18 апр. 2017 г.

Новая Цивилизация - ч.8

Я всё время возвращаюсь к одному и тому же: если у человечества есть возможность построить мир с чистого листа, оно строит примерно то же самое, что  выросло якобы само за долгую историю цивилизации.  Просто в Еве это происходит быстрее.

Карта Евы за 10 лет

Геополитический расклад 2006-2009 годов в Новом Эдеме проецируется на современное состояние мира с легкостью. В самом начале я пошутила, что там нет разве что рептилоидов, но и они нашлись - это сами разработчики из CCP. Они незримо присутствуют в игре, вступая в альянсы под видом обычных игроков, чтобы держать руку на пульсе и следить, что там напридумывают эти людишки. Раньше они даже летали в космосе Евы на своих кораблях, как НЛО, только вполне опознанные. Потом их присутствие стало менее заметным.  Им  было запрещено раскрывать свою истинную личность другим участникам альянсов и корпораций, но иногда они это делали, и, хуже того, вступали с ними в сговор, как это было с БоБ, и разоблачение вызвало страшный скандал (дело о T20). Но потом им пришлось всё же взаимодействовать с людьми через правительство.

Само противостояние БоБ и Гунов в чистом виде борьба старой европейской цивилизации с её иерархией, аристократией, правилами поведения и кодексами чести, тайным правительством и заговорами, против новой американской, представляющей собой хорошо организованный хаос. Напомню, если войска Гунов были плохо экипированной толпой нубов, то прочие структуры - спецслужбы, шпионские подразделения, корпорация дипломатов (у Гунов она была самой большой из всех альянсов в Еве), аналитические подразделения - были организованы на самом серьезном уровне. И именно эти службы и уничтожили старейший альянс без единого выстрела в конце концов. А стреляли они чисто для фана.

Типичное противостояние "евросоюза" и "госдепа". Тут любопытно, кто оказался союзником, а кто противником русской цивилизации. Впрочем, позже, когда БоБ искал поддержки у упомянутого в прошлой главе альянса Against All Authorities (AAA), бобский СЕО на закрытом форуме писал "I don't care, just get AAA here! I will *censored* sing the Russian national anthem in teamspeak if it will get them here!" ("Мне пофиг, просто притащите AAA сюда! Я буду, епта, петь русский государственный гимн на совещаниях, если это приведет их к нам!"). Политика - есть искусство образования союзов, так что не надо удивляться, что в прошлом году противник был дикарем на медведе, а в этом элита готова петь его гимн. Цена и того, и другого одинакова - ради собственных интересов можно сделать что угодно.

Еще одно важное наблюдение - в мире, где все друг друга подозревают в предательстве, настоящие предатели оказываются на самом верху общественной пирамиды, как в случае БоБ, как и в истории Ubiqua Seraph.

Не успели Гуны отпраздновать победу над БоБ, как буквально сразу, в 2010-м, в Еве образовалась небольшая корпорация Дреддит, выросшая в страшный и ужасный альянс Test Alliance Please Ignore. Как можно догадаться, эти пчёлы притопали с Реддита.  И там состав уже совсем международный - у них есть немецкая корпорация, корейская корпорация, австралийская корпорация, корпорация брони и ктулхупоклонников. И фурри! Природа не терпит пустоты, а общность начинает формироваться не по нацпризнаку, а вокруг субкультуры.

Но это всё так, интересные, но маленькие картинки. Пора переходит к большим. На прошлогоднем фанфесте выступали исследователи социального поведения в Еве. Их полный доклад длился около часа, и к несчастью, сейчас удален с Ютюба, но я успела его прослушать целиком, так что перескажу по памяти.

Разработчики предоставили исследователям доступ к базе пользователей и те собрали данные по некоторым предпочтениям игроков из разных стран. Например. В Еве существуют четыре расы, из которых игрок выбирает своего персонажа:

Амарр. Империалисты, рабовладельцы и религиозные фанатики. Составляют 40% населения галактики. 
Минматар. Раса взбунтовавшихся кочевников с республиканской формой правления. 
Галленте. Либерально настроенные демократы. Находят смысл жизни в получении удовольствия. Производство роскоши и развлекательных услуг - то, на чем они построили свою федерацию. 
Калдари. Военизированные капиталисты, не смыслящие жизни без войны. Занимаются преимущественно торговлей, но не на государственном уровне. 

