10 июл. 2018 г.

12 Monkeys - 4-й сезон (и конец сериала)

Я думала, что я одна из немногих, кто до сих пор продолжал смотреть "Обезьян", но заглянула в Гугл, а там Vox нахваливает, а Форбс и вовсе пишет, что это был лучший финал со времен Breaking Bad.


Не скажу, что прямо Breaking Bad, но заключительная двухчасовая серия достойно завершила  эту фантастическую историю. Потому что, к счастью, создатели остановились на четвертом сезоне, не дожидаясь, когда наступит кризис. Более того, сценарий и был написан с расчетом на четыре сезона. С самого начала было уже решено, чем всё закончится. И вот все линии сведены, как в финале пятого сезона "Сверхъестественного". И ровно так же все герои объединились ради спасения мира, но кто-то должен пожертвовать собой. Потому что, как еще в первом сезоне предположил сам Джеймс Коул, в нём-то всё и дело. Он с товарищами убивал всех этих ученых и последователей культа Свидетеля, разрушавших Время, они даже по ходу дела убили Гитлера, но это не меняло хода событий в главном - вирус по-прежнему уничтожал всё живое (а смерть Гитлера ничего особо не исправила в истории). Пока не выяснилось, что виновник всего Коул. Он должен не просто умереть, его надо стереть из хода Времени, навсегда, как будто его не было.

А Время есть такой фатум и бог одновременно. Оно управляет всем, но оно и зависит от этих людей, которые меняют его ход.


В общем, как и в случае братьев Винчестеров, речь идет о неотвратимой судьбе и свободе воли.  В конце концов вся команда спасителей мира перестает бегать по разным временам и эпохам, чтобы там что-то изменить и это бы сказалось на недалеком прошлом, а делает это уже лишь чтобы помешать тому, что происходит в их настоящем, хотя оно теперь раскидано везде - от далекого прошлого до будущего, и связано не единством времени и места, а единством событий.  Иногда эти перемещения так запутываются даже в пределах одной небольшой истории недели, что уследить невозможно. Интуитивно понимаешь, что у сценаристов там все придумано и связано, но когда две Кассандры с разницей в пятнадцать минут носятся по злополучному отелю Эмерсон, при этом действия второй Кассандры уже произошли еще при первой, хотя она совершила их только через 15 минут...ох, нет, это слишком сложно, как и всё, что связано с путешествиями во времени.


Но цельность самого сюжета и характеры героев искупают спутанность событий. В конце концов, всё объясняется простой метафорой из сказки, которую рассказывает отец маленькому Коулу. Время, как змей, ползущий только вперед, но однажды змей встретил демона на своем пути и зациклился - стал двигаться по кругу, кусая свой хвост. Надо как-то убрать демона, чтобы движение продолжилось. Хотя на самом деле всё не  так прямолинейно: второй образ в сериале - это спираль, поэтому у всех есть свой цикл.

Казалось бы, в финале выясняется, что всё предрешено, судьбу не обманешь, герои оказываются в начальной точке и понимают, что должны совершить всё то, что так отчаянно пытались предотвратить, но конечный вывод, к которому приводят сценаристы, всё равно это твой выбор. Человек всё же выбирает, каким будет конец его истории. Но шоураннер Терри Маталас пошел даже немного дальше и предложил зрителям выбрать финал самим, потому что он там тройной - можно остановиться на любой точке и сказать себе "вот здесь конец". Он сказал в интервью, что сам он любит хэппиэнды, поэтому в самом конце он и будет, но можно закончить чуть раньше, на более героическом, но немного грустном финале.


И еще один месседж сериала: счастье ценно тем, что оно конечно. Бесконечная благодать бессмысленна, как, наверное, и бесконечное горе (хотя об этом они не говорят). Так что живите здесь и сейчас, дорожите моментом, потому что он сейчас закончится, всё когда-то заканчивается.

Главное же, что в "Обезьянах" есть та эмоциональность, на которой держалось "Сверхъестественное". Тут и отчаяние, и гнев, и драма вперемешку с комедией, мучительный выбор каждого из героев, кого спасти - мир или одного человека, само собой тут есть мужское братство и сложная любовь, в том числе и материнская, и дальше любимый американский девиз "мы одна команда, а значит, семья". И в этой команде, уже в отличие от СПН, женщины - равноправные герои со своими судьбами, без этой дурацкой модной агенды. Хотя Кэсси мне всё равно не нравилась, но тут, мне кажется, проблема кастинга.

Так что Терри Маталас удачно продолжил ряд, начатый даже не Ноа Холи с "Фарго", а еще "M.A.S.H", который был чуть ли не популярней оригинального  фильма. Во всяком случае, у Маталаса получился хороший жанровый сериал. 

7 комментариев:

  1. Начал читать в надежде на спойлеры, а дочитал и даже обрадовался, что их не было, посмотрю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так спойлеров было достаточно во всех предыдущих рекапах и обзорах.

      Удалить
  2. Про путешествия во времени: а Вы смотрели Primer?

    ОтветитьУдалить
  3. Я плакала, когда смотрела последнюю серию... У них всех там слёзы на глазах и у меня тоже. Даже не подозревала, что настолько сильно им сопереживаю. Когда Кэсси оказалась у пульта в Титане, у меня было чувство, что это мне придётся сделать выбор.
    Несмотря на все безумства сюжета, история получилась замечательная.
    А ещё я рада, что Маталас не поддался моде последних лет, когда в сериалах и компьютерных играх всё заканчивается какой-нибудь трагедией и безо всякого хэппи энда :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень эмоциональный финал. И прощание Коула с Джонс такое грустное и героическое, кстати, зря они не отыграли тему, что она его бабушка, только Дженнифер пошутила про это. И зрителям открыли главную тайну - где Джонс брала сигареты все эти годы?!,

      Удалить
    2. Я думала, что ей сигареты как гостинец из прошлого привозит кто-то из путешественников))) а оказалось, вон оно как))

      Удалить

ВНИМАНИЕ!!! ГУГЛ ОТКЛЮЧИЛ OPEN ID, с ЖЖ эккаунтов теперь комменты не проходят.