28 мая 2018 г.

ВидФест 2018 - ч.2 - тренды

О двух тенденциях ВидФеста - удивительной для меня скромной посещаемости и неудивительном большом количестве детей - я написала в прошлой части, теперь о третьем открытии - всё это про коммерцию. На всех фестах, где  я бывала, чем-то торгуют, но там торговля была лишь малой частью общих развлечений. Везде есть бесплатные игры, настольные, компьютерные, квесты и викторины,  есть караоке и очень популярные танцы. Здесь торговля была главной частью программы.

Нет, на ВидФесте было как минимум пять площадок для выступлений, где разные известные ютюберы развлекали народ. И даже была музыкальная программа, из которой я застала только несчастного Влада Соколовского. Но остальное - это киоски с сувенирами. С учетом возрастной категории посетителей вот эти ребята выбрали самое точное название для своего стенда:


Самый популярный товар, что было заметно и по ЭпикКону, это коробки. Такое ощущение, что люди, как коты, не могут пройти мимо коробки, и если они не могут в неё залезть, то просто обязаны её получить. Коробочный бизнес, видимо, перекочевал в реальную жизнь из интернетов, где он процветал и процветает до сих пор. Коробки были и сюрпризные (это когда покупатель не знает, что там), и тематические.



Цены, как можно заметить, не детские, но ушлые дети пытаются отжать у продавцов заветный ящик любыми средствами. Девочки протягивают скомканные деньги со словами "У нас немного не хватает", а следующий за ним мальчик просит коробку бесплатно, потому что у него "завтра день рождения". Это поколение не пропадет, хихи.

Организаторы торгуют своим мерчендайзом:


Если на ЭпикКоне (и на Гик Пикнике, и на Старконе) большая тусовка авторов, торгующих собственными картинками, книжками и игрушками, то тут в основном такой алиэкспресс.

Но и выступления части спикеров были посвящены заработку в сети. Бурную деятельность развила какая-то рекламная сеть или биржа Adhive.


Выступали и какие-то твитерши, и инстграмщицы. То, что их слушатели в половине малые дети, вызывает, конечно диссонанс. Может быть, это хорошо, что ребенок с детства уже понимает, откуда берутся деньги на "мам, купи", и сам учится их зарабатывать, но хотелось бы, чтобы он не циклился на этом раньше времени. Ту же Персик (это я её так назвала, а она, как мне написали, Берсик) маленькие девочки спрашивали, сколько сейчас стоит её коллекция кукол.

При том, что сами ютюберы как раз говорили о форматах и технической стороне производства видео. Соболев хвалил Дудя за то, что он поднял планку и заставляет остальных двигаться вперед. Топлес (это имя) рассказывал, как он снимал в Эрмитаже, и вообще о вот таком познавательном формате. Поперечный мрачно рассказывал о депрессии, как неотъемлемой части существования комика. Но запах денег витал в воздухе вместе с пылью.


В павильоне очередной научный просветитель (популяризаторы науки - это тоже такой модный бизнес, который тоже захватила Тусовка) Борис Цацулин с очередной же лекцией про питание. У них и набор тем стандартный, у всей банды. Но у Цацулина хоть дикция нормальная в отличие то Аси Казанцевой


Для публики его лекция, как мне показалась, была бесполезна, потому что про все мифы они и сами уже знают.

В другом зале геймеры играли во что-то, причем, в разное, но на экране зачем-то показывали комментаторов. Интересен только гендерно-возрастной состав участников:



И да, за автографами куда-то в темный угол стояла огромная очередь, причем, автографы платные - билет на автографсессию стоит дополнительных 500 рублей.


