18 июл. 2019 г.

The Movies (CNN) - 2-я серия

Вторая серия посвящена 90-м и начинается с того, что одним из героев того времени был антигерой, плохой хороший парень или хороший плохой, в зависимости от обстоятельств. "Хорошие парни", "Молчание ягнят", "Основной инстинкт", "Обычные подозреваемые" - это все истории про дурных людей, которые нам нравились. И если сюда же отнести Тарантино, о котором в серии еще пойдет речь, и не только его, то окажется, что в Штатах были свои киношные "лихие 90-е", дух времени был таков, а у нас искусство сразу шагнуло в жизнь.


Беззаконники были, конечно, в основном мужчины, но один из главных отчаянных кинодуэтов был женским - "Тельма и Луиза".

Тут надо сделать отступление. В 80-х американское кино развивалось крупными сегментами. Были модные жанры и в каждом расцветал целый куст определяющих фильмов. Где "Крепкий орешек", там и "Смертельное оружие", где "Рэмбо", там и "Командо". Поэтому прошлая серия скомпонована такими блоками, связанными между собой иногда не очевидным образом. В 90-е кинематограф рассыпался и диверсифицировался. Поэтому блоки внутри этой серии чаще объединены не по жанровому принципу, и больше приходится говорить об отдельном фильме,чем о тренде, который он представляет.

Хотя в 90-е были свои любимые жанры. Во-первых, это комедия - Билл Мёррей ("День сурка"), Джим Керри ("Маска" и "Эйс Вентура"), Майк Майерс ("Остин Пауэрс" и "Мир Вэйна"), Адам Сэндлер, Бен Стиллер, Стив Мартин, Эдди Мёрфи. Вспомнили "Миссис Дуайтфаер", но что приятно лично мне - "Office Space" Джаджа! Но дальше был большой кусок посвященный Кристоферу Гесту, о котором я вообще впервые слышу.

 Во-вторых, это ромком, и Джулия Робертс королева его, она снялась в трех комедиях, но каждая стала хитом. За ней дуэт Тома Хэнкса и Мег Райан, и Сандра Буллок.

В-третьих, военно-историческая драма - "Тонкая красная линия", "Спасти рядового Райана", "Список Шиндлера".

И, в-четвертых, новый расцвет анимации. С одной стороны Дисней с традиционной рисовкой, доведенной до технического совершенства (мои знакомые аниматоры каждый фильм с восторгом смотрели) выпустил свои новые хиты - "Русалочка", "Алладин", "Король лев", а с другой Пиксар с "Историей игрушек", начавшей новую 3Д-эру.


Остальные упоминаемые фильмы, скорей, отдельно стоящие утёсы. Желая проиллюстрировать, что разнообразие в кинематографе было всё же не спонтанным, а  единым направленым движением, в нарративе есть три вставки: независимое кино и фестиваль Санденс, и я тут из нарезки  признала только Кевина Смита с "Клерками" и фамилию Линклейтер, остальное всё мимо меня,  черный неореализм - Синглтон и Спайк Ли. Ли еще смотрела, но афроамериканская драма, а уж тем более комедия, это очень специфичный для нас был жанр. Интересна связь этого течения 90-х с гангста-рэпом и рэперами, пришедшими в кино не только в качестве актеров, но со своим нарративом. И третья вставка - "женская режиссура". Не надо было выносить это в отдельный блок, потому что кроме Кэмпион и Бигелоу никого заметного или интересного в их списке не было, а Нору Эфрон и так две серии поминали через слово. Но зато этот бестолковый женский список подвел к одному из культовых фильмов 90-х - "Clueless" ("Бестолковая", "Без понятия"), снятому и написанному Эми Хекерлинг.


Режиссером, отразившим настроение всего десятилетия, оказался не Тарантино, как можно было подумать, а братья Коэны, снявшие в это время два своих главных фильма - "Большой Лебовски" и "Фарго", и еще мелкую россыпь прочих, тоже не плохих.

Блокбастеры были оставлены на заключительную часть серии, но в большей мере как дань спецэффектам. Это было последнее десятилетие, когда ими можно было удивить, CGI еще был в новинку. Тут у нас "Терминатор 2", "Титаник", "Парк Юрского периода" и "Матрица".

И уже в конце в подтверждение не сказанного, но очевидного тезиса "90-е - годы разнообразия" посыпалась нарезка из разного модного и авторского: "Шестое чувство", "Парни не плачут", "Выборы", "Быть Джоном Малковичем", "Американская красота". И в самом-самом конце впихнули с трудом уже "Бойцовский клуб".

42 комментария:

  1. Кристофер Гест снял "Waiting for Huffman" и "Best in Show" в эти годы. Абсолютно лучшие американские mockumentaries

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В фильме ему уделили очень много времени, рассказали чуть ли не биографию, показали отрывки из фильмов, но я не видела ничего.

