1 июл. 2017 г.

Fargo - 3-й сезон

Цикличность - любимый приём Ноа Холи. Это было заметно по "Легиону" и прослеживается в "Фарго". Третий сезон снова возвращается к теме первого - маленькие, не очень умные люди сталкиваются с взявшимся из ниоткуда Злом. Кто-то по слабости заключает сделку с дьяволом, но есть и те, кто упорно противостоят ему. В первом сезоне это была Молли Солверсон, сейчас - Глория Бёргл и Винни Лопес, силы Зла теперь представляет международный человек-загадка В.М. Варга и его всадники смерти, Бегемот и Коровьев, так сказать.

Но только  два года назад Молли безоговорочно победила, а в этот раз Глории это не удалось, при том, что финал остался открытым. Всё равно Варга не чувствует себя проигравшим и уверен, что что через шесть минут дверь откроется и он выйдет на свободу, а Глория останется ни с чем. Моральная победа осталась за ним, потому что она уже не уверена, что справедливость восторжествует.

Ключом к истории служат две детали: слова Варги о том, что зло всегда было в этом мире, а проблема только в существовании добра, и страх Глории из-за не замечающих её датчиков. Она и есть то Добро, только сама она уже сомневается, существует ли она. Но Глория, конечно, существует, а противостояние будет бесконечным, как в этой финальной сцене, где отражение двух сторон этой войны повторяется много раз:


Может показаться, что у третьего сезона со вторым нет никакой связи, кроме, разве что, мотива поглощения безликой корпорацией бизнеса помельче (и появления глухого мальчика в финальной серии). Но там была центральная тема - разрушительная сила женщины с амбициями. Пегги Блюмквист была источником всех бед, драконом в замке. В этот раз этой разрушительницей стала Никки Свэнго. Только в отличие от Пегги, Никки находит применение своей энергии - она превращается в машину возмездия.


Эта метаморфоза окончательно происходит после разговора с незнакомцем в баре мистического боулинга, где братья Коэны встречаются со Стэнли Кубриком (при незримом присутствии Дэвида Линча). Она должна выйти против нечестивых. Безымянный странник, которого уже встречала Глория, напутствует её библейской цитатой "Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь."  Не Глория и не Винни становятся исполнительницами божьей воли, его карющим мечом, а Никки.

Ад по Холи это международная корпорация, она мельком присутствовала и в первом сезоне, и уже явно во втором. Офисы с тесными кабинетами в серых зданиях, в один из которых попал Миллиган в качестве повышения в прошлом году. Откуда-то оттуда, из недр этой преисподней, в этом сезоне приходит Варга. Раскинувшуся по всему миру сеть корпорации Зла мы видим на его мониторах и в длинном списке оффшорных счетов. Эта корпорация несет повсюду алчность и смерть через своих посланников, которые скупают души. И всякий раз сделка с дьяволом заканчивается плохо для того, кто поддался на уговоры или шантаж.

Холи играет в братьев Коэнов, но каждый раз переиначивает их истории на библейский лад. Только веры в человечество у него теперь явно поубавилось. Он начал с того, что пусть это и мир идиотов, но победа будет за Добром, а теперь Добро в растерянности и напряженно смотрит на часы - кто войдет в эту дверь, посланец ли бога или очередные пособники дьявола, и всё начнется сначала.  

14 комментариев:

  1. Сцена в боулинге - это из Большого Лебовского "иногда ты ешь медведя, а иногда медведь ест тебя"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учимся читать. У меня написано: "в баре мистического боулинга, где братья Коэны встречаются со Стэнли Кубриком (при незримом присутствии Дэвида Линча)"

      Боулинг из "Лебовски" Коэнов, мистический пустой бар - неявная отсылка к сцене из "Сияния" Кубрика, незнакомец - Лиланд Палмер из "Твин Пикс".

      Удалить
  2. а как вообще по сравнению с первым и вторым сезоном - лучше или хуже?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мой взгляд, хуже первого, но лучше второго.

      Удалить
  3. Два момента. У Глории просто как бы квантовая природа. Она "кошка Шрёдингера": и существует, и не существует одновременно, и замужем, и разведена, и шеф полиции, и не шеф. В финальной сцене тоже игра с квантовой теорией -- Варга и арестован, и свободен одновременно, он находится в смешанном состоянии. Заодно отсылка к Коэнам из "Серьезного человека" (где, кстати, главную роль сыграл потрясающий и недооцененный Стулберг -- Сай, и так звали в кино чела, к которому ушла жена его персонажа) с историей про диббука в начале фильма: гость -- и диббук, и просто ребе Грешковер.