Из всего этого следует, что папаша Саши Спилберг вместе с Бекмамбетовым были не так уже неправы, когда делали свою унылую поделку "Взломать блогеров" с участием Ивангая и своей дочери, во всяком случае, они правильно определили целевую аудиторию - малые дети. Но в чем они ошиблись, так это в объеме этой аудитории. Большое количество детей на ВидФесте бросается в глаза потому, что там просто народа не много.  Из-за этих детей у самих русских ютюберов сложилось впечатление, что люди старших поколений не смотрят Ютюб, а читают допотопный ЖЖ. Но вот я свой первый эккаунт на Ютюбе завела в 2007-м году и тогда выкладывала маленькие видео с концертов. Уж всяко я была не единственным русским пользователем, и насколько я знаю, мои сверстники и весь пласт олдстеров много смотрят разного видео. Но их интересы практически не пересекаются с тем, что делает Усачев, Катя Клэп, Хованский и так далее. Российские ютюберы существуют в заповеднике "12+". Единственный, кто сейчас привлекает действительно широкую в возрастном плане аудиторию - это Дудь. Он это понимает и сказал в интервью Дождю, что он пытается выстроить связь между поколениями - рассказать грубо говоря детям о родителях и родителям о детях. Поэтому у него и Фейс, и Познер, и Балабанов, и Покрас.

Коварный представитель вражеского племени прокрался на детский утренник.

Ну и казалось бы, пусть 12+, зато их много, а большая аудитория - это хорошо. Но тут мы вспоминаем про коммерцию. Понимают ли рекламодатели, что форсить букмекерскую контору школьникам просто бессмысленно?

43 комментария:

  1. У меня остались схожие впечатления, мы в этом году решили не ходить. Тем более в мск Видфест практически совпадает по времени с Игромиром/Комиконом, а он намного интереснее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да и бюджет на развлечения не бесконечен. Коны (Эпик и Стар) гораздо лучше организованы, более дружелюбны и там больше интересного на любой вкус. А стоят они столько же. И хотя Старкон тоже проходит в ебенях, но это комфортные ебеня с бесплатным автобусом, столовой, диванами, туалетами и возможностью выйти на воздух и посидеть под деревом.

      Удалить
  2. Так как всю эту ютюбную муть снимают в основном не ради-себя, а для-денег, то коммерциализация вполне обьяснима. Так как подавляющее большинство участников сабантуя - подростки, одержимые идеей "стать ютюбером и сделать многабабок", ничего при этом не умея, то очевиден выбор коробки с хней как основного товара.

    Также очевидно что всему этому увлечению жить осталось недолго. С одной стороны, денег там никаких нет. С другой стороны, через пару-другую лет школьники будут смотреть в ютюбиках профессиональные ролики от Диснея и Кокаколы, сделанные ровно так, чтобы им понравилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но Фест-то по идее развлекательно-информационное мероприятие. Посетитель за свои деньги должен получить свою порцию развлечений и на остальных местных сборищах они есть - и у ВК, и на Гик Пикнике, и на Старконе и ЭпикКоне. Многие из этих развлечений организованы рекламодателями, другие - участниками (на Конах фэндомы устраивают квесты и игры). Даже при том, что до прошлого года Гик Пикник был про еду, а у ВК на каждом углу рекламодатель. Про деньги можно поговорить отдельно в рамках панели "Сетевой бизнес".А здесь просто такое впечатление, что у всех ценники в глазах.

      Удалить
    2. 2 fms: Думаю, ютьюб это серьезно и надолго -- у людей всегда будет потребность смотреть на "почти таких же как мы сами", и ютьюб эту возможность дает, устраняя невидимую стену. Девочке-подростку будет интересно смотреть на то, как другая девочка-подросток красится, подростку мужского пола, в первый раз в жизни нажравшемуся на "вписке" будет интересно смотреть на балагура-Хованского воображая что он бухает с ним в одной компании. Дисней с Кокаколой не сможет удовлетворить всех. И странно слышать про отсутствие денег на ютьюбе при живом Дуде и ломанувшихся на ютьюб телевизионщиках и оффлайн-селебрити.

