21 июн. 2021 г.

Советские люди

 Жара за тридцать и очередная волна коронавируса способствует моей самоизоляции в Майнкрафте, а значит и прослушиванию, а иногда и просмотру очередных длинных роликов, какие попали в рекомендации. И я послушала и посмотрела фильм Пивоварова про телемост 1985 года Ленинград-Сиэттл. 

Я плохо отношусь к тому, что делает Пивоваров. Основных претензий две - чрезвычайная поверхностность при подготовке, характерная для отечественного телевидения, и натягивание совы на глобус: под сценарий подбирают фактуру. Пример первого утверждения - это фильм о Листьеве, когда в результате у него и Собчак получились одинаковые фильмы с одними и теми же спикерами и теми же байками (туда же можно отнести и фильм на Первом). Чуть менее очевидный фильм о рок-клубе, хотя там ему по ходу действия самому пришло в голову, что надо опрашивать не известных людей, которые из года в год рассказывают одно и то же, да и то только то, что видели из своего пузыря, а людей "не первого ряда", которые видели картину "из зала". 

 По второму: это фильм о молодых предпринимателях, когда он очень хотел представить этих людей в лучшем свете, и поэтому показывает, как бабУшки руками ягодки раскладывают, но в кадре на заднем плане виден ангар и происходящее в нем, видимо, не так идиллически выглядит. Впрочем, никто не переплюнет тут Лошака, в фильме которого утверждалось, что ЖЖ пал жертвой Кристины Потупчик, потому что её люди писали тонны комментов Навальному. НТВ-шная школа. И они это называют "настоящей журналистикой".

Нынешний фильм более сумбурный, без лобовых оценок и сценарной линии, за исключением, наверное, линии "у нас рулила идеология, у американцев - деньги". Спикеры, особенно отечественные, противоречат друг другу, но по деталям, случайным упоминаниям и  складывается картина того времени. Во-первых, хотя они там и предлагают разных инициаторов от неназванных товарищей Стива Возняка до неизвестного нам Иосифа Гольдина (очередной родитель смыслов вроде Дугина-Павловского-Суркова) с нашей стороны, абсолютно прозрачно, что указание шло прямо от Горбачева и группы единомышленников, и телемост в таком критическом формате был им нужен к 27-му съезду КПСС, и вообще был частью подготовки населения к грядущим потрясениям. Но указание дали, а пояснять исполнителям ничего не стали. Проведите встречу граждан СССР и США. Кому-то намекнули, что требования американцев в приоритете и что разговор должен быть свободным. Но до средних и боковых структур это не дошло, поэтому в ленинградском горкоме хотели поступить "правильно": отобрать граждан и проинструктировать их. Познер теперь говорит, что его "бог надоумил" сказать, что Горбачев лично приказал ничего такого не делать. Ну какой бог, он если не знал, как он говорит, то уж всяко догадывался, и уж точно знал, каким фамилиями надо убеждать. 

А в это время "отдел по общению с иностранцами", сорри, "внешних связей", отбирал "девушек в купальниках на пляже у Петропавловской крепости". И все тут сразу всё поняли и девушки тоже понимали и гнали их. А теперь не юный уже "отборщик" Скворцов говорит, "они не верили и думали, мы их клеим". Так ведь и клеили, пользуясь оказией.  

Самое смешное, что наших граждан не надо было накачивать. Они сами включали программу Время в отдельно взятом мозгу и клеймили войну во Вьетнаме, которая вобще-то закончилась в 75-м году, в ответ на корейский боинг и войну в Афганистане. Если бы наша пропаганда была посвободней, их аргументы были бы и резче, и актуальней. Но у нас история шла с сильным отставанием. А уж какие тезисы там двигал Познер, залюбуешься. В своей книге он потом написал "Волею судеб я оказался первым советским человеком, который на глазах у всей страны вел никем не отрепетированную дискуссию с рядовыми американцами. И тот факт, что я не врал, признавал недостатки и проблемы, о которых знали все советские люди, но вместе с тем отстаивал интересы страны в вопросах принципиальных, нашел отзвук в сердцах." Недостатки признавал, но вот насчет "не врал" тут есть нюанс.

Но тут важно, что как во время ЧМ по футболу мы все по щелчку стали добрыми, так и тогда люди захотели дружить как по сигналу, но в обоих случаях это было искреннее движение. Вражины стали "простыми людьми", с которыми у нас "много общего". Если сейчас такое переключение регистров еще понятно, потому что у людей много общего и теперь люди друг друга видят в тех же соцсетях. Есть точки опоры. А тогда они все были выбиты. Это очень интересный момент, как мгновенно переключаются общественные настроения.  Не надо строить программу убеждения, идеологию, а просто сверху пошла волна и самые низы отреагировали быстрее, чем срединные пласты системы. 