      Удалить
    2. Стоит посмотреть. Алсо "Goes to eleven" - стало идиомой (по крайней мере в американском английском)

      Удалить
  2. О, Лебовски! Действительно, куда же без него. Впрочем, без Бойцовского Клуба тоже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. тоже очень обожал Бойцовский клуб по молодости, но сейчас, по прошествии двадцати лет считаю что это очень неправильный и даже вредный фильм

      Удалить
    2. Фильм не должен быть хорошим, он должен быть так или иначе характерен для эпохи.

      Удалить
    3. "Бойцовский клуб" кино вредное, но этот фильм был знаковым для времени. Я даже удивилась, что ему, да и вообще Финчеру, уделили в серии мало времени. Зато много - Бёртону, но не с Бэтменом, а с "Кошмаром перед Рождеством" в разделе "анимация", и "Эдвард Руки-ножницы" и "Эд Вуд".

      Удалить
    4. А почему вредное?

      Удалить
    5. 2 fms: да обсуждали это несколько лет назад здесь же. Потому что этот фильм канализировал офисный бунт в междусобойный мордобой, по сути в насилие и саморазрушение, и транслировал идею, что единственный выход из собственного тревожного состояния это уничтожить себя и всё вокруг. Многие приняли это как руководство к действию.

      Удалить
    6. Ага. Ну в общем да, хотя сомневаюсь что офисный бунт вообще может быть как-то позитивно канализован.

      Удалить
    7. 2 corpuscula: Интересно, тогда любое кино про "бунт" можно назвать вредным? (Ведь, если дошло до "бунта", то это уже точка невозврата и разрушения чего-либо)

      Удалить
    8. Тут был большой тред, не буду давать ссылку, но фэны БК в целом аргуменитровали свою любовь к фильму тем, что он им открыл глаза на "настоящую жизнь", которая "между жизнью и смертью", и что не надо зависеть от общества и цацок, но при этом отстаивали важность "власти" и "статуса". Каким образом у них этот статус и власть возникали вне социума, они не пояснили. При этом, как вы понимаете, эти идеи транслировали молодые люди, которые мечтали о карьере менеджера (и не собирались от неё отказываться) и брали кредиты и ипотеки.

      Удалить
    9. 2 Vladimir Gavrilov: Не думаю, что любой бунт. Но в БК (именно в фильме) это был даже не бунт, а канализация бунта в бессмысленное и безопасное для существующей системы русло. "У вас невроз? Вы не справляетесь с нагрузкой на работе? Набейте друг другу морду и всё, и идите работать дальше".

      Удалить
    10. Вреден был не сам бунт, а предложенное решение.

      Удалить
    11. Молодым людям стоило бы задать вопрос, видели ли они что-либо подобное событиям фильма в этой самой "настрящей жизни". Подсиживание соработников и срачи в Gerritе изза скобок не в счет.

      Удалить
    12. Так они сами создали подобное - открылись бойцовские клубы, где они дрались, хаха.

      Удалить
    13. 2 corpuscula: Такое ощущение что эти фэны БК досмотрели его до половины, не говоря уже о том , чтобы книгу прочитать.
      То есть подняли на знамёна то , что легче всего воспринимается.

      Удалить
    14. Скажем так, они вытащили из фильма (и в меньшей степени из романа) то, что им было удобней и безопасней использовать для гормонального выхода.

      Удалить
    15. 2 fms: «что офисный бунт вообще может быть как-то позитивно канализован» — Коупленд, Generation X, вполне себе попытка.

      Удалить
  3. Бондиану не отметили, хотя в 90х Пирс Броснан собирал кассу неплохо
    Лучшие годы Бэтмена опять же - предвестник всех возможных франшиз
    Мэл Гибсон-режиссер мимо, но думаю увидим его "Страсти..." или "Апокалипсис" в третьей серии
    Еще звезды ромкомов 90х (помимо Робертс): Диаз и Бэрримор

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Диаз и Бэрримор обе были, но как партнерши по фильмам Стилера и Сэндлера, а Робертс - как вот просто лицо ромкомов 90-х.
      Кстати, еще был блок "актеры-режиссеры", там лидировал Клинт Иствуд, остальные уже так, упоминания.

      Удалить
    2. Бондиана у них вообще не упоминалась. Дело не в кассе, там более комплексный критерий. Про Office Space они, например, сказали, что как кино он был не шибко хорош, но очень точно отразил мир кьюбиклов.

      Удалить
    3. Бондиада не упоминается , видимо, из-за своего британского происхождения.

      Удалить
    4. Может быть, но Трейнспоттинг был в нарезке.
      Я думаю, что Бондиана 90-х уступает Бондиане 70-х, и, наверное, нынешней. Поэтому тоже.

      Удалить
  4. Американские киношные "лихие 90е" это отрефлексированное время президенства Картера (расцвет криминала) и первая часть президентства Рейгана (борьба с оргпреступностью и наркомафией).

    ОтветитьУдалить
  5. Мне из женщин-режиссеров вспомнилась София Коппола, ее "Девственницы-самоубийцы".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они её не назвали. Назовут в серии про нулевые, думаю, с "Трудностями перевода".

      Удалить
    2. Или в серии про десятые. Благодаря картине The bling ring - мощного манифеста культа эго и люкса

      Удалить
    3. Я не думаю, что он был мощным.