      Удалить
    3. И не забывайте, что на Ютюбе есть огромное количество других форматов. Я смотрю всякое образовательно-развлекательное и "как это сделано". У таких каналов не самая большая аудитория, но они прекрасно существуют. Тот же Wisecrack, Bon Appetit (у него есть русский клон, но это разные каналы), Buzzfeed Blue, PBS Idea, сейчас я смотрю много иллюстраторов и рисовальщиков, есть документальные циклы, есть языковые каналы, есть фотографы, есть общеобразовательные вроде What I Learned, Crash Course и тд. Неправильно думать, как наши ютюберы, что Ютюб - это только болтовня на камеру на отвлеченные темы.

      Удалить
    4. 2prezj, вот большие компании и будут показывать им ровно то, что им нравится, основываясь на собранной маркетингом статистике. Это эффективней и дешевле чем платить гуглу рекламные деньги и получать за них невесть что.

      2corpuscula, есть, но статистически их на порядки меньше, десятки-сотни на весь ютюб. В таких случаях просится мысль их выкупать и брать на работу.

      Удалить
    5. Утверждение "десятки-сотни на весь Ютюб" - голословное. У вас нет статистики ни сколько их, ни каково соотношение со "всем Ютюбом". Не будьте как Дощщь.

      Удалить
    6. 2corpuscula, можно в принципе напрячься и поискать эти данные, но по крутящимся в новостях и блогах именам получается что их никак не больше нескольких сотен. Всегда возможен аргумент что есть еще какие-то Содержательные Ютюберы Которых Мы Не Знаем, но это уже в натуре переходит в область дискуссий о шушпанчике.

      Удалить
    7. Каких именах?! Кого никак не больше сотни, судя по новостям? Вы потеряли нить разговора, перечитайте мой комментарий.

      Удалить
    8. Я говорю о ютюб каналах, не содержащих в себе подростка / кидалта, несущего чепуху о компьютерных играх, детских игрушках, последних марвеловских блокбастерах и прочей подростковой хуйне.

      То есть конкретно о ютюб каналах содержащих информацию, интересную взрослым людям.

      Мы об одном и том же говорим?

      Удалить
    9. Да, хотя каналы о кино, сериалах и играх вовсе не обязательно "подростковая хуйня". Так вот каналов о науке, культуре, технике и профессиональной деятельности огромное количество на любую тему. Построения вида "ну их там максимум сотня, но я не буду приводить какие-то фактические подтверждения, а просто скажу, что я видел в блогах (!!!) имена, а если вы говорите, что их много, так вывсёврети, и ваши утверждения - хуйня", извините, это не для взрослых людей. Кому, какгрица, и Баронова была большой ученый.

      Удалить
    10. Не меняйте множитель на лету, я сказал "десятки-сотни", то есть максимум тысяча. Вы все еще не согласны с подобной оценкой?

      Удалить
    11. fms есть каналы которые кокакола с диснеем не будут покупать и делать: оруженики, страйкеры, олдгеймеры, летскодеры, домашние кузнецы, сделай броню из ворблы и разбираем Делёза на примере артхауза. Это очень маленькие ниши которые несут только минус репутации.

      Удалить
    12. 2vs, на них тоже может найтись тематический покупатель, поменьше и за меньшие деньги. Тех же оружейников со страйкерами запросто могут купить устроители турниров либо производители аксессуаров для хобби.

      Конкретно, в сухой остаток могут выпасть каналы, занимающие совсем непрактичную нишу (некому купить) и производимые коллективом (трудно оформить покупку).

      Если мы обратимся назад, к уже отошедшим в прошлое блогерам, то увидим похожую картину. В остатке стабильные сообщества + горстка тематических эзотериков, а все "большие", массовые блоги публикуются компаниями вроде Gizmodo или AOL.

