1 мар. 2017 г.

A Grand Night In: The Story of Aardman

Я тут оскоромилась и подписалась на Нетфликс - хотела посмотреть кое-какую их документалку, а братцы-пиратцы не посчитали её интересной для выкладывания. Где одна документалка, там и другая, так что сейчас у меня тут будет неделя документального кино. Терпите, чо.

A Grand Night In: The Story of Aardman - поздравительный фильм к 40-летию студии Аардман, места, где родились Уоллес и Громит, барашек Шон и прочие пингвины, пираты, собаки-киборги и свободолюбивые курицы.  В этом году студии исполнится 45. Она тоже олдстер.

Впервые я увидела аардмановские фильмы в те самые 90-е - приятель дал кассету с первыми Creature Comforts и "Неправильными штанами", притащенную с какого-то фестиваля анимационного кино. Но на самом деле с Аардман мы уже все были знакомы по клипу Питера Гейбриэла Sledgehammer, просто не знали, что это они.


Британская анимация при скромных размерах студий и небольшом количестве производимых фильмов по сравнению с американскими или японскими точечно пробилась на мировой уровень сразу с хитами всех времен и народов. "Эстли, Бейкер, Дэвис" достаточно одной свинки Пеппы, чтобы вписаться в историю,  Саймон Тофилд с его котом ветеран и феномен Ютюба, а маленькая студия из Бристоля, основанная двумя хиппи, получила четыре Оскара, памятник пластилиновой собаке в родном городе и статус национального достояния.  


"A Grand Night In" простое, веселое кино, в котором веселые люди от Хью Гранта, Дэвида Теннанта и Мартина Фримена до Мэтта Грейнинга и Терри Гиллиама рассыпаются в комплиментах создателям Уоллеса и Громита, пока на экране мелькают старые фотографии, кадры из хроники и мультфильмов. Давным давно два занудных волосатика Дэвид Спрокстон и Питер Лорд в крохотной комнатке слепили пластилиновую Годзиллу, а потом переключились на человечков - Морфа и его товарищей. А потом (через 10 лет) пришел Ник Парк с незаконченным фильмом про полет на Луну. И с этого момента всё и началось по-настоящему. Аардман уже была известной студией в Британии, но Парк принес то, что стало сердцем анимации Аардман. 


Сам Ник Парк производит впечатление человека застенчивого, смешливого и очень доброго. Мне кажется, что именно эта добрая тональность изменила в студии многое. Потому что у Аардман были и очень странные проекты, вроде довольно противного и злобного Angry Kid. А еще он привнес эту адскую тщательность, с которой в его фильмах воссоздан материальный мир. Это огромные, старательно сделанные декорации, крохотные предметы  и детальная анимация. Надо быть настоящим маньяком, чтобы с таким терпением и вниманием всё сотворить этот маленький, а на самом деле большой мир. 


Самый смешной эпизод в фильме, это когда молодой аниматор Аардман Мерлин Кроссингэм рассказывает, как они делают движение руки - "мы двигаем этот палец, потом немножко следующий, а тот палец идет немного вниз, потом третий палец, в это время два предыдуших...". В фильме обыгрывают этот кусок так, будто он говорит минут двадцать. Хотя, наверное, он говорил и дольше.  

Надо сказать, что коллеги Аардман - это и Грейнинг, и авторы "Ротатуй", и люди из Пиксар - с уважением и восторгом совершенно искренне отзываются о работе Парка и компании. Сразу вспоминаешь отвратительное открытое письмо российских аниматоров с требованием к каналу 2х2 сократить показ "низкопробных и спорных" анимационных фильмов в пользу отечественных, которые "во многом превосходят западные образцы". Это они против Шона и Симпсонов выступали. Кидались камнями в лучших. Синдром Лозы. 

  
Кино же симпатичное и если кому интересно, сколько адского труда и нечеловеческой фантазии стоит снять мультфильм про барашка, то Grand Night In дает об этом представление. А был еще отличный фильм "Как мы делали Creature Comforts"...

