты как-то интересно соотносит право искать, запрашивать, получать, распространять информацию и доступ к информации. Это не полные синонимы, и нет такой нормы ни в одном законе, который обязывал бы частную структуру обеспечивать доступ журналиста к информации.
      Меня очень удивляет, что никто именно вот так не окоротил "Ревизорро". Магия какая-то!

      Удалить
    6. кто именно обязан помочь журналисту выполнить п.1.

      Удалить
    7. Я привела пример, какими аргументами могут оперировать юристы "Пятницы", чтобы сделать программу "Ревизорро" возможной. Чтобы понять, как и почему Ревизорро не попали под суд, надо рассматривать, чем они аргументируют с точки зрения закона свою деятельность.

      Удалить
  24. Сколько было сломано копий по поводу съемок в Торговых центрах и на рынка. Частная ведь территория. Но в итоге - Закон о СМИ позволяет это делать, а все кто мешают - нарушают закон. Нахрапистая съемочная группа и в магазин в ТЦ зарулить может и даже в подсобку. Попробуй их остановить, когда снимать начинают с порога. Скандал - однозначно. Кроме того, в законе о СМИ есть понятие "защита общественных и иных публичных интересов". Не исключено - что Ревизоры этим всегда могут прикрыться в суде. Поэтому никакой магии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Торговые центры и рынки - это общественные места, форма собственности здесь роли не играет. Съемка на территории торгового центра законна.

      Удалить
    2. не весь рынок и не весь торговый центр являются общественным местом. Только торговые залы. Защита общественных и иных публичных интересов тоже не является универсальным и всеобъемлющим понятием. И профессия "журналист" не делает человека экспертом, который может обоснованно и квалифицированно установить, что кто-то нарушил общественные и иные публичные интересы. Это может сделать только суд, причём истцом будет выступать прокурор, оперирующий данными следствия, а не журналистского расследования. То есть, если журналист заподозрил нарушение, он должен обратиться в правоохранительные органы, которые проведут проверку и с её результатами пойдут или не пойдут в суд.

      Удалить
    3. Не весь. Я об этом написала в посте. Но снимать в залах торгового центра можно. Варламов воевал с магазинами из-за этого, всю юридическую сторону тогда подробно обсудили.
      Журналист не обязан идти в суд, он может оповестить о нарушении через прессу. Если вторая сторона считает информацию недостверной, она подает в суд на издание.
      Я смотрела решение суда с Ревизорро по одному из случаев. Выше давали ссылку. Они судились из-за недостоверной информации и выиграли. Но не из-за того, что она прошла в служебное помещение. Полагаю, если юристы истца выбрали этот путь, значит, за проникновение на кухню было не засудить по каким-то причинам.

      Удалить
    4. мой ответ был адресован Rapaxx33, вы-то всё правильно пишете.

      Удалить
  25. магия в том, что Ревизорро врывается в производственные помещения, да ещё и с ограниченным доступом, и никто ещё их на этом основании не прищучил. Мне за это крупно досталось в своё время, и попытки обжаловать действия полиции ни к чему не привели. Более того, как сказали юристы, только благодаря благодушию собственника и полиции мне не припаяли хулиганство и попытку незаконного проникновения, например.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. подсобка, кухня, склад, кабинеты, туалеты персонала, раздевалки и даже задний двор для разгрузки товара и коридоры в служебном отсеке - это всё не является общественным местом. И посторонний, в том числе и журналист, может там находиться только с разрешения руководства. И, кстати, задание редакции - ничтожный аргумент для всех, кроме сотрудника редакции. То есть, наличие задания оправдывает только интерес журналиста, но никак не его попытку куда-то попасть и что-то прочитать/снять без разрешения собственника/руководителя коммерческой структуры.

      Удалить
    2. По первому пункту - все это я написала в посте. У меня тоже возник ровно тот же вопрос.
      У нас два способа узнать, как им это удается (а с ними судились же): спросить у них или, порывшись в законах, вычислить, какой набор лазеек они могли использовать.

      Удалить
    3. возможно, имеют место какие-то договорённости. Не знаю, как в других городах, но в нашем Ревизорро был в совсем не популярных местах, собственники которых не имеют нужных связей. Нужно поискать решения судов, потому что я знаю только про дело о словах Летучей.

      Удалить
    4. Договоренности есть, но, как я догадываюсь, с полицией. Просто в нескольких сюжетах присутсвовал полицейский, который был на стороне Летучей. У меня сложилось впечатление, что Ревизорро договаривается с местной полицией, которая сидит снаружи и в случае возникновения конфликта приходит и говорит, что всё разрешено и у полиции претензий нет.

      Удалить
    5. лишь предположу, что с ними не судятся из за проникновения на территорию, т.к. дело не стоит свеч. Это как если кто-то украдет коробок спичек из магазина, полиция не станет возбуждать уголовное дело, хотя это не означает, что брать спички из магазина - законно.
      (но лень искать статью в УК или административном кодексе, какое там наказание).

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.