      Удалить
    13. 2 fms: Думаю, вы недооцениваете два фактора -- 1. подвижность аудитории ютьюба и в целом более стремительную динамику по сравнению с традиционными сми 2. собственно деньги, которых, по вашим словам "денег там никаких нет". Видеоблогеры как возникают из небытия и поднимаются к вершинам хайпа, так и пропадают и за считанные месяцы становятся никому не интересными. Такую динамичную среду очень сложно монополизировать даже частично. И второе -- блогера кормят рекламные деньги, которые зависят от количества подписчиков и просмотров, и блогер боится их потерять, а аудитория, на самом деле, достаточно придирчива. Приведу такую параллель -- много-много лет назад было такое явление как ЖЖ и в нем возникли "тысячники" (да-да, в те дремучие времена люди гордились тысячей подписчиков, когда сейчас видеоблогер со 100 тысячами никому не интересен). Так вот, когда МЗС обратило внимание на ЖЖ, АП просто скупила большую часть заметных ЖЖистов -- всех этих ФрицМоргенов и Болеславов Покоев. Видимо это было настолько бюджетно, что можно было распилить бОльшую часть денег и еще на покупку блогера оставалось. Недавно же был скандал в Ютьюбе, когда группа блогеров взяла разовый заказ на агитацию за поход на выборы -- им пришлось оправдываться, аудитория просела и в целом видимо им пришлось не очень. Или тот же Соболев -- очевидно, что он берет правительственные заказы, но старается делать это так, чтобы не злить свою аудиторию. А будет ли ему МЗС платить 2-3 миллиона в месяц на постоянной основе (которые, по его словам, он получает с рекламы)? Вряд ли, учитывая что a) Соболев потеряет свою аудиторию, если станет правительственным агитатором и станет никому не нужен (в том числе МЗС) b) на его место очередь молодых и прытких, которые его с удовольствием заменят c) Соболев сам это прекрасно понимает и не будет отказываться от рекламного заработка и менять его на полную зависимость от какой-нибудь Потупчик. To cut a long story short -- может ли Дисней теоретически раскрутить свою Спилберг также, как раскрутил оригинальную Спилберг ее папа -- да, конечно (хотя это будет сделать не просто и не дешево). Сможет ли Дисней скупить или подавить всех остальных спилберг и катей клепп -- нет конечно, это слишком дорого да и в принципе невозможно.

      Удалить
    14. 2 fms: Вы соскакиваете с темы. Хоть сотня, хоть тысяча, хоть десять тысяч - у вас нет никаких фактических данных, подтверждающих ваше утверждение.

      Удалить
    15. 2 prezj-vsegor: Даже еще круче. Если говорить о русскоязычных ютюберах, то они не просто рискуют репутацией у зрителя, но и рекламодатель панически боится политоты. Можно взять заказ на выборы, но тогда отвалится добрая половина рекламодателей, которым всё равно, за Путина или против, просто этот контент они считают токсичным.

      Ротация звезд происходит еще из-за выгорания. Ниже пишут, что многие стали реже публиковать видео, но вот Мишель Фан вообще ушла из Ютюба в зените славы и просидела в тишине в Швейцарии, потому что бремя популярности очень велико, постоянно вещать тяжело, психологическая нагрузка большая. Так что можно, конечно, купить кого-то, но никто не знает, сколько он выдержит и на сколько хватит куражу и нервов у того же Ивангая. Как пропал Рома Желудь, например. Среда действительно подвижная.

      Удалить
    16. 2corpuscula, точных данных нет, но верхнюю границу оценить могу. Что не так?

      Удалить
    17. 2 fms: У вас нет никаких данных - ни точных, ни неточных, поэтому вы не можете оценить никакую границу - ни верхнюю, ни нижнюю.

      Удалить
    18. 2 fms: на основании научного оценочного метода «мне показалось»:) Ну вы что.

      Удалить
    19. 2 corpuscula: Мне эта аполитичность молодых видеоблогеров с одной стороны (исключая "ебанашек" типа Соколовского и Камикадзе Ди) и обостренное чувство фальши и проплаченности у их аудитории с другой даже импонирует -- как-то кажется, что их поколение более здоровое и нормальное, что-ли, чем мое. В них меньше цинизма с одной стороны и меньше полит-шизы с другой.