43 комментария:

  1. спасибо за пост: я обожаю Angry Kid, но традиционно пишу не про это, а очередной вопрос. Был фильм про эту студию на российском канале, где в интервью про мультфильм "побег из курятника" создатель много рассказывает про него, и ссылается на фильм "большой побег", но ни намеком не упоминает Пелевина "Затворник и шестипалый". Я специально посмотрел тот фильм - там нет прототипа одноглазой крысы и много остального, что есть у Пелевина - как же так?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему они должны что-то говорить о Пелевине, о котором они, предполагаю, никогда не слышали?

      Удалить
    2. потому что от "большого побега" там несоизмеримо меньше - а я вообще не нашел ничего, кроме самого понятия "побег", чем от пелевина, который и опубликовался как раз настолько раньше, чтобы кто-то мог сплагиатить идею. Когда голливуд не дублирует, а переснимает фильмы по европейским идеям, то они не скрывают такой предыстории, а то интервью было как раз с претензией на откровенность и мотивы, побудившие к творчеству на примере этого мульта.

      Удалить
    3. То есть, то, что это именно по Пелевину вы принимаете по умолчанию. Просто власти скрывают. Понятно.

      Удалить
    4. Музыка Ротшильда, стихи Рокфеллера.

      Удалить
    5. совпадения бывают тоже: осел из "шрека" и конь от бесспорно уважаемой российской студии "мельница". Создатель коня божился, что не видел "шрека", и в КЖ недавно было объяснение другого участника про тотемных животных, но когда крыса именно одноглазая и участвует во многих диалогах - это совсем редчайшее совпадение и к тотемным корням трудно относимое.

      Удалить
    6. Извините пожалуйста, напомнило как Макс Фадеев утверждал что Мадонна в frozen сплагиатила клип Линды "я ворона"

      Удалить
    7. не забуду - не прощу: "хорошие художники копируют, а великие художники воруют".

      Удалить
    8. Ну угадайте сами, где в вашей теории нестыковка.

      Удалить
    9. я уже слился, когда пересмотрел сейчас снова: в мульте крысы в количестве и одноглазых нет. Совпадение опять...

      Удалить
    10. Все обьясняется просто. Пелевин, по своему обыкновению, заглотил грибочков, переместился в будущее, и украл сюжет "Затворника и Шестипалого" у сценаристов "Chicken Run". Пелевину не впервой.

      Удалить
    11. Ага. Потом ломанулся в прошлое, запустил сказку "Курочка Ряба", где есть курица, яйцо и крыса, со временем мутировавшая в мышь.

      Удалить
    12. Спецом проверила - "Побег из курятника" вышел в 2000, британское издание сборника рассказов Пелевина The Blue Lantern вышло в феврале 2001. Возможно, американское издание вышло раньше, лень смотреть, но найти его в Англии это надо было постараться.

      Кроме того, как написано на imdb, в детстве Ника Парка его семья держала кур, а будучи тинейджером, он работал на фабрике по расфасовке курятины.

      Удалить
    13. 2Nemica: спа-си-бо, ооооо!

      Удалить
    14. 2 Serge: Это вы должны были найти сами в первую очередь. Банально на Амазоне или Гугл.букс. Единственный сборник на английском, где публиковалась эта повесть. И еще - фильм-то вышел в 2000, но производство началось в 97-м. А со сценарием они ходили еще в 96-м. И крыс двое и ни одна из них не одноглазая. Завязывайте с теориями.

      Удалить
    15. это наветы и клевета: идею могли умыкнуть и до официального перевода. Вот про дату сценария и куриную ферму в детстве - это аргументы убийственные. А еще я и сам могу про Пелевина добавить, что он не только с Чапаевым сам заимствовал, но и с другими эпизодами других текстов тоже не гнушался: у долбоносика про рендер для ТВ, например.
      Но завязать не могу: теперь буду думать, как Пелевин из "большого побега" свой сюжет придумал.