Надо ли говорить, что у русских игроков в фаворитах оказались Калдари, но вообще-то, Калдари и так самая популярная раса в Еве (36%). На втором месте Галленте (25%). Но что интересно, когда авторы исследования разбили статистику предпочтения рас по группам со схожими результатами, то эти группы соответствовали географической и культурной близости. Страны бывшего СССР - Россия, Беларусь, Казахстан и Украина - выбирали одни и те же расы в похожих пропорциях, соответственно и США и Канада, Аргентина, Чили, Мексика, страны Балтии и так далее. То есть, национальный характер проявлялся в выборе роли, которую играли игроки.

Но у персонажа есть не только раса, но и возраст, пол, внешность и даже цвет кожи. Скандинавы делали себя старше и темнее, а жители Юго-восточной Азии - китайцы и корейцы - намного светлее. А мы это и так знаем из косметических влогов. Пирсинг и татуировки пользовались успехом в Европе, и совсем не популярны в Азии. Понятно, что большинство играет за мужчин, женских персонажей они насчитали 27%.

Типичный скандинав в Еве оказался загорелым, религиозным, немолодым, татуированным мужчиной демократических взглядов.


Склонность к риску (количество PvP-миссий в зависимости от игрового стажа и смертность в боях) больше всего у жителей бывшего СССР, меньше всего у азиатов, зато они больше заинтересованы в заработке, а пост-СССР тут как раз на последнем месте.

Самые коммуникабельные (больше всего общаются в чатах и форумах) латиноамериканцы, меньше всего - мы.

Согласно данным ССР типичному активному игроку Евы от 24 до 34.


А судя по вождям альянсов, лидерства добиваются в возрасте 35-40 лет.

 Американцы по-прежнему правят миром. Мне кажется, понятно, почему.

Продолжение следует...

PS. Прочла смешную историю, как маленькая майнинговая корпорация, не имевшая своих бойцов, написала в профайле на двух языках, что они русские логисты, хотя среди них не было ни одного русского. Так вот их полгода никто не трогал. Хихи. 

42 комментария:

  1. Какая у людей жизнь интересная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. РОвно такая же, как у нас. Я вот зачем-то сегодня читала в телеграме, как очередно йраз кроют Ходора, Открытку и как недовольно питерское отделение. А другой канал считает, сколько губеров куда переставили.

      Удалить
    2. Не, это скучно. Куда интереснее завоевать галактику!

      Удалить
    3. Судьба Vile rat-a говорит нам, что некоторые завоевывали галактику не только там, но и тут, параллельно тсзт :)

      Удалить
  2. ностальгия.... по ЕВЕ...

    вот нашел ролик про "Чесное ПвП"
    https://www.youtube.com/watch?v=Vrb3nfVYrLo

    Политика в EVE Online
    https://www.youtube.com/watch?v=vY1EDxeLvsg

    З.Ы. мну из бывших ЕвИстов.....
    бывший зам РауТа....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ветераны, расскажите, как в корпорации или альянсе устанавливается политический строй?

      Удалить
    2. Смотря что понимать под политическим строем.
      CEO и условный совет директоров корпорации принимают решение, какова политика налогооблажения мемберов, исходя из факторов финансовых возможностей и амбиций. При стопроцентном налоге, например, может быть стопроцентное возмещение потерянных на операциях кораблей и модулей, покупка нужных им skillbooks, насыщение ангаров корпорации расходными материалами, модулями и т.п., бесплатная доставка заказов из хайсековых трейд-хабов и прочие программы. А может и не быть какой-то части этого, или всего вместе. Зависит не только от финансов, но и от вовлеченности игроков, наличия человеческих ресурсов, готовых тянуть лямки логистики, финансов, разработки форматов флотов, собственно командования.

      Для альянса то же самое верно в большем масштабе, только альянсовые программы могут отличаться от корпоративных, избегая дублирования.

      Это больше общественный договор, чем свод законов - принуждение к исполнению невозможно.

      Удалить
    3. Под политическим строем хотелось бы понимать политический строй - демократия, автократия, монархизм, диктатура.