      Удалить
    20. fms, да вы что, какие несколько сотен.... Когда моя тётя, 65 лет, открыла для себя Ютуб, оказалось, что каналов для садоводов и дачников несколько сотен, и это только русскоязычные. Она подписалась на пару десятков каналов, а если бы английский знала - то выбор был бы намного больше. Я увлеклась вышивкой, и угадайте, сколько существует каналов для вышивальщиц?
      А уж кулинарные - тех вообще сотни тысяч по всему миру!

      Удалить
    21. То есть мне как раз субъективно кажется, что тематических каналов больше, чем с "просто поболтать", потому что я ищу конкретно их и Ютуб потом сам мне их и подсовывает. Если бы я интересовалась летсплеем, мне бы, наверное, казалось, что на Ютубе один сплошной летсплей.

      Удалить
    22. Да всё просто. Ютюб прекратил вести каталог каналов по категориям, но есть поиск. И простой запрос, например, science channel выдает 42 миллиона (!!!) загруженных роликов. Это и видео непосредственно Science Channel, и Дискавери, и разных прочих. Даже если половина из этих видео чушь и перезаливка, то по любому пара сотен каналов не могла наплодить 22 миллиона роликов. Более того, есть списки "100 лучших научных каналов Ютюба", то есть было из чего выбирать сотню самых топовых. И это просто по самому банальному запросу. По запросу astronomy 2 миллиона результатов, и на первой же странице и образовательный канал, и документальный цикл об астрономии, и советы начинающим, как выбрать свой первый телескоп. По этим цифрам и результатам выдачи уже можно судить о том, каков порядок цифр на Ютюбе.

      Система рекомендаций, конечно, крутит ограниченное количество видео и каналов, они повторяются и кажется, что ты уже всех знаешь, но на самом деле их в разы больше, чем тех, что на поверхности. Просто надо менять поисковый запрос и каждый раз будет открываться новый пласт.

      Удалить
  3. Мне в этом году сорок и я начал смотреть ютьюб с вашей подачи ;) Отлично помню -- в прошлом году в конце весны или в начале лета у вас был пост о Максе Фадееве у Дудя, где вы упоминали интервью Навального. Ради любопытства я полез смотреть Навального у Дудя, потом пощелкал по другим дудевским видео, и меня затянуло. Смотрел как малолетний подросток Хованского (перестал, так как его однообразный контент приелся, плюс он достал насильно скармливать аудитории своего унылого бородатого друга), теперь в курсе существования таких персонажей как Джорахов, Лиззка, Друже или Юлик. Для регулярного просмотра в итоге остался Дудь, Соболев (да-да, посматриваю этого Малахова для самых маленьких), кинообзорщики Сокол и Чак и почему-то автоблогер Кося Академик (хотя сам я не автомобилист). (Заранее извиняюсь за то что вывалил в вашем блоге эту никому не интересную информацию).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне было интересно) всегда интересно, кто у кого был первым. Я тоже посмотрела Дудя, потом ещё немного Дудя, потом ещё немного Дудя и, внезапно, закончила на Познере, не к ютьюберам он будет помянут.

      Удалить
    2. Мне тоже интересно, потому что Гугл отломал тут опросы и теперь только в комментах можно узнать такие вещи (про Ютюб тут был опрос очень давно). А я не помню, кого увидела там первым, но один из первых постов здесь был про знаменитое видео Битва при Крюгере, про буйволов, львов и крокодилов, а еще потом была Магибон, Мишель Фан, девочки-влоггеры, виддеры, которые делают фанвиды, потом котики, конечно.

      Удалить
    3. Формально первым ютьюбером у меня был Angry Nintendo Nerd за просмотром которого я залип на одну ночь много лет назад. Потом подписался на Screen Junkies с их Honest Trailer (их русский клон Super_VHS я также ценю), но смотрел их редко, чаще стирал надоедливые оповещения в почте, чем смотрел -- считал тогда, что я прирожденный "текстовик", а не "визуал", и смотреть видео для меня слишком медленно и скучно. Регулярно стал смотреть ютьюб (и наращивать количество подписок) только с Дудя в прошлом году.