Я не фанат СССР, особенно позднего, я его застала в куда более старшем возрасте, чем многие нынешние апологеты, но я смотрю сейчас на это всё спокойно, без ненависти,  как на узнаваемое прошлое, и люди соответствовали своему времени, так устроена жизнь, так устроено человеческое сознание, про которое мало что понятно, кроме того, что оно очень противоречиво.

И как иллюстрация этой противоречивости - история пятнадцатилетней Нины Мухиной, которая там выступила в защиту отъезжающих евреев и заговорила о необходимости сексуального образования в школе (из русской версии телемоста, а он шел в записи и отредактированном виде, про секс вырезали). Она не была антисоветчицей и диссиденткой, даже наоборот, она просто была внутренне свободной девочкой - ей думалось, что важно это сказать раз уж она живет в свободной стране. И самое удивительное и чудесное, что сейчас она такая же. Ей должно быть пятьдесят, и она выглядит так же молодо, так же прямолинейна, так же бесстрашна, и так же патриотична и одновременно критично настроена, как тогда.  

8 комментариев:

  1. Насчет "но вот насчет "не врал" тут есть нюанс". Он сам себя давно убедил, что не врал. Просто он на уровне подкорки знал, что можно сказать, а что нет, и что может быть похоже на правду, ей не являясь. Это как сдавать какую-нибудь хрень в институте, типа Истории партии, не сдавать же не получится, вот и входишь в состояние типа транса, в котором вся кривая логика этой Инстории цепляется по цепочке от одной лжи к другой. И не дай бог задуматься, а то прямо на этом месте замолчишь в ступоре.

    ОтветитьУдалить
  2. Пролистал фильм Пивоварова про прединимателей, понял про кого вы "как бабУшки руками ягодки раскладывают, но в кадре на заднем плане виден ангар и происходящее в нем, видимо, не так идиллически выглядит". Я один из тех кто в далеком в 2014 году участвовал в ее кроуфандинге https://boomstarter.ru/projects/85183/krem-med_s_yagodkami_stroim_tseh Прислали тогда баночки с медом, открытку. У нее и тогда и сейчас вполне все открыто было, все показывала, рассказывала. Не понимаю про что намеки про ангар? В нем как раз цех, на который она собирала деньги, показывала когда-то как там все устроено, как работает. Вообще хорошо и удивительно что за эти годы еще работают их дело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так цех и не показали. Показывали поля, маленькую пасеку, бабушек, потому что нужна была красивая картинка, экологический пейзаж, луга и травы. А там в ангаре производство. Производство - это не бабушки в сарафанах. Я не про неё говорю (хотя и знаю, что за продукт "крем-мёд"), а про Пивоварова. Производство не показалось ему по какой-то причине нужной картинкой. Ему хотелось вот такую "сову" - девушка в полях с бабушками кладет ягодки руками в баночки.

      Похожая история была с Адагамовым и пельменями Палыч. Там еще абсурдней было - у них был показательный цех ручной лепки. При этом Палычем завалены все супермаркеты. На самом деле у них огромное производство, на итальянских машинах, переделанных под пельмени. И начальный Палыч давно свою компанию продал. И вот туда везут Адагамова и он снимает этих теток, которые лепят пельмени руками (всем наплевать, чем лепят, главное, что внутрь кладут), пишет слезливый текст о том, что все пельмени Палыч делаются руками, с любовью типа, и как хорошо, что есть такие люди, как этот Палыч (которого там давно нет). А потом оказывается, что цеха с машинами он видел, но это портило ему эту слезливую историю..

      Удалить
    2. Понял, спасибо за уточнение, согласен, что Пивоваров свой образ лепит какой ему нужен. Из документалистики мне больше нравятся сюжеты у Настоящего Времени (признан иностранным агентом в России :))) вот нашел они снимали тоже сюжет про это производство https://youtu.be/5TNKdvg-A_Y?t=335 там показано и само производство, и отец которым производством занимается, и семья.

      Удалить
    3. Другой пример подобного искривления реальности - Варламов, хехе.

      Удалить
  3. забавно, что я совершенно не помню этого телемоста. а вот "Музыкальные ринги" помню вполне отчетливо.
    а казалось бы - одно и то же время..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я помню первый, а остальные были скучные.

      Удалить

Включена премодерация!