      Удалить
    4. Это roleplay.
      Все согласились считать вон того парня Императором.
      Или все в альянсе решили, что без большинства в Совете Альянса из директората корпораций ни одно решение принято не будет.

      К внутриигровой механике не особенного отношения не имеет.
      Ну, то есть, всякие процедуры передачи CEO, экзекьютор корпорации, формальные посты и выдача/отъем прав на осуществление действий и т.п., естественно, присутствует - это инструментарий соблюдения договора.

      Удалить
    5. Ок, я расширю вопрос на примере: БоБ называли фашистским государством (или коммунистическим, в зависимости от версии противника), потому что там была жесткая иерархия (существовала местная элита, ветераны пользовались привилегиями и тд) и у "населения" (всех остальных игроков альянса) изымалось всё имущество в пользу "государства". То есть, это был не налог, как у других, не плата за защиту, а просто национализация имущества. Каким-то образом внутри альянса установился вот такой общественно-политический режим.
      Теперь про Императора - это ведь не выборы же были, правильно? "Согласились считать" - это "население" признало его легитимным на основе "референдума". Примерно то, что Путин хочет сделать со следующими президентскими выборами - альтернатив нет, поэтому "выборы" просто должны подтвердить, что все согласны признать этого парня Императором.

      Как такие вещи возникают в Еве?

      Удалить
    6. В Еве не существует механизма насильственного отъема собственности главой корпорации/альянса в свою или некую общую пользу. Таков был договор внутри части корпораций БоБ (Reikoku, Evolution, мб кто-то еще) - сдайте это сюда, овермайнды решат за вас, на чем вы будете лететь, как это будет сконфигурировано, и мы вам перед вылетом флота все выдадим, а после все сдайте обратно. Не согласен с условиями, не вступай. Вступил, не понравилось - добро пожаловать на выход. Еще раз, нет механизмов принуждения.

      Иерархия возникает сама собой на основании харизмы, заслуг, успешности функционирования, уровня доверия: никто не даст неделю назад вступившему человеку определять формат, вести флот альянса в стратегической операции. Никто не доверит перевозку ценностей или обслуживание критической инфраструктуры тому, кто доверие не заслужил. В этом БоБ ничем не отличался от любого серьезного объединения в игре.

      Про императора.
      Предположим такой путь развития карьеры в разных вариациях: полетал рядовым где-то, перешел в другой альянс, успешно водил небольшие фановые ганги, разработал пару эффективных форматов, которые были опробованы и хорошо себя зарекомендовали, обеспечил поддержку союзников в стратегической операции, пути логистики или добычи... постепенно, медленно, человек вырастает, начинает влиять на события, в это время кто-то из руководства устает, уходит в реал, в отпуск, складывает полномочия, и вот у нас новый главный флитком, логист, директор. А потом человеку становится тесно, он уходит, уводит с собой часть преданных ему лично людей, формулирует новые задачи и организовывает Империю имени себя, начиная их воплощать и привлекать новых людей. Амбиции, харизма, успешность действий, способность обеспечивать лояльность людей сделали из рядового - Князя Голактики, и все над этим не проч поржать, восхититься умениями, или возненавидеть.

      При чем тут выборы? Их просто не бывает (ну ок, или я за 11 лет игры ни разу не видел).
      Терять в еве людям нечего, они идут туда, где им достанется больше побед, исков, приятного общения и фана. Каждый сам для себя может выбрать, потом выбрать снова и снова. Механизм волеизъявления просто не нужен, если ты волен голосовать своим варп-двигателем в любую сторону галактики без потерь.

      Удалить
    7. Еще раз, нет механизмов принуждения.
      Как раз есть и вы его описали, просто это не игровой сценарий, а установленный участниками внутри сообщества, социальный - сдавай или проваливай. Хочешь играть сильном альянсе, изволь всё сдать. В отличие от жителей полпотовской Кампучии, здесь есть куда уйти. Но имущественные и социальные отношения внутри "государства" всё равно выстроены по тому же принципу.

      Если вы не видели выборов, это не значит, что альянсов, построенных на демократической основе, нет или не может быть. Межзвездный Совет-то, например, типичный демократический институт - члены избираются.

      Что касается личного доверия, то история показывает, что это последний фактор, на который стоит полагаться (я привела примеры в посте - падение БоБ, история Убиквы).