      Удалить
    4. Релиз 13года, не знаю, может были и более ранние попытки осветить тему. В любом случае у Копполы есть шанс, поскольку в серии про 10е года тема феминизма в кино будет одной из главных

      Удалить
    5. Так у неё же и были - тут обсуждали.
      При том, что фильм провалился и был плохо принят.
      И я не думаю, что тема феминизма будет одной из главных. Это она сейчас главная, и через эту оптику сейчас в фильме СиЭнЭн и составляют список - в серии про 90-е уже большой кусок про "Тельму и Луизу", много про Нору Эфрон, отдельный блок про женщин-режиссеров, и если из содержания понятно, что актером десятилетия был Том Хэнкс (он, кстати, продюсер фильма, но это действительно было его десятилетие, он снимался в важных фильмах и очень много), то для Джулии Робертс выделили отдельное время, как в прошлой серии - Мэрил Стрип. Акценты расставлены правильно, но понятно, что это дань агенде.

      Удалить
    6. Ну пока что феминизм тонким слоем по тарелке. Верно подметили - дань агенде. Женщина - лучший друг мужчины. Женщина - самостоятельная единица? Женщина - формирующая повестку дня? Скорее исключение. Но я не верю, чтобы этот торт обошелся без вишенки. Будет это речь Френсис Макдорманд на церемонии награждения или что-то еще... Поживем-увидим! В смысле выложат - скачаем!

      Удалить
    7. Тут дело в том, что в 90-е были заметные женщины-режиссеры, снявшие заметные фильмы (Эфрон - царица ромкомов, Бигелоу с "На гребне волны", Хекеринг с "Бестолковой" - культовый фильм 90-х, Кэлли Кури - сценаристка "Тельмы и Луизы", Кэмпион с "Пианино"), были знаковые героини, которые "формировали повестку" (они все есть в The Movies, все названы, и кстати, Макдорманд там комментирует). Они органично вписаны в историю этого периода. Когда их начинают выделять в отдельную загородку - "а вот женская режиссура", то это не про равенство уже. И выделили их искусственно, чтобы представить через нынешнее отношение, "оптику", прости господи. "А вот у нас современная агенда". Хотя да, наверное, 90-е отличались тем, что женщины в кинематографе стали заметнее во всех качествах - как создательницы, как героини, как актрисы. И они появлялись естественно, а не как сейчас - в ответ на и по феминистической разнарядке.

      Удалить
  6. Фильм вроде 1999, я потому и вспомнила. Ок, возможно она действительно больше по нулевым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это я к своему комментарию про Копполу.

      Удалить
    2. По времени попадает, но вот не упоминали. Но они и так не влезли в хронометраж и уже на титрах у них совсем крошево, вроде "почетного упоминания" и там "Приведение", "Один дома", "Семь", "Трейнспоттинг". То есть, очень заметные фильмы, но они не поместились никуда и не лезли в нарратив.

      Удалить
  7. Как человек, работавший в видеопрокате (музыкальный магазин с отделом кино, где можно было и покупать, и обменивать видеокассеты), скажу, что два фильма из 90-х были абсолютными хитами по спросу не (только) в год выхода, но и долгие годы потом, что-то из разряда "наследие десятилетия". Эти фильмы "Зелёная миля" (1999) и "Знакомьтесь, Джо Блэк" (1998). Прямо огромную любовь снискали в сердцах людей, неописуемую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я думала, "Легенды осени".
      Но в России было своё кино 90-х. Скажем, я вот много смотрела тогда, но список важных фильмов у меня будет расходиться с СиЭнЭн.

      Удалить
    2. И "Легенды осени", и "Бойцовский клуб" (золотая тройка Финчера: БК, Семь, Игра), и "Красотка" с "Французским поцелуем", и много всего ещё. Но "Знакомьтесь, Джо Блэк" и "Зелёная миля" идут с баааальшим отрывом. Но в России, конечно, своя история популярности даже отдельно голливудских фильмов, я согласна.

      Удалить
  8. Пусть и не абсолютные, конечно, но все-таки хиты - фильмы с Микки Рурком, "Харлей Девидсон и Ковбой Мальборо", "Сердце ангела", "9 с 1/2 недель", хотя последние 2 , наверное к 80-м. Да, еще вспомнился целый блок с фильмов с Киану Ривзом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все эти фильмы были хитами только в России. "9 1/2 недель" еще в Европе хорошо прошел, но это середина 80-х. В Штатах он шел как "фуууу, софт-порн и пошлость" и адски провалился в прокате.
      "Сердце Ангела" - 87 год, не собрал кассы (но не так катастрофично, как "9 1/2" и "Ковбой"), получил плохую критику (зря, кстати, Паркер хороший режиссер).
      "Ковбой Мальборо" очень плохой фильм. Просто запредельно. Провалился в прокате с треском.
      "Блок фильмов с Киану Ривзом" - размытое определение, тут могут быть разночтения (скажем, у меня это "Личный штат Айдахо" и "Даже девушки-ковбои грустят").

      Удалить