      Удалить
  4. Как-то вообще по-моему кризис у отечественных ютюберов. Марьяна Ро раз в месяц выходит. Елена Рассохина и Агния Огонек чуть было не ушли, потом вернулись и стали выходить реже. Реже стали выходить Соболев, 100500, сливкишоу и Стас Давыдов. Кажется, это связано в тем что ютюберов мухлюет с вкладкой "втренде", но это неточно

    ОтветитьУдалить
  5. Забавно, я была там с ребенком и попала на вашу фотографию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не нарочно. Если что, скажите, я уберу картинку.

      Удалить
    2. Пусть будет фото на память о фесте.

      Удалить
  6. А вот в этих магических коробках, которые все покупают, там что? ТО есть ,что-то особенное или просто та же мерча просто упакована в коробку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бессмысленная мерча. Картинки все кликабельны, а если кликнуть, а потом еще раз правой кнопкой, и нажать "открыть в новой вкладке", то она будет совсем большая и можно прочесть весь список ненужных вещей (у Белки).

      Удалить
    2. Но некоторые коробки популярней других. Не знаю, почему.

      Удалить
    3. О, спасибо. Увеличил и посмотрел. Интересный тренд. Было бы интересно понять почему они так заходят...может ассоциация : коробка-подарок...если без коробки берёшь . то дороже и не так празднично?

      Удалить
    4. Я не знаю, существовал ли за границей такой бизнес изначально, но вообще эта история с коробками бурно стала развиваться в интернете лет, по моим оценкам, 6-7 назад. Схема была другая - коробки получали по подписке раз в месяц, содержимое часто было секретом, а посмотреть его на сайте можно было только потом, когда уже выходила следующая коробка. С коробочной торговли начал свой заход на американский рынок Мимбокс, продававший корейскую косметику. Сейчас у них уже и отдельный магазин, и свои линии продуктов. Потом этот тренд дошел до наших граждан и разные сайты, в первую очередь, косметические, стали выпускать свои коробки. Там суть в том, что они набирают пробников и миниупаковок у рекламодателя и продают это подписчикам. Елена Крыгина очень популяризировала этот бизнес, так что коробки теперь выпускают все, от бьюти-блогеров до иллюстраторов. Но там выгода в том, что и рекламодатель что-то платит или хотя бы предоставляет товар, и покупатель кредитует вперед.
      Почему потребители с таким энтузиазмом это покупают - вопрос. У Крыгиной прямо дрались за них поначалу. Вероятно, какие-то детские триггеры срабатывают - сундук с сокровищем, подарок на Новый год...

      Удалить
    5. Насчёт косметики могу рассказать, что триггерит лично меня. Конечно, это сюрприз, рандом и у-ня-ня, но в основном все же возможность попробовать разные трэвел-сайзы всякой фигни, которую в провинции и днем с огнём не сыщешь, а она бывает эффективной и нужной. Да и сами эти мини-штуки удобно брать с собой в отпуск, спортзал, уотэвер.

      Удалить
  7. меня все время с этой ютуберской волной не покидает ощущение, что под увеличительное стекло мощной технологии попала уууня какая-то

    ОтветитьУдалить
  8. к комментарию про то, что Рома Желудь пропал - я погуглила, он не пропал, у него много свежих видео на ютубе и очень неприличные/эротичные фото в инстграме. Мне кажется, что он просто перестал быть таким популярным, у него последние популярные видео - с Настей Ивлевой, и реакция на Иван Гая, то есть про следующее поколение уже. Тот же Пьюдипай король ютуба, а почти братьям Логан уступил, пока те не оскандалились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Рома еще есть. Надо же. Он просто выпал из списка упоминаемых имен, там теперь другие звезды.
      Про Логанов: так сначала бедный Пьюдипай оскандалился и приносил извинения, потом Логан (но тут головой всё же надо было думать) каялся публично.

      Удалить

ВНИМАНИЕ!!! ГУГЛ ОТКЛЮЧИЛ OPEN ID, с ЖЖ эккаунтов теперь комменты не проходят.