      Удалить
    8. А можно, знаете, играть разными персонажами в разных альянсах, а основные активы держать вообще отдельно. Весь этот фашизм/коммунизм очень условен, и ничего реально проконтролировать и продиктовать не способен. Ролевая игра.

      Существовали альянсы, построенные на чистой капиталистической модели - ISS были акционерным обществом.
      Выше я писал об альянсах, в которых решения принимаются большинством или компромиссным решением Совета Альянса. Вообще единоличные решения большая редкость.
      Однажды наша корпорация два часа в голосовом чате решала, что альянс изжил себя, и нам надо искать новый вызов, давайте рассмотрим варианты.

      Сейчас на форуме все голосуют, на какое число шашлыки делать, чем не демократия.
      Межзвездный Совет не решает, с кем дружить, и куда мы завтра полетим клайм шатать. Надигровая структура взаимодействия сообщества игроков с разработчиками не более.



      Удалить
    9. бОльшая часть игроков пассивна - она хочет прийти в игру, и чтоб их развлекли. Поэтому тот, кто генерирует эвенты - он часто и становится лидером, нарабатывая авторитет. Начинается условная карьера с клича "а пойдемте-ка по фану устроим рейд на вражескую территорию, я собираю". Если ты будешь водить людей каждый день ( это важно ) и успешно ( это очень важно ) желающих вступить в твой флот будет вскоре хоть отбавляй. Второй путь - тянуть лямку. У главы альянса-корпорации дохрена скучных обязательных дел, начиная с логистики. И он никогда не прочь переложить это дело на кого-нибудь. Долго тянуть лямку - очень энергозатратно. "Офицеры" горят очень быстро и уходят в реал. Те лидеры, которые не уходят, пользуясь тем, что сидят на потоках что называется, частенько начинают приторговывать и всячески зарабатывать на хлебушек. Добавляя к игровой мотивации вполне себе материальную. Часть общественного договора в русских альянсах зачастую состоит в том, что все знают но закрывают на это глаза, "лишь бы флот водил". Потом ОДНАЖДЫ выясняется что "все ушло на ибэй" наступает зрада-зрадушка, отечество с голой жопой встречает орды захватчиков =))) Так было с редами ( не раз! ) так было с ААА, да со всеми походу)

      Удалить
    10. 2 unguided: Во, вот про это я и спрашивала - вот есть, оказывается, форма "государственного устройства" как акционерного общества, есть при видимой авторитарной системе (какой-нибудь Царь или Амператор) демократия, которая способна вообще пересмотреть судьбу альянса, то есть, это такая монархия, как в Британии или Испании, когда монарх монархом, а главное решение за демократическим институтом.

      Удалить
    11. 2 Сурт: Откуда берутся лидеры - понятно. А вот как образуется политическая система - пока не очень.

      Удалить
    12. Я могу говорить только за русскоязычные альянсы, в тех же Гунах все было несколько не так, как я понимаю. У русских обычный феодализм - вот успешный конунг, вот его дружина. Они берут под свой контроль какой-нибудь ресурс, богатеют, набегают на соседей, становятся известны. Распределение ресурсов идет обычно по степени близости к телу вождя. Остальные довольствуются тем, что участвуют в глобальных эвентах, гордо носят устрашающий прочих знак принадлежности к, ну и, имеют кое какие делянки в нулях. Как только заканчиваются делянки, эвенты и устращающий вид, многие бегут в места потеплее. Дич добавил к этому еще сословие - арендаторы. Сословие это людьми ленлорда презираемо, как шудры грязные презираемы кшатриями, бгг. Русским пвп альянсам свойственен элитистский дух, переходящий в заносчивость. Западные такие тоже есть, но не все. Решения обычно принимаются вождем единолично, главы корпораций могут возражать и сильно возражать, что приводит порой к драмам. Если демократия и есть то она на вот таком, довольно условном уровне. Ты находишься в корпе, потому что в ней интересно и есть ништяки, корпа находится в альянсе потому что директор корпы считает что корпе тут будет норм. Выборов же нет. Голосование идет ногами.

