3 апр. 2017 г.

Big Little Lies (минисерии)

Наверное, эта история была бы поинтересней, если бы сценаристы не вывернули сюжет наизнанку и не сказали с самого начала, что кто-то будет убит. Потому что я заглянула "в конец книги", а я не боюсь спойлеров, и тут же стало понятно, "про что кино", даже не вдаваясь в подробности. Запахло лобовым плакатным феминизмом. Предчувствия меня не обманули, но, к счастью, создателям хватило чувства меры. Во всяком случае, если в целом идея и свелась к прямолинейному высказыванию, всё же побочные ответвления и мотивации оказались не так примитивны, а местами даже изящны.  


HBO выставил семисерийный гибрид "Отчаянных домохозяек" и "Иствикских ведьм". Три женщины - блондинка, брюнетка и рыжая - вступили в борьбу с самим дьяволом,  с Мужчиной, который весь есть Насилие и Зло. И это Зло заложило свои  семена в невинных - в детей, но один такой ребенок вырос и выплюнул ядовитое семя прямо в лицо Злу. Чары разрушились и свободные и счастливые женщины (не без помощи волшебницы-психотерапевта) со своим спасенными детьми вдохнули свежий воздух на берегу открывшегося им бескрайнего океана.  А другие мужчины, в которых не было Зла, а только ошибки, слабости и заблуждения, были прощены. 

Потому что мужчины в целом не такие плохие существа, да и за стенами аккуратных домиков с полисадниками всегда бурлят нешуточные страсти, как в пасторальных "Мидсоммерских убийствах", где причиной этих самых убийств становились занятия самые невинные - пение в хоре, наблюдение за птицами, выращивание роз или каких-нибудь тыкв. Но это, скорей, британская экзотика, а вот интриги и военные конфликты вокруг школьного родительского комитета и его инициатив - область, понятная, наверное, почти в любой цивилизованной стране. Это такой микро-Вестерос, мама не горюй. Особенно, если школа престижная, родители состоятельные, а дети - их основной актив на местном рынке тщеславия. 


 За кадром же развивается другая драма. Актрисы, чьё место в кинематографе заняли молодые синелицые мутантки и киборги, решили спешно мигрировать на территорию, где еще востребована актерская игра, а не только физические кондиции, выгодно подчеркиваемые псевдоголым костюмом. Поэтому Риз Уизерспун и Николь Кидман выступили в качестве продюсеров, обеспечив себе главные роли. Уизерспун явно лидировала на протяжении почти всего сериала, но к финалу и Кидман разошлась и дала-таки драму, хотя половину времени и проходила с замерзшим лицом. Заодно и показала, что в принципе она тоже могла бы носить обтягивающий комбинезон киборга или мутантки. 


Если Уизерспун досталась роль более яркая и динамичная, этакой неуёмной мамаши с обостренным чувством справедливости, то Кидман перепал более сложный психологический конфликт. Я об осознании, что на самом деле происходит между ней и мужем. Проще говоря, она долго считала, что "бьет - значит, любит", что это просто у них такая страстная сексуальная жизнь, пока не поняла, что он просто любит бить. И эта единственная его страсть связывает его с ней. И еще дети, потому что это его собственность и повод держать её в узде. Он бы бил и насиловал кого-нибудь другого, что он и делал, когда была такая возможность раньше, но бить законную жену гораздо удобней. И единственный выход из этой ситуации это не давать отпор, а просто убрать из своей жизни человека, который хочет только одного - причинять страдания. Ничего другого он не умеет, в этом смысл его жизни, его предназначение. Он будет унижаться, просить прощения, раскаиваться, но всё это только для того, чтобы не лишиться доступа в этот свой маленький магазинчик удовольствий. 


В сериале немало и других интересных для разбора психологических коллизий (например, история с продажей девственности), но всё же неумолимая надвигающаяся очевидность темы и уж совсем какой-то слащавый пляжный финал, этакое всеобщее примирение в мире без мужчин, делает "Большую маленькую ложь" плоским и спекулятивным. Были сериалы, где та же тема была решена и потоньше, хотя без голливудских звезд. Которые, кстати, не так уж и выигрывают у телевизионных актрис. 
 

9 комментариев:

  1. Очень раздражают эти хаотические спойлерные вставки...

    ОтветитьУдалить
  2. Досмотрела наконец. В общем, оставив в стороне сюжет, который действительно казался поверхностным, а ходы — очевидными, в Big Little Lies обнаружилась какая-то магия, но благодарить за нее, думаю, надо не сценаристов с режиссерами, а операторов, людей, ответственных за локейшены, костюмеров может быть — в общем, всех, кто придумывал внутреннюю атмосферу сериала. Это наверняка исключительно личное ощущение, но на меня так обычностями действуют только редкие скандинавы. Образцовый тайм-киллер в моем восприятии, и — внезапно — сплошная медитация с хюгге.

    Кстати, Нью Йоркер рецензировал финал, в заголовке есть слово catharic.

    ОтветитьУдалить
  3. Блин, а мне обидно, что я правильно догадалась почти обо всём: кто, кого и почему, включая детей. Единственное, не думала, что это будет Бонни.
    А еще, я давно видела клип Lykke Li - Sadness (https://www.youtube.com/watch?v=Xu-b3u5jDiU), в нем снимался Стеллан Скарсгард, и тогда я прям думала, что у него лицо жестокого человека, насильника какого-нибудь. И тут опа в этом фильме насильник его сын и ощущения те же, я прям верила, когда он Кидман бил и каждый раз вздрагивала.
    В остальном услада глаз - пейзажи, наряды, актеры красивые.

    ОтветитьУдалить
  4. я на третьей серии не выдержала и прочитала книгу Мориарти, и, в итоге, она мне показалась интереснее и динамичнее фильма. Не знаю, зачем они отошли от сюжета, по-моему, это только невыгодно его "спрямило". Я не считала феминистскую тему, в моих глазах (с) это просто фильм о насилии сильного над слабым, и даже в большей степени не о насилии, а об осознании степени своей травмированности жертвой. В книге есть показательный момент, когда работник центра помощи жертвам семейного насилия (в фильме он заменен психотерапевтом) спрашивает "Кидман": "Как вы считаете, а он вас боится?" Жертвы думают, что они виноваты, заслужили, якобы наравне управляют ситуацией, не понимая, что это еще один пролонгированный эффект направленной на них разрушающей силы. И в финальной сцене происходит не просто срыв и мордобой, а сходится несколько линий и "Кравитц" - не статист и не просто так толкает "Скаарскагрда", она сначала выплевывает в него в том числе и личные обвинения.

    Что-то, наверное, эти впечатления больше к книге, чем к фильму) ну да чего уж

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В кино Бонни шею себе трет в момент сцены. В книге как-то раскрыто что она тоже была чьей-то жертвой? В фильме непонятно как-то.

      Удалить
    2. в книге выясняется, что Бонни страдает от посттравматического синдрома из-за насилия в семье, тк у ее отец все ее детство бил мать. И когда она становится свидетелем разборки (словесной) на балконе, а потом как Перри ударил Кидман, она считывает их историю и выссказывает ему, что насилие - не спрячешь, его видно, им, детям и т.д. Ну и в гневе толкает его в грудь, но слишком сильно, а он пьян и потерял равновесие и ое кувыркается за перила с обрыва и гибнет. Вот, собственно

      Удалить
    3. В фильме линии Бонни, по сути, нет, в книге она подробнее выписана

      Удалить
    4. Да, верно, могли бы и дать флешбек. Было бы все более цельно.

      Удалить
  5. Если б фильмы так снимали, как вы рецензии пишете!

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.