      Удалить
  2. Angry Kid по 2х2 крутили кажись. Я чёто не проникся. Ну Погоди рулез форева.

    ОтветитьУдалить
  3. > Сразу вспоминаешь отвратительное открытое письмо российских аниматоров с требованием к каналу 2х2 сократить показ "низкопробных и спорных" анимационных фильмов в пользу отечественных, которые "во многом превосходят западные образцы". Это они против Шона и Симпсонов выступали. Кидались камнями в лучших. Синдром Лозы.

    А где-то есть это письмо? Мне просто даже интересно, что аниматоры его подписали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читайте - http://animator.ru/index.phtml?p=show_news&nid=949
      Студия "Пилот" особо порадовала.

      Удалить
    2. но Татарский умер на год раньше - это важно.

      Удалить
    3. На содержании письма это никак не сказалось, думаю.

      Удалить
    4. я обожаю еще и Татарского, поэтому спорить не буду. Про него тоже вопросы у меня есть, но это совсем оффтопик будет.

      Удалить
    5. Там сплошные гендиректора. Думаю, коллектив "Пилота" мог и вообще не знать об этом письмишке.

      Удалить
    6. Я посмотрела их фильмографию и обнаружила, что один из них работал на проекте моего приятеля, который как раз и привез нам аардмановские фильмы на кассете в далеком 95-м. Представить себе не могу, что он, приятель мой, когда-нибудь выступил бы против Симпсонов. А вот его директор и продюсер - пажалста.

      Удалить
    7. Директор - это такой особый вид, они ДРУГИЕ. Некоторые из них вообще существуют исключительно для того, чтобы в конце сесть за всех остальных. =)

      Удалить
    8. Я вообще не понимаю зачем выступать против. Не нравится вам американская телевизионная анимация, не не смотрите и все.

      Удалить
    9. То есть, совсем не понимаете, почему отечественные аниматоры просят убрать западные мультфилмы из эфира канала, который транслировал практически одну анимацию?

      Удалить
    10. Затем, что российские мультипликаторы в массе своей всегда были нищими и голодными как церковные мыши. Для телевидения они неформат, для кионтеатров тоже, госденьги надо выпрашивать и не факт что дадут. Вот отсюда и гендиректорская зависть.

      А большие российские мультипликационные проекты (смешарики с лунтиками и богатырями) развились как-то отдельно от традиционной мультипликации и на других принципах.

      Удалить
    11. Вы как-то упускаете момент (не прочли письмо, как я понимаю), что они там требуют выделить квоту на показ отечественной продукции. Денег они хотят за показы. Вот и всё. Но облить говном успешных коллег - это просто приятный бонус, в котором они не могли себе отказать.

      Удалить
    12. 2corpuscula: Вообще, это всегда подразумевается, когда в говнометании участвуют гендиректора. Не из любви же к родному искусству, ей богу!

      Удалить
  4. Не планируете по This is Us в конце сезона отписаться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. планирую. Но до него еще две серии.

      Удалить
  5. Кстати, эта дока обнаружилась на одном закрытом британском треккере. И на экстраторренте тоже, но там не факт, что есть сиды. В общем, спасибо за наводку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, про эту студию были передачи на канале "парк развлечений" и на 2х2, но на рутрекере никто этого не сохранил :(

      Удалить
    2. На Нетфликсе бесплатный период 30 дней, хихи. Я пока там всю их фильмотеку просматриваю.

      Удалить
    3. 2 Serge: У Аардман есть канал на Ютюбе, там полно всего - и История Аардман и разные учебные видео и интервью.

      Удалить
    4. 2corpuscula: спасибо! А каково отношение Уважаемой Редакции к мультипликации вообще?

      Удалить
  6. Ох, какой Легионище новый, жду рекап:))

    ОтветитьУдалить
  7. Только начала смотреть их новую док.серию Abstract:The Art of Design, 8 эпизодов, по-моему классный проект. Как вам, если видели?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он у меня в листе, но пока еще не смотрела.

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.