      Удалить
    13. То есть, русские альянсы это в основном военно-бюрократическая система (элиты что-то там считают и принимают решения, полагаясь на армию), на низшем уровне вообще "дикие банды". Иногда они вводят фигуру монарха (как Псих, к примеру), который больше публичный лидер нации и командир, чем реальный управленец (функции и фигура СEO сохранятся в любом случае). Дич попытался ввести некий бизнес-класс, арендаторов, но остальные их презирают, поскольку действует принцип "кто не служил, тот не мужик".

      Удалить
    14. Да, примерно так. Арендатор ведь кто? Он убивает нпс, возит там ресурсы на грузовичке и боится пвп, сразу прячется при появлении в локале чужих. Это или одиночки или микроскопические группы людей. На таких принято охотиться и звать презрительно "карибасами". Гуны даже в мирных секторах устраивали облавы на таких, чисто по фану. Дич же, просто предложил таким игрокам "крышу" в нулях, и эта бизнес-схема стала крайне успешной. Вы никто и звать вас никак, но вас не тронут, ну ладно, тронут - но несильно, а будут трогать - можете нам пожаловаться. Война Дича с Мастером ( после глобальной победы в северной войне ) началась как раз тогда, когда одна из корп арендаторов ( неокортекс ) во первых, серьезно отъелась, во вторых повздорила с соларами. Произошло столкновение чья крыша круче:)
      Да, на низшем уровне это маленькие независимые группы людей, моя корпа например была бывшими пиратами, которым чего-то захотелось этакого. Нам в реде выдали пару систем в исключительное пользование. Директор корпы в какой-то мере ответственен за явку пилотов во флот альянса, если явка будет мала встает вопрос а нужна ли такая корпа в альянсе. Пилоты ответственны за то, чтобы приходить во флот при оружии, то есть в требуемом альянсом корабле и обвесе ( это проверяется и не дай вам бог прийти не в том ). На свои деньги.
      В период мобилизации и напряжения сил, альянс может корабли пилотам выдавать за счет собственных ресурсов.

      Удалить
    15. Карибасы - это же русская версия carebears? Я их для себя перевела, как "мимимишки", и предполагала, что русская конструкция будет чем-то вроде "каребиры". А они, значит, карибасы.

      Удалить
    16. Да, каребиры, карибасы - это оно. Вариации одного и того же слова.

      У гунов в общественном строе, кстати, были какие-то элементы социализма. В частности, в описываемом мною периоде все системы у них были не "частные" как у нас, прикрепленные к корпам, а общие на альянс. Но подробностей, как это все работало не знаю, не был:)

      Удалить
    17. У Гунов и у Теста еще и "система бесплатного образования" была: они обучали нубов и вообще относились к ним гораздо мягче, чем в других альянсах, где на нубами традиционно издевались.

      А в русских альянсах был какой-нибудь репрессивный аппарат? Суды? Тюрьмы? Системы штрафов? Что делали, если человек вел себя плохо?

      Удалить
    18. Корпорации-академии для нубов есть очень у многих, почти у всех.
      Их обучают специально выделенные люди, с ними проводят вылеты, их обеспечивают кораблями начального уровня. Вчерашний активный нуб может завтра тобой командовать, так что кроме дружеского подтрунивания или демонстративного заламывания рук с воплями "ну и нууууб! откуда вы такие беретесь" ничего особенного не бывает.

      Системы штрафов бывают. У нас штрафовали за неоднократные тупые сливы, за кривой обвес корабля - в общем за то, чего быть не могло, если бы человек слушал и внимательно читал в соответствующих местах. Но опять же, заставить человека платить, отобрать у него что-то, никто не может, будь он хоть императором. Так что высшая мера это только кик из корпы.

      Удалить
    19. нет, механика игры не позволяет. Главная и единственная репрессивная мера - выгнать на мороз. Скорость выпинывания зависит от ценности игрока, если он нуб, можно вылететь сразу за пару слов в адрес флиткома, ну а пилот супера, или просто известный пвпшник, может и покочевряжиться немного. Но, система штрафов тоже бывала - допустим, если какие-нибудь орлы убивали союзников, а те жаловались цео нашего альянса, цео вызывал директора корпы этих орлов и требовал выплатить компенсацию пострадавшим.

      Удалить
    20. То есть, наказаниями ведал только Цеоарь. Никакой "конфликтной комиссии" внутри альянса нет.