    Никки стала карающим мечом, но выбрала не ту мишень: брата вместо Варги. Еврейский ангел из боулинга сказал, что она вспомнит в нужный момент сказанные ей слова. Но она не вспомнила, а все время сбивалась. Потому что момент был не тот -- не тот злодей. Поэтому Никки и погибла, а Стасси выжил и спокойно уехал.

    ОтветитьУдалить
  4. только мне кажется,что Никки налажала с передачей послания?Явно проеврейский мистический персонаж в баре напутствовал её убить Варгу,а не Стасси.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не только. Смотрите мой комментарий выше.

      Удалить
  5. На мой вкус это единственный сезон из трёх "Фарго" который стоит смотреть. Первый походил на старательное списывание у Коэнов, но с утратой коэновских нюансов, создающих атмосферу. Словно списывающему чего-то не хватало, кроме старательности. Форму-то старались скопировать, но что до наполнения, то было странно в бутелыке "Асти" обнаруживать слабенькое вино с анжуйских виноградников, каналья трактирщик!
    Второй сезон был бы не плох, но не как сезон "Фарго" а как сезон "Тру детектива".
    И вот только в третьем удалось сделать коэнову магию с проблематикой, нелепостями, настроением, достоверностью, изюминкой, чёрт побери, чего не хватало в двух предыдущих.

    ОтветитьУдалить
  6. Главная идея сезона - зло непобедимо, и это очень по-коэновски. Глория как шериф из "Старикам здесь не место", они всё время идут по следам преступников, но всегда опаздывают, и в результате никого не спасают и никому не помогают.

    ОтветитьУдалить
  7. У меня вопрос. Что за сцена в ГДР была в самом начале сезона?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. там речь о том, что Юрий Гурка убил Хельгу Альбрехт - Юрий Гурка это русский бандит из команды В.М. Варги. Хельгу Альбрехт ему припоминает незнакомец в баре в боулинге.
      А вот дальше - я не очень понимаю, потому что он явно слишком молод для этого.
      Мне кажется, что вся эта компания - вообще не люди (у в Варги - не булимия) и что это-то как-то связано с инопланетянами из второго сезона и фантастическим рассказом из третьей серии этого, но ничего связного я придумать не могу )

      Удалить
    2. Это метафора вечного Зла и еще манипуляции с правдой - человек обвиняют в том, что он совершил убийство и зовут его Юрий Гурка, и он не может доказать, что это не он. Позже Варга будет рассуждать о том, что прошлое не определено и может меняться.
      Сам Холи в интервью сказал, что эта сцена должна посеять в зрителе сомнение, особенно после вступления "Это правдивая история", люди ли вообще Варга, Гурка и до того Мальво из первого сезона:

      NH: Well, he’s pretty young, if that’s the case. At the same time, I don’t know. One of the things that Joel and Ethan Coen do often is to play with some of these more elemental figures, the lone biker of the apocalypse and Anton Chigurh and the Dybbuk in A Serious Man. There is a sense in some of their stories that some of these characters may not be literally mortal or human. Javier Bardem has been interviewed and said he didn’t feel like he was playing a human being when he was playing Anton Chigurh. That’s something that I obviously picked up on when Lorne Malvo says “I haven’t had a piece of pie like that since the Garden of Eden.” Yuri says later, “I knew a Helga once,” and Paul Marrane says, “I have a message from Helga Albrecht and the Rabbi Nachman,” and there is a sense that, yes, it’s literally the same guy. But at the same time, the logical part of your brain goes, “Well, he would need to be in his fifties, so how is that possible? Is he literally a Cossack from the 1700s who never seems to age, or has he just taken on the name or what’s the story there?”

      Удалить
    3. С человеческой/нечеловеческой природой все так, и с Малво Холи четко дал это понять в финале первого сезона, когда персонаж ожил после пары пуль в груди с жутким воем.

      Но и с возрастом Гурки все можно объяснить проще. Игравший его актер Горан Богдан родился в 1980 году, то есть на момент съемок ему было 36 лет. Но Гурка мог бы выглядеть младше своего возраста года на 3-4, это встречается нередко (достаточно не злоупотреблять алкоголем и другими веществами и иметь определенную генетику). Таким образом, в 2010 году ему было бы около 40, и персонаж родился в 1970-м. Сцена в ГДР происходит в 1988 году, то есть на момент убийства ему было 18 лет. Нормально? Нормально.

      ГДРовский офицер называет Гурку "20-летним мигрантом с Украины". Но в этой фразе он вполне мог округлить с 18 до 20. С другой стороны, и сам Гурка мог завысить свой возраст, особенно если приехал и попытался устроиться на работу несовершеннолетним. То есть все укладывается на уровне житейского здравого смысла.

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.