      Удалить
    21. Да, в лучших традициях феодализма - вот жалобщик, вот монарх, вот обвиняемый. Рассмотрение таких дел одна из управленческих функций цео. Дела как внутри альянса "этот нехороший человек из такой-то корпы хантил в нашей системе и грубил" до внешнеполитических

      Удалить
  3. Caldari выбирали по простой причине: одна из суб-рас, условно азиатская, Achura, обладала, помимо мерзкой морды, оптимальными начальными параметрами (интеллект/харизма/память/восприятие/воля), которые влияют на скорость прокачки боевых навыков.

    ТриплА в лице диктатора Evil Thug практически всегда был внеблоковым альянсом "сам по себе, пойдем и морду и набьем", ситуативно включавшим союзы, нейтралитет или ненависть. Мог себе позволить. После ухода Туга в реал приобрел славу Бумажного Тигра, потерял костяк корпораций, образовавших потом чисто русскоязычный наследный альянс, и сейчас ни на что не годен. Но во времена его активной игры и некоторое время после имел ужасающую мощь при (почти)отсутствии территориальных амбиций.

    ОтветитьУдалить
  4. Поведение людей в играх это следствие игровых механик. Хорошая статья на эту тему - https://dtf.ru/4864-predatelstvo-i-paranoyya-kak-igrovye-mehaniki-vliyayut-na-lyudey .

    Национальные характеры это следствие (условно) социальных механик, включая геополитические факторы. Меняя социальные механики можно воздействовать на национальный характер.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за летопись, я прям жду каждой новой серии с нетерпением)

    ps. Teamspeak — это не совещания, это такая платформа, через которую игроки одной команды общаются голосом —
    https://www.teamspeak.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я знаю, но я сделала замену в пользу понятности - думаю, он имел в виду, что готов петь гимн во время переговоров или их митингов в тимпспике. "Я готов петь гимн в тимспике" мне показалось неудачной конструкцией, требующей пояснений.

      Удалить
    2. "Я готов петь гимн в тимспике"
      правильно звучит так
      "Я готов петь гимн в ТС" в 90% пишут ТС или тс ;) ибо печатать тимспик долго
      и локал частеноко выглядит так
      ....
      всем трям
      го в тс "с указанием канала"
      .....

      Удалить
    3. Я всё же стараюсь переводить с игрового сленга на обычный русский язык.

      Удалить
    4. сделай в отдельном файле
      глосарий ;) с краткой расшифровкой терминов....

      Удалить
    5. В этом нет необходимости. Надо писать так, чтобы люди тебя понимали. Никто не обязан разбирать текст со словарем. Здесь не так много геймеров, тем более, совсем не много тех, кто играл в Еву.

      Удалить
  6. а еще есть скайп, аська, джаббер, или мирка ;)
    и ты мог одно-временно вести 5-10 диалогов, ибо паранойя цвела и крепла и некогда не знаешь кто и кому сольет инфу.....

    ОтветитьУдалить
  7. Патамушта, евка-суть иксель графонистый, вот норот сам себя и развлекал, пока не надоело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В принципе, если интересует кто во что сейчас в таких рамках играет-см.треды stellaris на бордах. Нонеча грибные нагибаторы рептилоидов там.

      Удалить
  8. У меня есть несколько вопросов и запрос на копипасту. Как вам написать личное сообщение? я эту платформу первый раз вижу, не смог найти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никак. Подозреваю, часть ответов на ваши вопросы есть в разделе FAQ (ссылка в меню слева)

      Удалить
    2. Хорошо, спрошу здесь.
      1. Сколько будет частей про EVE?
      2. Автор - вы? это не копипаста, не перевод?
      3. Хочу эту серию статей разместить на нашем сайте о космоиграх, не возражаете? http://www.elite-games.ru/eve/

      Удалить
    3. 1. Не знаю. Наверное, еще две.
      2. Неожиданный вопрос. Автор текста - я.
      3. Размещайте.

      Удалить
    4. Вопрос не неожиданный, вопрос закономерный. Это просто вы не привыкли, что про такие вещи принято спрашивать. А мы уже обжигались, и не раз.
      Разместим. Спасибо.
      Как указать автора?

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.